Об обновлении политической и избирательной систем, а также развитии конкуренции и реформировании местного самоуправления за последние годы, Centralmedia24 рассказал политолог Замир Каражанов.
9 июня исполнилось шесть лет избранию Касым-Жомарта Токаева президентом страны. Одним из главных шагов, предпринятых им на посту главы государства, эксперты называют политические реформы: изменение механизма формирования парламента и маслихатов, в целом избирательной системы, законодательства о политических партиях, введения выборности акимов, в том числе районов и городов.
Как считает политолог Замир Каражанов, в условиях современных политических и экономических вызовов важность участия граждан в принятии политических решений и укрепление международных позиций становятся как никогда актуальными.
При этом он обратил внимание на то, что с самого начала Касым-Жомарт Токаев говорил о своей приверженности эволюционным изменениям в противовес революционным. Это подразумевает поэтапный, последовательный и даже неспешный ход реформ по принципу «тише едешь – дальше будешь».
Акимов больше не назначает единолично президент
«Если говорить об изменениях избирательной системы, это одно из первых, что поменялось в «Новом Казахстане». К примеру, в последнее время были «нарезки» округов. Это связано с демографией, миграцией, и чтобы учитывали принцип одного голоса. В Казахстане провели президентские и парламентские выборы. Идеи президента не сильно поменялись, то есть с чего он исходил с 2019 года, то этим и занимается. Например, внедрены прямые выборы акимов сёл, районов и городов областного значения. Более 2,5 тысячи сельских округов уже избрали своих акимов на основе народного голосования. В 2023 году стартовали пилотные выборы районных акимов, а с 2025 года они стали общенациональной практикой.
Акимы областей и городов республиканского значения больше не назначаются единолично президентом. Их кандидатуры теперь согласуются с соответствующими маслихатами, что повышает прозрачность кадровых решений и усиливает роль региональных представительных органов. Благодаря этой реформе, у граждан появилось понимание местной власти, снизился уровень аполитичности, усилилось влияние граждан на кадровые решения и укрепление подотчётности власти на местах. Все основные изменения прошли на рубеже 2020-2024 годов».
Токаев предложил ввести банкротство физлиц
«До 2019 года представительные органы власти, которые избирало население, были не такими. Тот депутатский корпус не мог делать какие-то острые или социальные заявления. По большей части тогда у них шла какая-то рутина по обсуждению законопроектов. Уже в этот период времени мы все увидели, что некоторые законы морально устарели, с другими был некий дисбаланс.
К примеру, если рассматривать банковский сектор. Один из первых инструментов, о которых Касым-Жомарт Токаев говорил – ввести банкротство физических лиц. Это уже говорит о том, что у нас на протяжении долгого времени не было такого функционала и из-за этого население с большими долгами имело большие проблемы. Давайте признаем, что в последнее время подобные дисбалансы законодательства устранили.
Сейчас законопроекты вызывают критику со стороны депутатов. Они обращают внимание на недоработки, более открыто стали говорить о проблемах, с которыми сталкивается население. Надо признать — это прогресс».
Перемены не должны содержать нулевой КПД
«Нельзя забывать, что некоторые могут жить в другой реальности. Поэтому, исходя из того, что у Казахстана есть предыдущий опыт, шаги сейчас могут выглядеть не такими большими. Однако китайцы говорят: «Путь в тысячу шагов начинается с одного». Мы эти шаги делаем и двигаемся в этом направлении.
Конечно, сразу ожидать кардинальных изменений — фантастика. Но попробуйте сравнить с другими игроками на политической арене: мы видим это на примере Кыргызстана, Украины, Грузии, где прошли революционные события. Казахстан же избежал такого политического кризиса. Перемены не должны содержать нулевой коэффициент полезного действия.
При этом Казахстан зарекомендовал себя как предсказуемый, рассудительный и ответственный участник глобальной системы международных отношений. В том числе это благодаря внутренней плановой стратегии, выставлении акцентов. Упрекать, что мы в течение 30 лет развивались в какой-то системе, также нельзя. Снижение барьеров, расширение политического представительства – это действительно тоже сыграло свою роль».
В Мажилис вошли новые политические силы
«В предыдущие годы в Парламенте были три партии, из них «Нур Отан» (нынешний Аmanat) там доминировал. Но сейчас ситуация изменилась. Мы видим реальное участие в процессах. Критика сейчас носит прагматичный характер, без эмоций, идёт сосредоточение на конкретных проблемах населения. В Аmanat появляются новые люди, которые готовы не просто так там находиться и поднимать проблемы населения, особенно, когда речь идёт тех регионах, в которых проживают или которые представляют депутаты.
