Жители села Бескайнар Талгарского района Алматинской области вторую неделю опасаются за свою жизнь и здоровье. Всё началось с подключения новой магистральной газовой трубы, ведущей к курорту «Ой-Карагай». После её запуска резкие перепады в подаче газа привели к пожарам в домах. Сельчане пытаются найти выход, балансируя между страхом замерзнуть и взорваться. В ситуации разбирался корреспондент Centralmedia24.
В доме жительницы Бескайнара Карлыгаш Сыргабековой после подключения газопровода случился пожар.
«Уже больше недели происходят какие-то аварии. Когда была резкая подача, щиток не выдержал газового раздатка. Мы чуть не взорвались. Конкретно у меня загорелась плита. Она полыхала изнутри и снаружи. Я сама чуть не обгорела. В газовой службе составили акт, возвратили по старому чеку сумму за плиту. На второй день плита загорелась у соседей», – рассказала женщина.
По её словам, в другой день из закрытых конфорок пошёл газ. Коммунальщики снова приехали устранять причину. Они заменили какую-то запчасть и заверили, что после этого всё будет в порядке. Однако после начались отключения. Теперь, по словам женщины, подачу газа прекращают без предупреждения в любое время.
«Нам заменили старый газопровод на новый. Все говорят про подрядчиков и субподрядчиков, которые проводили эту магистраль в “Лесную сказку”. Скоро ночью будет минус 18-25 градусов. Сейчас снова понизили подачу газа – дом начинает быстро остывать. На вопросы, которые мы задаём, диспетчер ничего не может ответить», – пожаловалась Карлыгаш Сыргабекова.
«Они ждут человеческих жертв?»
Женщина рассказала, что вопросы задавали и акиму, но никакого вразумительного ответа не получили. Жители не знают что делать. Ситуация, по их мнению, абсурдная.
«Газовая труба, ведущая к базе отдыха «Лесная сказка», зарыта под землёй. Теперь, видимо, до весны будем так жить: боясь подорваться от резкой подачи газа, и с риском замёрзнуть, ожидая, что полопаются трубы. Кто нам будет это всё компенсировать? Чего они ждут? Человеческих жертв?» – задаётся вопросами сельчанка.
Как рассказала женщина, когда трубу тестировали, прогоняя воздух, население не уведомили. В итоге никто не знал, что необходимо отключить подачу газа в домах. Потом, по её словам, газ дали по максимуму:
«Мы тут чуть все не взорвались и не сгорели, у нас реально был пожар. У моих детей случилась истерика, у меня самой был шок. Конечно, у меня есть огнетушитель, но никто не ожидал, что будет так. И никто нас не предупредил. Нет никаких гарантий, что мы проснёмся утром».
По словам женщины, в акимате советуют переходить на альтернативный вид топлива, то есть на электричество. Однако и с этим в селе не всё стабильно. Свет периодически отключают.
Временная нормализация ситуации, которая случается на день-два, ничего не меняет. Один день хорошо, на следующий – снова отключают газ, на третий – подают топливо под давлением. Жители отправили заявление в прокуратуру Талгарского района и акимат Алматинской области.
Кто будет нести ответственность за жизни людей и имущество?
По словам сельчанки, за газопровод отвечает ТОО «Жетісу Газ құбыры». В обращении в прокуратуру жители просят принять меры в отношении этой компании.
«Сейчас у нас чистят газовые распределительные шкафы. Почему это нельзя было сделать перед похолоданием? Все сидят практически без газа. Кто будет нести ответственность за жизни людей и имущество? Почему никто не предупреждает об отключении или повышении давления, не проверяет, не обслуживает газовое оборудование?» – сказано в обращении.
Карлыгаш Сыргабекова рассказала, что по словам главного инженера «Жетысу газ», в новой трубе где-то была заслонка. Именно поэтому якобы создалось излишнее давление.
Женщина отметила, что сотрудники работали не в форме. Она предположила, что это «явно, не профессионалы». Работы вели глубокой осенью. А из-за первого снега трубы были в грязи.
