Агентство по регулированию и развитию финансового рынка готовит новые законы для банков Казахстана. Проекты «О банках и банковской деятельности» и «О внесении изменений в законы о финансовом рынке» уже опубликованы и обсуждаются, сообщает CentralMedia24.

Новый закон о банках начали прорабатывать после обращения президента к народу Казахстана 2 сентября 2024 года.

«Международные эксперты относят казахские банки к одним из самых прибыльных среди стран, богатых ресурсами. Поэтому речь идёт, в том числе, и о справедливом налогообложении этого сектора. Уплачиваемые банками налоги должны быть соразмерны дивидендам их акционеров», – сказал тогда Касым-Жомарт Токаев

В консультативном документе к проекту закона о банках говорится, что изменения помогут обеспечить финансовую стабильность банковской системы через усиление регулирования и надзора. Также обещается повысить доверие граждан к банкам за счёт прозрачности и защиты прав потребителей. Ещё говорится, что закон создаст условия для честной конкуренции и внедрения инноваций, чтобы улучшить качество банковских услуг.

Утверждается, что изменения начнут работать через пять лет после принятия законов.

Если говорить коротко о предстоящих основных изменениях, то они затронуть семь областей:

  • Управление банками станет строже.
  • Регулятор сможет гибко проверять работников и директоров.
  • Простые лицензии для новых банков.
  • Исламский банкинг станет доступнее.
  • Банки обяжут предлагать понятные продукты и решать споры до суда.
  • Банки должны готовить планы восстановления.
  • Законы поддержат развитие цифровых услуг и регулирование активов.

Теперь более широко рассмотрим предстоящие изменения.

Совершенствование корпоративного управления

Устанавливаются строгие требования к руководителям ключевых подразделений – управления рисками, внутреннего аудита и комплаенс-контроля. Они приравниваются к руководящим работникам с обязательными квалификационными и репутационными критериями.

Усиливается роль независимых директоров: вводятся ограничения на срок их пребывания, запрет на владение акциями банка или получение дополнительных вознаграждений от связанных структур, а также требование отсутствия деловых связей с лицами, связанными с банком особыми отношениями (ЛСБОО). Любые действия, которые могут вызвать конфликт интересов, должны согласовываться с независимыми директорами.

Финансовая стабильность и надзор

Внедряется мотивированное суждение: регулятор сможет гибко оценивать соответствие сотрудников и членов совета директоров требованиям, включая их независимость. При выявлении конфликта интересов возможна замена аудитора.

Расширяется круг ЛСБОО с учётом стандартов МСФО: в список войдут организации под контролем крупных акционеров и лица, способные влиять на решения банка через договорные отношения.

Ограничивается срок нахождения взысканного имущества на балансе банковской группы – не более трёх лет, чтобы ускорить возврат активов в экономику.

Упрощение доступа на рынок

Вводится базовая банковская лицензия с ограничениями: максимальный размер активов – 500 млрд тенге, запрет на кредитование нерезидентов и ЛСБОО, ограничения на привлечение срочных вкладов физлиц и запрет на брокерскую деятельность с рискованными инструментами. Это упростит вход новых игроков и усилит конкуренцию.

Базовая лицензия позволит новым банкам с активами до 500 млрд тенге легче войти на рынок, но при превышении этого лимита банк должен будет получить универсальную лицензию в установленный срок, чтобы продолжить рост.

Развитие исламского банкинга

Появится механизм «исламских окон»: традиционные банки смогут предлагать шариатские услуги без создания отдельного исламского банка. Условие – раздельный учёт операций и строгое соблюдение принципов шариата.

Защита прав потребителей и поведенческий надзор

Банки обяжут разрабатывать понятные и подходящие продукты, раскрывать полную информацию и избегать недобросовестных практик. Также они должны будут обучать клиентов финансовой грамотности.

Вводится система досудебного урегулирования споров: сначала жалобы рассматривает независимое подразделение банка, затем – финансовый омбудсман с обязательным решением, а в сложных случаях вмешивается Агентство.

Антикризисные меры и цифровые инновации

Для неплатежеспособных банков вводится трёхуровневая система: усиленный надзор, восстановление устойчивости и урегулирование. Государственная поддержка возможна только для системно значимых банков при исчерпании частных ресурсов (через механизм TLAC – конвертация обязательств в капитал).

Механизм TLAC обяжет системно значимые банки, такие как Halyk или Kaspi, держать запас капитала, чтобы покрывать убытки за счёт конвертации обязательств в капитал

Банки должны ежегодно обновлять планы восстановления, а регулятор будет их проверять.

Закон поддержит цифровизацию: создадут базу для работы с цифровыми активами и внедрения новых технологий.

То есть закон создаст базу для регулирования цифровых активов, таких как токены или криптовалюты, что продолжит опыт Казахстана с цифровым тенге.

Поделиться:

Оставить комментарий

Свидетельство о постановке на учет периодического печатного издания, информационного агентства и сетевого издания № KZ10VPY00111108

Exit mobile version