В последние годы в стране сделали важные шаги к расширению политического участия и повышению представительности. Существенно облегчили условия для создания политических партий: минимальный порог членов снижен с 20 000 до 5 000 человек, а для региональных филиалов – с 600 до 200. Упростилась и сама процедура регистрации – для проведения учредительного съезда теперь достаточно 700 инициативных граждан.
Эти изменения уже дали ощутимый результат: в Мажилис вошли новые политические силы, ранее не представленные в парламенте, включая ОСДП и партию «Ауыл». Сегодня нижняя палата включает шесть парламентских партий и 29 депутатов, избранных по одномандатным округам. Это делает политическую систему более сбалансированной и чувствительной к запросам общества.
Сейчас население может легче и проще принимать участие в политической жизни. Система в целом должна иметь несколько альтернатив, через которые население может влиять на эти процессы. К примеру, внедрённый не так давно инструмент онлайн-петиций – обязательный для исполнения госорганов посыл от народа. Задачи по условной петиции широко обсуждают, создают советы, группы и собирают экспертов, чтобы принимать быстрые и эффективные решения.
Больше молодёжи вливается в политические процессы. Они всё чаще высказывают интересные идеи, способны и квалифицированно отстаивают интересы населения, особенно в своём регионе. Это конкурентная, открытая политическая среда и это не формальность, а действительно инструмент общественного влияния. Участие в политической жизни становится доступнее для граждан, а парламент всё больше отражает социальную и идеологическую структуру общества».
То, что происходит сейчас – это не версия Казахстана 2.0
«Самое важное в политической критике – чётко понимать, что есть элемент плюрализма. Казахстан на кухне обычно сравнивают с США, Европой, Арабскими Эмиратами. Давайте исходить из того, что та же американская система формировалась на протяжении столетий. Это не было так легко и быстро. К примеру, вопросы расового и гендерного равенства в правовом пространстве там начали решать десятки лет назад. Однако до сих пор их активно поднимают и пытаются решать.
Внедрение общественных советов – это прекрасный пример решения наших собственных проблем. В основном советы взаимодействуют с представителями неправительственных организаций. Их очень много в Казахстане, и они специализируются на различных сферах. Это может быть поддержка детей с инвалидностью, система здравоохранения, образование. Суть в том, что формируется фокусная группа, которая позволяет участвовать в процессе принятия решений. Если на уровне Мажилиса, то это обсуждение новых законопроектов. Если речь идёт о маслихатах, то это решения, которые касаются местных территориальных сообществ, проживающих на этой территории.
Любая страна проходит свой собственный исторический опыт и его результат – выстраивание своей политической системы. Поэтому нельзя просто взять и отвергнуть 30 лет и признать, что предыдущая система правления была неправильной. При этом то, что происходит сейчас – это не версия Казахстана 2.0. Ведь если вы умеете осваивать этот опыт, извлекать уроки и на их основе выстраивать работу в политике институтов, это и есть самый верный курс в политике. В Казахстане делают успешные шаги в этом направлении».
Люди быстро забывают, что было 10 лет назад
«Население всё более охотнее делится критическими и демократическими мыслями в соцсетях. Однако здесь есть момент в неправильной оценке. Люди действительно иногда не видят те перемены, которые происходят. Есть яркий пример: борьба с коррупцией. Практически каждый день появляются новости о том, что очередного чиновника задержали, порой высокопоставленного. Но население это воспринимает почему-то как знак увеличения случаев коррупции. На деле же напротив, речь идёт о том, что у нас борьба с коррупцией становится прозрачнее, её освещают, выявляют, не скрывают. С такой неправильной оценкой и есть большие проблемы. И это не результат демократии, а скорее влияние соцсетей: когда каждый сам себя считает компетентным в любых вопросах, не разбираясь критически, не оценивая весь доступный контент.
Или другой пример – финансовые показатели страны и госдолг. Не разобравшись, люди начинают говорить: «Всё плохо, куда смотрят власти». Но в большинстве своём они даже не сравнивают как минимум долги других стран.
Экспертность для этого и есть. Считаю, надо включать этот вопрос в программы, чтобы на пальцах разъясняли экономику, политику и другие направления. Ведь люди быстро забывают, что было 10 лет назад. Такую культуру политического поведения и вырабатывают среди населения, люди тоже должны понимать, куда и зачем мы идём».