Кому раньше принадлежал газопровод
Согласно Кompra.kz, ТОО «Жетісу Газ құбыры» существует на рынке 15 лет. Главный офис расположен в селе Бесагаш Талгарского района. Зарегистрировали компанию в 2010 году. Нового руководителя Кенжебека Шиналиева назначили недавно – в мае 2025 года.
Основной род занятий ТОО – распределение газообразного топлива по трубопроводам. Заключило 52 госконтракта на общую сумму более 219 млн тенге.
Новых госконтрактов за 2025 год всего три на сумму около 5 218 000 тенге.
Среди факторов риска – административные правонарушения. Три из них – за 2025 год. Общая сумма взысканных с ТОО штрафов около – 1 800 000 тенге.
С 2018 года у компании было четыре суда с ТОО «Лесная сказка». Последнее предъявляло газовщикам иск с просьбой вернуть магистраль предыдущему владельцу («Лесной сказке»).
«24 января 2013 года между ТОО «Alina Pro» (ныне ТОО «Горный Курорт – отель «Лесная сказка» и ТОО «Жетысу Газ Монтаж» (ныне ТОО «Жетісу Газ құбыры») был заключен договор о безвозмездной передаче в собственность газопровода среднего давления Q 219 мм», – сказано в судебных документах.
Этот газопровод построили в соответствии с рабочим проектом «Газификация котельной для отопления горного курорта «Лесная сказка».
По условиям договора ответчик взял на себя обязательства:
- принять газопровод;
- выступить правопреемником истца в отношении всех обязательств, касающихся ввода в эксплуатацию газопровода;
- в случае неисполнения договора возместить истцу причинённые убытки в полном объёме и т.д.
У «Лесной сказки» было две претензии. Первая в том, что к их газопроводу периодически подключали новых абонентов без письменного согласия истца. Бывший собственник узнавал об этом постфактум. Вторая касалась техобслуживания.
«По утверждению истца, содержание и техническое обслуживание газопровода не соответствует нормам и правилам. В связи с чем истец направил ответчику претензию о возврате на баланс истца газопровода ввиду нарушения условий договора. Однако претензия осталась без исполнения», – сказано в документах.
Суд установил, что требования законодательства и условия договора ответчик не нарушал, все документы в порядке, а истец не понёс убытки. В итоге иск «Лесной сказки» не удовлетворили. Газопровод остался на балансе ТОО «Жетісу Газ құбыры».
Причина – вода в трубе?
Корреспондент обратился к акиму Бескайнарского сельского округа Арману Джабаеву с вопросами о том, что же всё-таки происходит с газопроводом и кто в ответе за происходящее.
«Так как эта труба является частной, вы можете обратиться за информацией к директору «Жетысу газ» Нурлану Бериковичу», – посоветовал аким.
Однако с руководством компании связаться не получилось. В бухгалтерии предоставили номер юриста Айгали Байгали и посоветовали обратиться к нему.
«Если не ошибаюсь, сказали, что вот-вот всё устранят. Главный инженер там находится. Я переслал ваше сообщение ему. Как только будут результаты, он вам позвонит», – пообещал юрист.
Корреспондент редакции сам связался с Илиясом Баймуханбетовым. Главный инженер пояснил, что заказчиком работ является горнолыжный курорт ТОО «Oi-Qaragai». А подрядчиком, выполнявшим работы, – кызылординское ТОО «Аксар строй».
«Проблемы не у нас. Мы подаём всё как положено. Заказчик в сторону «Ой-Карагай» проводил замену труб на больший диаметр (159 мм заменили на 219 мм). В ноябре опрессовку и продувку сделали. Воды там не было, с их стороны приехали сотрудники лаборатории. Всё как положено приняли, на врезку разрешение дали», – рассказал он.
Врезку произвели 26 ноября. Старую трубу отключили. Но после того, как температура опустилась ниже нуля, давление в трубе стало уменьшаться. А после и вовсе оказалось, что в трубе есть вода.
«Сейчас здесь находятся подрядчики, я контролирую процесс. Делаем продувку. Сливаем воду. Краны поставили. Работа идёт. Сегодня-завтра, этим будут заниматься, пока вода в трубе не закончится», – сообщил Илияс Баймуханбетов.
