Новую налоговую реформу предлагают в Казахстане. Она предусматривает снижение порога НДС, но при этом повышение его ставки, а также сокращение количества ОКЭД по розничному налогу.
Сейчас ставка НДС в Казахстане составляет 12 процентов. Ее в правительстве предлагают увеличить до 20 процентов. При этом на сколько точно будут его увеличивать пока неизвестно, вопрос на стадии обсуждения.
С чем связаны предлагаемые изменения и как они будут работать? Об этом рассказали эксперты Института экономических исследований.
О причинах
Директор Центра фискальной политики «Института экономических исследований» Ксения Загал считает, что снижать порог НДС нужно по нескольким причинам. Для повышения прозрачности налогообложения и для расширения налоговой базы.
«Сегодня в налоговом законодательстве Казахстана предусмотрены легальные способы налоговой оптимизации в виде применения различных специальных режимов налогообложения, что привело к раздробленности бизнеса на мелкие предприятия, многие из которых не являются плательщиками НДС. Это нарушило экономическую природу НДС и полноценное функционирование механизма его зачета, фактически превратив НДС в налог с продаж с эффективной ставкой 12%. Такая ситуация снижает прозрачность налогообложения, увеличивает административные расходы и ведет к недополучению налоговых поступлений, так как многие компании полноценно не участвуют в процессе зачета НДС.
Снижение действующего порога по НДС позволит расширить налоговую базу и обеспечить более справедливое распределение налогового бремени. Кроме того, неразрывность цепочки по зачету НДС позволит снизить его эффективную ставку до 3-4 процентов».
При этом она добавляет, что в связи с повышением ставки НДС, у бизнеса неизбежно возникнут дополнительные издержки. Для смягчения этого эффекта, Правительство отметило, что готово компенсировать часть издержек через существенное снижение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда, что поможет уменьшить финансовое давление на компании и поддержать деловую активность.
О возможном росте цен
Что касается цен, то повышение ставки НДС может повлиять на рост конечной стоимости товаров для потребителей. Но при этом в предлагаемой реформе предусмотрена индексация адресной социальной помощи, заработных плат и пенсий с учетом темпов инфляции. Это обеспечит поддержку социально уязвимых слоев населения и поможет минимизировать негативные последствия для граждан.
«Повышение ставки окажет давление на инфляцию, но данный эффект будет краткосрочным. В среднесрочном периоде экономика адаптируется под новые условия и окажет положительный эффект, в виде дополнительных поступлений, которые будут направляться на развитие реального сектора и создания благоприятных условий для того же самого бизнеса».
Об отличиях новых предложений
В 2023 году НДС уже предлагали поднять до 16%. Потом это решение отменил сам президент в 2024 на расширенном заседании правительства. В связи с этим возникает вопрос, в чем отличие этих реформ?
Заместитель директора Центра фискальной политики АО «Институт экономических исследований» Эльмира Осипова считает, что предложение Правительства в 2025 году отличается от того, что обсуждалось в 2023 году, прежде всего, более комплексным подходом и дополнительными мерами.
«В 2023 году рассматривалось исключительно повышение ставки НДС, что вызвало опасения относительно его возможного негативного воздействия на потребителей и бизнес, а также подчеркнуло необходимость более взвешенного подхода к таким решениям.
Текущее предложение Правительства включает не только повышение ставки НДС, но и ряд дополнительных мер, направленных на улучшение налогово-бюджетной системы в целом. Среди них — снижение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда, что поможет компенсировать издержки для бизнеса и смягчить воздействие повышения НДС на инфляцию. Также будет проводиться индексация адресной социальной помощи, заработных плат и пенсий, что обеспечит защиту граждан от повышения цен и инфляционных процессов».
Об изменениях
Первые экономические изменения станут заметны в течение нескольких месяцев после введения реформ. Бизнес начнет адаптироваться к новым условиям, таким как обязательная регистрация плательщиков НДС при превышении порога в 15 млн тенге и переход на ежеквартальную уплату налога.
«Что касается восполнения дефицита бюджета, то начальные поступления от повышения НДС могут поступить в бюджет уже в первые кварталы после вступления реформы в силу. Однако полное компенсирование дефицита может занять несколько лет, что зависит от масштабов повышения ставки и эффективности внедрения сопутствующих налоговых и экономических мер», — говорит Эльмира Осипова.
Ожидаемые долгосрочные эффекты, такие как стабилизация налоговой базы, повышение фискальной устойчивости и рост доходов, проявятся постепенно, когда система адаптируется и начнет приносить более ощутимые результаты.