Обновлённые правила обязательного автострахования в Казахстане вступили в силу 7 апреля 2025 года. Они коснулись системы расчёта коэффициентов обязательной страховки авто. Так, для водителей-новичков и нарушителей ПДД стоимость значительно повысилась, а для иностранцев и аккуратных водителей со стажем – наоборот. Однако после запуска начались технические проблемы, вследствие которых казахстанцы вот уже неделю не могут оформить новые страховочные документы. В причинах и последствиях разбирался корреспондент Сentralmedia24.
Согласно новым правилам, стоимость страховки зависит не только от числа аварий, спровоцированных водителем, но и от количества нарушений ПДД, а также страховочной истории.
Речь идёт о расширении классов системы «бонус-малус», влияющих на стоимость страховки. Их число увеличилось с 15 до 18. Новые страховые классы: A , M1 и M2 с повышающими коэффициентами до 3,5.
Так, новичкам теперь присваивают класс А с коэффициентом 1,8 (раньше – 1), что означает страховку почти в два раза дороже. Также класс водителя будут снижать не только в случае ДТП по его вине, но и если у него имеются неоплаченные штрафы и различного рода нарушения ПДД.
Но не успели новые правила вступить в силу, как начались технические сбои. Что же произошло?
Страховые разводят руками
Уже неделю в соцсетях казахстанцы жалуются на невозможность оформить полис гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств (ОГПО). Проблема возникла после начала действия обновлённых правил автострахования. Причина – страховые сайты «лежат».
Корреспондент Сentralmedia24 обратился с вопросами в несколько страховых компаний страны. Там ответили, что пока оформить полис действительно не получится, так как на стороне Единой страховой базы данных (ЕСБД) «идут работы». И когда они завершатся – неизвестно.
«О времени восстановления сервиса информации нет, вы можете оформить позднее», — уточнили в одной из компаний.
В другой компании нам также сообщили, что есть проблемы на стороне единой базы и возможны перебои.
«Ожидаем возобновления работы сервиса в ближайшее время. Спасибо за понимание!» — ответил менеджер.
По информации Digitalbusiness.kz, сервис заработал 15 апреля около двух часов дня. Об этом изданию рассказали специалисты одной из казахстанских страховых компаний. Однако сбои всё «ещё могут быть», признаются страховщики.
«Несколько минут назад мы получили сообщение, что система по ОГПО заработала. Можете попробовать оформить страховку прямо сейчас. К сожалению, с единой страховой базой пока ещё могут быть проблемы: внедрили очень много изменений в плане страховки и специалисты ещё будут продолжать технические работы», — сказано в публикации.
Буря возмущений
Председатель Независимого автомобильного союза Казахстана Эдуард Эдоков подтвердил, что проблемы с оформлением автостраховки действительно появились после 7 апреля. Он назвал корреспонденту Сentralmedia24 возможные причины сбоя:
«Насколько я понял, это всё из-за того, что систему штрафов подключили напрямую к базе страховых компаний. В теории хорошо, но на практике всё, как обычно. Сбои начались почти сразу – система ЕСБД просто «легла». Люди не могли оформить полис ни онлайн, ни в офисах. А полиция в это время, как говорят, продолжала штрафовать. У них же всё просто –просканировал госномер, в базе есть страховка – проезжай, в базе нет страховки – выписывают штраф. Никто там не заморачивается, правильно или неправильно».
Штраф за отсутствие полиса – около 39 тысяч тенге. Получается ситуация, когда водители стоят в очереди, система не работает, «так ещё и штрафуют».
«Сейчас, вроде как с 15 апреля, всё заработало, но пока ещё бывают задержки с обработкой данных. Там при расчёте стоимости система теперь учитывает не только аварии, но и грубые нарушения ПДД, то есть если вёл себя плохо за рулём — страховка подорожает, кажется, даже сильно», —пояснил председатель союза.
Он считает идею с новыми правилами неплохой, так как это «более честная система оценки риска». Однако отмечает, что реализация оставляет желать лучшего. Эдоков надеется на то, что в ближайшее время всё стабилизируют, и база «заработает, как надо».
Читайте также:
1 комментарий
Pingback: Пограничный пункт "Камышановка" между Казахстаном и Кыргызстаном переименуют и изменят время работы