Всё устранят за три дня?
Как заверил представитель компании, в течение трёх дней рабочие будут греть трубу, врезать краны и сливать воду. По его словам, на устранение нужно время. Он отметил, что всё произошло с приходом морозов, а не в день подключения. Тогда было не так холодно:
«Я сразу позвонил энергетику из «Ой-Карагай». Сказал, что заказчик – он. Пояснил, что им необходимо составить дефектный акт о наличии воды в трубе и написать письмо подрядчику. Наша компания тут никакие работы не проводила. Заказчик – не мы».
По словам инженера, плиты у жителей сгорели не от подачи газа.
«В регулятор поступила вода, которая образовалась в трубе. После она пошла в шкафы-распределители и замёрзла. От этого явления никаких страховок нет. Мы приехали, составили комиссию, сделали отверстие в трубе. Сразу позвонили подрядчику и энергетику, сказали, чтобы он составил акт. Что это его подрядчики трубы меняли и не до конца доделали», – сказал Илияс Баймуханбетов.
Он настаивает, что за ситуацию с давлением отвечает ТОО «Аксар строй».
«Мы тоже составили дефектный акт, что из-за их нарушения всё произошло. За это полностью отвечает «Аксар строй». До этого наша труба стояла, которая много лет работала. Видимо, им надо было быстро работу закончить, тендеры закрыть и чего-то не доделали», – предположил инженер.
В выходные рабочие нагревали трубу. Однако из-за подземного газопровода нагреть всё не представлялось возможным. Потому точных сроков устранения он дать так и не смог.
«В «Аксар строй» говорят: нужно три дня. Я предоставил бригаду. Мы тоже продували и сливали. Вода досконально не вышла, потому что есть же арки, и по ним она подняться не может. Сейчас ставим краны, сливаем оттуда», – отметил инженер.
Представитель компании также уверяет, что жильцов своевременно оповещали о включении и отключении газа.
В подтверждение своих слов он прислал скриншоты рассылки уведомлений.
В ТОО «Аксар строй» опровергают вину работников
Чтобы прояснить ситуацию до конца, корреспондент Centralmedia24 связался с директором ТОО «Аксар строй» Нурлыбеком Таукеевым. Он отметил, что газ в дома подавать не переставали. А с причинами перепада давления ещё разбираются.
«Мы сейчас выясняем, из-за чего пропадало давление. Ребята ищут причину. Точно ничего не могу сказать. В трубу не попадала вода. Это, скорее, конденсат, который образовался из-за резкого перепада давления и температур. Как выясним точную причину, я вам дополнительно позвоню и сообщу», – пообещал руководитель.
Проблем с газом, по его словам, быть не должно – работники мониторят ситуацию, проверяют отстойники на накопление конденсата.
Он также уверен, что их фирма не виновна в авариях в домах Бескайнара.
«Когда мы проводили опрессовку и очистку трубопровода, представители «Жетысу газ» участвовали в этом и всё смотрели. Видимо, вам неправильно что-то объяснили. Мы с этим не согласны. У нас есть гарантийные обязательства. Мы будем смотреть, чтобы жители получали нормально газ и у них было дома тепло», – отметил он.
В компании склоняются к тому, что вода – это всё же конденсат: «нормальное явление в газотрубах».
Вместо итога
Редакция связалась с Карлыгаш Сыргабековой спустя три дня, в которые рабочие должны были устранить причину аварий. По словам женщины, сейчас ситуация с газом нормализовалась. Но только время покажет, на долго ли.
«Выходные прошли нормально. Рабочие трубу грели, потому с подачей газа всё было хорошо. Сейчас, как греть перестанут, станет ясно, как обстоит ситуация на самом деле. Замёрзнет оно снова или нет», – подчеркнула женщина.
Бескайнарцы собрали уже более 60 подписей под обращением в прокуратуру. Но сельчане надеются, что их проблемы прекратятся, а дома будет тепло и безопасно.
Читайте также:
