Сенаторы одобрили поправки по вопросам развития столицы и городов республиканского значения, которые среди прочего предусматривают запрет рекламы на остановках и ввод дизайн-кода. Что конкретно запретят в Алматы и как нововведения отразятся на облике, а также на малом и среднем бизнесе, узнавал корреспондент Centralmedia24.

Основные нововведения:

  • Внедрение дизайн-кода и правила благоустройства в Астане и Алматы.
  • Расширение полномочий акиматов и маслихатов городов республиканского значения, столицы по вопросам реновации, доступной среды и нестационарной торговли.
  • Запрет на аудиорекламу в открытых пространствах, а также на размещение визуальной рекламы на покрытии тротуаров, велодорожках, проезжей части, остановках и посадочных площадках.
  • Укрепление правового статуса управления «зелёным поясом» столицы.
  • Расширение компетенции маслихата по утверждению норматива регистрации по месту жительства и месту временного пребывания (проживания) на территории столицы.
  • Ввод института регистрации иностранцев, прибывающих в страну на срок свыше 30 суток.

Большинство норм должны вступить в силу через 10 дней после официального опубликования документа. Отдельные положения — с сентября и октября 2025 года, а также января и июля 2026-го.

Фото: Centralmedia24

Дизайн-код Алматы: на что будет распространяться

В управлении городского планирования и урбанистики Алматы на запрос редакции ответили, что в городе введут единый стиль для остановочных комплексов. В крупных городах России, таких как Москва и Санкт-Петербург, такое уже внедрили.

Судьба рекламных остановок, которых в Алматы большое количество, пока неясна.

«Сейчас идёт разработка единого современного дизайна для остановок общественного транспорта. Проекты остановочных комплексов разрабатываются с учётом климатических особенностей, требований безопасности, доступности для маломобильных групп населения и интеграции с городской средой», — отметили в ведомстве.

Как пояснили в управлении, концепция дизайн-кода Алматы «основана на принципах визуальной чистоты, системности и уважения к архитектурному контексту города»:

«Главная задача — не навязать единый стиль, а задать понятную и адаптивную структуру, которая сделает городскую среду более упорядоченной, узнаваемой и комфортной. Сам дизайн-код включает как графические, так и пространственные решения, охватывающие ключевые элементы городской среды».

Описание элементов и графические решения будут находиться в специальных книгах. Согласно перечню их разделов, можно сделать вывод о том, чего конкретно коснутся изменения при введении дизайн-кода города:

  • Вывески: рекомендации по размещению, шрифтам, цветам, пропорциям.
  • Летние площадки и входные группы заведений: унификация подхода к оформлению временных и сезонных конструкций.
  • Уличная мебель: уже реализованные кейсы на пилотных участках.
  • Навигация: разработка визуально понятных и локально адаптированных решений.
  • Временные ограждения: эстетичное оформление зон строительства и ремонта.
  • Дворовые территории: рекомендации по благоустройству и визуальному порядку на микроуровне.
  • Фасады и архитектурная подсветка: аккуратные временные решения до капитального ремонта.
Фото: Centralmedia24

Бизнес и новые требования к дизайн-коду в Алматы

Корреспондент Centralmedia24 поинтересовался: не станет ли обязательный переход к единому стилю проблемой для малого и среднего бизнеса города. В управлении заверили, что визуальные изменения вывесок и витрин не станут проблемой для уже существующих кафе и торговых точек. Рекомендации коснутся новых объектов.

«Внедрение дизайн-кода — это не про «запреты и санкции», а про переход к визуальной культуре города, где каждая точка вписывается в общий облик. Мы осознаём, что для малого и среднего бизнеса любые изменения — это чувствительная тема, поэтому подход — эволюционный, а не жёсткий», — подчеркнули в ведомстве.

Подход к старым и новым объектам будет различным:

Новые объекты: для вновь открывающихся объектов соблюдение дизайн-кода будет  обязательным условием при согласовании.

Реконструкция/ремонт: при проведении капитального ремонта фасада или замене вывески бизнес должен будет привести их в соответствие с дизайн-кодом.

Существующие объекты: вывески и фасады, установленные до введения дизайн-кода, могут оставаться до момента их естественного износа или планового ремонта/замены. Немедленного демонтажа законно установленных вывесок не требуется.

Поддержка: акимат может разрабатывать программы поддержки (например, типовые проекты вывесок, упрощённые процедуры согласования) для облегчения перехода малого бизнеса на новые стандарты. Решения «не будут обременительными для малого бизнеса».

«Конечная цель — не усложнение, а облегчение жизни горожан, бизнеса и городской администрации. Когда каждый фасад, вывеска и здание не конфликтует с улицей, а становится её частью — выигрывают все», — отметили в пресс-службе управления.

В Медеуском районе Алматы планируют капитально отремонтировать пешеходную зону от улицы Достык до проспекта Назарбаева. Ремонт начнётся весной 2026 года, завершится — осенью.

Читайте также:

Поделиться:

Оставить комментарий

Свидетельство о постановке на учет периодического печатного издания, информационного агентства и сетевого издания № KZ10VPY00111108

Exit mobile version