17-летняя ученица Назарбаев Интеллектуальной школы в Астане Фариза Фазыл вошла в число десяти победителей престижного международного конкурса The New York Times Open Letter Contest. В своём эссе она подняла болезненную тему о том, что казахским девочкам до сих пор дают имена с надеждой, что следующим родится мальчик, сообщает Centralmedia24.
По данным The New York Times, в этом году на конкурс подали почти 10 тысяч работ со всего мира и только десять авторов удостоились победы. Среди них школьница из Казахстана.
«Молчаливые желания о другом ребёнке»: про боль и сочувствие
Фариза Фазыл написала открытое письмо, в котором подняла глубокую тему: традиции давать казахским девочкам имена, связанные с желанием родить мальчика.
Ұлболсын («пусть будет мальчик»), Ұлжан («душа мальчика»), Ұлтуар («родится мальчик») – такие имена до сих пор встречаются, и, как отметила Фариза Фазыл, каждое из них – немой укор, напоминание о том, что рождение девочки стало разочарованием.
«В казахской культуре имена имеют глубокий смысл. Они часто отражают надежды и чаяния семьи. Моё имя, например, обещает быть ярким. Но я знаю девочек, чьи имена звучат как ожидание кого-то другого – мальчика»,
написала школьница в своём эссе.
Именно этот тонкий и честный подход позволил её письму прозвучать далеко за пределами Казахстана. Работу заметили в редакции The New York Times, и она вошла в финальную десятку лучших.
«Моё имя простое. Оно означает только меня. Никаких молчаливых желаний о другом ребёнке. Когда я родилась, никто не вложил в моё имя тихую, отчаянную надежду на лучшее», – отрывок из письма Фаризы.
Письмо протеста
Конкурс The New York Times Open Letter Contest ежегодно предлагает подросткам со всего мира высказаться адресно, остро и при этом публично.
«Открытое письмо – это опубликованное письмо протеста или призыв, обычно адресованное отдельному лицу, группе или организации, но предназначенное для широкой публики», – пишет The New York Times.
Как рассказала Фариза Фазыл корреспонденту Centralmedia24, о конкурсе она узнала случайно – через образовательную платформу Lever Tutoring:
«Интерес побудил меня принять участие. Я тогда подавалась на многие соревнования по эссе, не задумываясь о победе. Что касается темы, то у меня были личные переживания, связанные с подобными именами».
История таких имён для девушки – не что-то далёкое и абстрактное. Она не раз слышала о них от знакомых, встречала в литературе и часто задумывалась, что чувствуют люди, которым дали такие имена.
«Мне важно было не просто рассказать, а передать ситуацию так, чтобы читатель почувствовал эмоцию и понимал, о чём я говорю. В остальном сложностей не было», – добавила она.
«Вы имеете право постоять за себя»
После публикации школьница не столкнулась с критикой, была только поддержка.
«Мои родные и близкие радовались за меня. И я стала больше верить в себя», – отметила казахстанка.
Сегодня Фариза Фазыл сосредоточена на учёбе и готовится стать инженером. Писать она продолжит, но связывать себя с правозащитной или социальной деятельностью пока не решила. Однако уже сейчас её голос звучит уверенно и смело:
«Я бы хотела сказать девочкам, которые чувствуют, что их занижают или не замечают: вы имеете право постоять за себя и отстаивать свои границы. Это нормально. И это нужно делать».
Её мечта – стать хорошим специалистом.