Агентство по финансовому мониторингу выступило против идеи депутата Сената Геннадия Шиповских относительно лицензирования блогеров, но подготовило свои поправки, передаёт Centralmedia24.
Шиповских обратился к председателю Агентства по финмониторингу Жанату Элиманову с просьбой ужесточить меры против блогеров, рекламирующих онлайн-казино, фиктивные розыгрыши и сомнительные курсы. В качестве мер он предложил ввести лицензирование или реестр блогеров, чтобы регулировать их рекламную деятельность и усилить контроль.
В законодательстве прямая ответственность за рекламу онлайн-казино отсутствует. Однако АФМ в ответ заявило, что готовит поправки, которые ужесточат наказание за рекламу нелегального игорного бизнеса.
Сейчас блогеры, рекламирующие онлайн-казино, могут отделаться лишь штрафом по статье 455 КоАП от 60 до 400 МРП. Эти суммы, по мнению ведомства, незначительны по сравнению с их доходами.
«Это мотивирует их продолжать незаконную деятельность. Например, блогер Наиль Турганов, более известный как @Niko_nett (2,3 млн подписчиков в Instagram), неоднократно размещал рекламу онлайн-казино. За это он был привлечён к административной ответственности».
Поэтому АФМ предложило:
- Ввести новую статью 455-1 КоАП, по которой штраф составит от 200% до 400% дохода, полученного за незаконную рекламу, с конфискацией средств;
- Дополнить Уголовный кодекс статьей 307-1, предусматривающей уголовную ответственность за рекламу игорного бизнеса, если она приносит крупный доход (от 1000 МРП) или причиняет значительный ущерб гражданам и государству.
Что касается лицензирования блогеров, в Агентстве отметили, что такой шаг может создать избыточные барьеры и ограничить свободу слова.
В ведомстве напомнили, что блогеры, зарабатывающие на рекламе, уже подпадают под действие законов «О рекламе» и «Об онлайн-платформах», обязаны платить налоги и соблюдать правила размещения рекламных материалов.
«Лицензирование блогеров приведёт к дублированию существующих механизмов и может ограничить право граждан на свободное выражение мнения», – пояснили в АФМ.
Отдельно в ведомстве затронули тему гивов и онлайн-розыгрышей, которые часто проводят популярные блогеры.
По мнению АФМ, часть таких розыгрышей фактически является лотереей, хотя внешне маскируется под продвижение онлайн-курсов или товаров.
Агентство предлагает:
- Разработать подзаконный акт, устанавливающий порядок проведения и контроля онлайн-курсов с уведомлением уполномоченного органа, размещением публичной оферты (о количестве уроков, темах и ожидаемых результатах);
- Ввести систему сертификации качества курсов;
- Ввести контроль, за соразмерностью стоимости товаров/услуг и ценности призового фонда, чтобы исключить продажу фиктивных товаров ради участия;
- Установить минимальные стандарты прозрачности, в т.ч. фиксация результатов розыгрыша, случайный выбор победителя (аудит или онлайн-генератор).
Также АФМ предлагает создать при Министерстве юстиции специальную платформу для автоматического поиска и блокировки зеркал сайтов онлайн-казино и других нелегальных площадок.
Все эти предложения уже направили в Правительство Казахстана для рассмотрения.
Читайте также: