Их называли санитарами красных фонарей, Джеками-потрошителями из Казахстана. Бывший милиционер Сергей Копай, медбрат Михаил Вершинин и санитар Евгений Турочкин считали, что вершили правосудие, очищая город от «греха». На деле же они превратились в безжалостных убийц и людоедов. О том, существует ли «ген людоеда», почему жертвами были именно девушки лёгкого поведения и можно ли считать каннибализм – актом сексуального отклонения? На эти и другие вопросы ответила психиатр Арай Альгожина корреспонденту Centralmedia24.
История казахстанских людоедов
Их «миссия» быстро приобрела чёткий сценарий: они спаивали жертву алкоголем, накачивали наркотиками, насиловали, убивали с особой жестокостью, затем расчленяли тело. Часть трупов они выбрасывали по всему городу, а другую – употребляли в пищу.
Среди СМИ есть разные версии, что именно готовили людоеды, но чаще всего это были котлеты, шашлыки и даже пельмени.
Кровавая серия прекратилась, когда в милицию обратились девушки, сумевшие сбежать из квартиры каннибалов. Экспертиза позже установила: трое мужчин были вменяемыми.
Пропавшие с улиц
В конце 1990-х в южной столице одна за другой стали исчезать девушки, в основном в возрасте 18-25 лет, занимавшиеся проституцией. Их чаще всего можно было встретить на улицах Сейфуллина и Саина. Среди них шептались, что в городе появился «потрошитель проституток».
Слухи обрели очертания, когда в мусорных контейнерах Алматы начали находить останки женщин. Судмедэксперты установили, что перед смертью жертв спаивали алкоголем и накачивали наркотиками.
Позже следствие установит, что за чудовищными убийствами стояла троица, работавшая в Республиканской клинической психиатрической больнице. Бывший милиционер Сергей Копай, санитар Евгений Турочкин и медбрат Михаил Вершинин познакомились именно там.
По версии СМИ, их объединила общая ненависть к женщинам – особенно к проституткам, которые «слишком легко зарабатывают деньги». Свои действия они оправдывали просто: называли себя «санитарами красных фонарей», уверяя, что «очищают город от разврата».
Перемололи в фарш для закуски: первая жертва
Первой жертвой банды стала девушка, которую они «сняли» на Сейфуллина за 500 тенге. Изначально убивать её не собирались. Девушку привезли в квартиру Сергея Копая. Когда она принимала ванну, мужчина внезапно напал с ножом. Позже к нему присоединился Евгений Турочкин.
Из её кармана они достали те самые 500 тенге и купили на них алкоголь. Затем расчленили тело. Часть выбросили в мусорные контейнеры, остальное – перемололи в фарш для закуски.
Умерла от потери крови? Вторая жертва
Следующей стала знакомая Сергея Копая. Она пришла к нему в гости, где компания снова выпивала. Между женщиной и Евгением Турочкиным вспыхнула ссора, и тот бросил в неё рюмку. Стекло разбилось, осколки глубоко порезали ей руку. По словам мужчин, девушка умерла от потери крови, но следствие не смогло это доказать.
После этого Сергей Копай и Евгений Турочкин рассказали о своих «делах» коллеге Михаилу Вершинину, который, к слову, совершенно спокойно отреагировал на это.
По версии некоторых изданий, ему было интересно, как устроен человек изнутри, ведь он готовился поступать в мединститут. Именно Михаил Вершинин вскоре стал главарём банды.
Мясники из психбольницы
Так, с января по март 1999 года троица убила ещё пятерых женщин, действуя по одному и тому же сценарию. В этот период особенно проявилась извращённая натура Евгения Турочкина – после убийств он надругался над телами погибших, проявляя признаки некрофилии.
В апреле 1999 года полиция, наконец, вышла на потрошителей. Две девушки рассказали им, что недавно двое мужчин заплатили им за интимные услуги и отвезли в квартиру, где они вместе с тремя мужчинами выпивали алкоголь.
В какой-то момент, согласно показаниям девушек, им вкололи какой-то препарат и они уснули. Очнулись лишь спустя два дня в пустой квартире. Пользуясь этим, они сбежали из дома.
Так как останки некоторых жертв находили недалеко от названного адреса, сотрудники правоохранительных органов решили проверить эти показания на месте. Каннибалы оказались под арестом.
Суд и приговор
Судебный процесс проходил в Алма-Атинском городском суде. Во время заседаний подсудимые сохраняли полное хладнокровие и безразличие к происходящему. А во время перечисления преступлений они в красках рассказывали про свои злодеяния.
Суд признал Сергея Копая, Михаила Вершинина и Евгения Турочкина виновными в семи убийствах. Их приговорили к расстрелу, но из-за моратория смертную казнь заменили на пожизненное заключение.
К слову, в психиатрической клинике судебно-психиатрическая экспертиза показала, что все трое были вменяемы.
Сегодня Евгений Турочкин и Михаил Вершинин отбывают пожизненный срок без права на УДО и замену наказания. Сергей Копай умер в 2006 году от болезни.
Ген людоеда, шизофрения и акт выживания: почему люди хотят попробовать человечину
В мистических фильмах часто появляется идея о существовании особого «гена убийцы». Но может ли существовать ген людоеда? На этот вопрос корреспонденту Centralmedia24 ответила врач-психиатр, психотерапевт Арай Альгожина.
«Отдельного «гена людоеда» или «гена серийного убийцы» не существует. Поведение любого человека, включая агрессивные формы насилия или даже каннибализм, формируется в течение жизни под влиянием взаимодействия генетических, психологических, социальных и культурных факторов», – пояснила эксперт.
Она отметила, что научные исследования не подтверждают наличие единого гена, ответственного за такие действия, как каннибализм.
«Однако можно выделить комплекс факторов, которые могут повышать риск агрессивного или антисоциального поведения. Среди них – наследственность, алкогольная или наркотическая зависимость, травмы и заболевания головного мозга», – добавила Арай Альгожина.
По словам психотерапевта, желание попробовать человеческую плоть не считается адекватным или нормальным в современном обществе, ведь это нарушает базовые моральные и правовые нормы – убийство и надругательство над телом.
«У здоровых людей отсутствует гастрономический интерес к человеческой плоти. Такие наклонности крайне редки и почти всегда связаны либо с психическими расстройствами, либо с культурно-ритуальными практиками (у некоторых народностей), либо с экстремальными, кризисными ситуациями. Например, голодом или борьбой за выживание», – пояснила врач.
Психические причины и риск-факторы
По словам эксперта, если обобщить причины, то ни одна из них не гарантирует развитие каннибализма, однако анализ известных случаев позволяет выделить возможные факторы. Так, каннибализм может проявляться на фоне тяжёлых психических расстройств и состояний.
Среди них:
- Шизофрения – когда человека охватывают бредовые идеи или галлюцинации, побуждающие к поеданию человеческой плоти. В подобных случаях больные утверждают, что «это даёт им силу» или что «внутренний голос приказывает им так поступать».
- Парафилии – сексуальные отклонения, при которых возбуждение вызывает сам акт поедания человека (например, так называемый вурнализм).
- Расстройства личности – в частности, антисоциальное или пограничное, сопровождающееся импульсивным и разрушительным поведением.
Арай Альгожина уточнила, что существует психиатрическая разница между теми, кто ест человеческую плоть из-за болезни, и теми, кто делает это осознанно.
«Когда мы совершаем действие, у нас в голове есть мысли, которые его оправдывают. У «осознанных» есть чёткое объяснение, порой оно даже кажется почти справедливым. Например, «очистить мир от грязи и похоти». А у психически нездоровых есть своя «логика», часто бредовая: они могут думать, что, поедая плоть, оставляют часть человека в себе», – пояснила психотерапевт.
Каннибализм как ритуал и выживание
Специалист напомнила, что в некоторых культурах каннибализм имел ритуальное значение.
«Например, в племени Форе поедание мозга умерших родственников было частью погребального обряда. Считалось, что тот, кто съест мозг, приобретёт мудрость, смелость и благородные качества умершего», – рассказала Арай Альгожина.
В других случаях каннибализм стал актом выживания.
«13 октября 1972 года самолёт потерпел крушение в высокогорном районе Анд, и выжившие ели тела погибших, потому что запасы еды закончились. Здесь работает инстинкт самосохранения. Но если говорить о генетике, то гены не предопределяют каннибализм – они лишь могут повышать риск агрессии или нарушений поведения. Какая именно будет агрессия – заранее неизвестно», – пояснила она.
Социально полезный акт? Борьба мотивов убийц
Психотерапевт подчеркнула, что вменяемость – это способность человека во время преступления осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими.
«То есть вменяемый человек способен спланировать убийство, понимать, что это противозаконно, и управлять своими действиями. Если мы говорим о серийном каннибализме, то такое преступление требует планирования. Человек осознаёт, что это ненормально, и пытается скрываться, иногда даже ведя внешне «идеальную» светскую или рабочую жизнь», – отметила эксперт.
По её словам, вменяемость оценивается не по самому преступлению, а по состоянию преступника. Каждый случай индивидуален.
Напомним, мужчины, о которых шла речь, называли себя «санитарами красных фонарей». Они убивали не случайных людей, а целенаправленно выбирали проституток. Почему именно их – вопрос, который остаётся открытым.
«Сложно сказать однозначно, но, вероятно, они искали тех людей и те места, откуда редко обращаются в полицию. Возможно, выбирали лёгкие мишени. Кроме того, общество часто воспринимает девушек, оказывающих интимные услуги, как недостойных, их будто ценят меньше. В структуре каждого нашего действия, преступного или нет, есть момент борьбы мотивов. Человек задаётся вопросом, зачем он это делает. Эти «санитары» могли рационализировать свои поступки как «очищение общества от грязи». Само название, которое они себе дали, звучит как оправдание – попытка представить убийства как социально полезный акт», – пояснила психотерапевт.
Сексуальное отклонение или болезнь?
По словам эксперта, каннибализм может быть формой сексуального отклонения, но не всегда.
«Он может быть связан с парафилиями, такими как вурнализм – сексуальное возбуждение от поедания человеческой плоти, но чаще объясняется другими причинами. Некрофагия – поедание трупов для получения сексуального удовлетворения, часто сочетается с некрофилией», – отметила Арай Альгожина.
Может ли существовать врождённая тяга к каннибализму?
Отвечая на вопрос о возможной врождённой склонности к каннибализму, специалист пояснила:
«Человек может иметь врождённые факторы риска или состояния, из-за которых он становится агрессивным или не вписывается в нормы общества. Но это не про каннибализм. В сравнении с другими преступлениями каннибализм не самый частый», – сказала она.
Арай Альгожина подчеркнула, что каннибализм – это приобретённое поведение, формирующееся под влиянием психопатологии, культуры или экстремальных обстоятельств.
«Врождённой тяги к нему не выявляли. Если каннибализм связан с психическим расстройством, лечение возможно, но требует длительной терапии, речь идёт лишь о ремиссии. Если это проявление психопатии или криминального умысла, прогноз неблагоприятный, так как высока вероятность рецидива. А в случаях выживания или ритуалов лечение не требуется – такое поведение ситуативно и не связано с болезнью», – резюмировала специалист.
Как подчеркнула психиатр, каннибализм – не диагноз, а поведение, за которым может стоять и болезнь, и сознательный выбор. Вменяемость, психическое расстройство и мотив преступления – разные плоскости. Иногда страшнее не безумие, а хладнокровная уверенность в собственной правоте, когда убийство оправдывают «высшей целью».
Читайте также: