В Казахстане обсуждают одно из самых заметных нововведений последних лет в сфере дорожной безопасности. Речь идёт о системе штрафных баллов для водителей. Инициатива может радикально изменить отношение автомобилистов к дисциплине на дороге, считают в госорганах. Centralmedia24 разбирал, как именно это будет работать и действительно ли санкция сможет сделать дороги безопаснее.

Инициатива прозвучала на заседании Координационного совета по вопросам обеспечения дорожной безопасности.

«Для системной профилактики повторных нарушений участники заседания предложили внедрить балльную систему учёта нарушений ПДД с цифровой фиксацией. Она позволит своевременно выявлять и отстранять злостных нарушителей от вождения. При достижении порогового уровня баллов недисциплинированные водителей будут направлять на пересдачу экзаменов. Что повысит качество подготовки и дисциплину на дорогах», сообщила пресс-служба Генпрокуратуры.

На запрос редакции в МВД ответили, что норму только изучают. И говорить о чём-либо пока рано. Там также разъяснили, что инициатива направлена на профилактику систематических нарушений, повышение культуры вождения, что должно способствовать снижению количества ДТП.

«Такую практику широко применяют во многих зарубежных государствах. В настоящее время норма находится на стадии изучения и межведомственной проработки. В этой связи комментировать детали на данном этапе преждевременно», – рассказали в МВД.

Centralmedia24 обратился к экспертам, чтобы узнать, как может выглядеть новая штрафная система и действительно ли она изменит ситуацию на дорогах страны.

Злостным нарушителям разрешают оплачивать своё плохое поведение

Автоэксперт и главный редактор журнала «За рулём Казахстан» Алексей Алексеев рассказал корреспонденту Centralmedia24, что он сам уже пару лет предлагает внедрить в стране систему штрафных баллов для автомобилистов.

«Я об этом всегда говорю в своих интервью. Как мы видим, система, которая есть сейчас, не работает на уменьшение количества ДТП, погибших, пострадавших и самих нарушителей. У нас миллионы нарушений в год на миллиарды тенге. Государству от этого приятно, потому что оно получает деньги в бюджет. А автомобилисты особо не расстраиваются, как я понимаю. Платят, да и всё. А многие не платят. Существующая система плодит нарушителей», – сказал он.

По его словам, в Казахстане есть водители, которые могут совершить 50-70 нарушений в месяц или год. Штрафы они оплачивают неохотно, а после быстро забывают о том, за что заплатили. Получается, что «злостным нарушителям разрешают оплачивать своё плохое поведение».

Алексей Алексеев. Фото: Facebook.com/veterkz

«Это может привести к тому, что рано или поздно такой нарушитель может сбить человека или разбиться сам и повлечь за собой другие жизни. В существующей системе контроля за автомобилистами есть накопительный аспект только в случае, если происходит одно и то же нарушение в течение года. Тогда следующий штраф растёт. И на этом всё. Но я предлагаю вспомнить, к примеру, советское время. Три дырки ставили в техталон. Третья дырка означала лишение прав или пересдачу», – пояснил Алексей Алексеев. 

Алексей Алексеев предлагает ввести лимит в 100 баллов для водителей на год. И по мере того, как нарушают ПДД – отнимать их.

«Допустим, нарушение скорости отнимает 30 баллов. Не пристегнул ремень – 10 баллов, не пропустил пешехода – 30-50 баллов. Если неправильно встал под знаком – 20 баллов. То есть тяжёлые нарушения должны забирать больше баллов и наоборот. Как только исчерпал баллы – предлагаю лишать прав. Но не на большой срок, а начиная с месяца. Если попался второй раз, то уже лишение на три месяца, следующее – на полгода. Вот так мы можем учить», – предложил спикер. 

Бардак на дорогах: нужно вернуть дорожный патруль?

Следующим важным шагом он считает необходимость возвращения дорожной полиции. Государство упразднило её, понадеявшись на камеры. Кроме того, мера должна была искоренить коррупцию.

«У нас универсальная полиция, и у неё полно дел. Ей не до нарушителей. Поэтому мы видим огромное количество нарушений в наших городах. Огромное количество машин всё лето стоит под знаками на дорогах. И никому до этого нет дела. Полиция не справляется. Пусть будет патруль, как это работает в Америке. Где-то, где нет камеры, человек нарушил и попал на патрульного. Неотвратимость наказания. Я за такие методы, потому что всё хуже и хуже становится. В Алматы и Шымкенте бардак на дорогах. Никто не может навести порядок», – считает Алексей Алексеев.

По его мнению, пока не примут должные меры, нарушителей победить не удастся.

Мировой опыт: для нарушителя, у которого мало баллов, страховка дороже

Балльная система работает во многих странах мира.

  • В Германии (Фленсбург), например, за нарушение ПДД водителю начисляют штрафной балл. Когда в сумме их становится восемь, водителя лишают прав.
  • В Великобритании при получении прав водителю автоматически начисляют 12 баллов на три года. За нарушения снимают их. Когда лимит исчерпан – человека лишают прав минимум на полгода. Это решает суд.
  • Во Франции так же вместе с правами выдают 12 баллов. При нарушении их списывают. После обнуления придётся пересдавать экзамены на право вождения.
  • В Италии схожая система. Правда, дают 20 баллов. С каждым нарушением их количество уменьшается и далее либо пересдача, либо лишение.

«В Испании так же балльная система. Но там свои нюансы. В Австралии, Японии, Южной Корее – то же самое. Причём в Японии и в Южной Корее баллы влияют на стоимость страховки. Для нарушителя, у которого мало баллов на счету, страховка становится дороже. Считают, что он является нестабильным водителем и больше шансов, что он неправильно себя поведёт на дороге», – пояснил автоэксперт.

По словам Алексея Алексеева, в Канаде и США баллы влияют на цену страховки. Однако там многое зависит от региона. Не во всех штатах одинаковые условия. 

Рецидивистов, нарушающих ПДД, нужно наказывать жёстко

Председатель Независимого Автомобильного Союза Казахстана Эдуард Эдоков поддерживает предложенную инициативу. Однако отметил, что пока не ясно, как её будут реализовывать.

«В целом идея здоровая. Подобные системы баллов существуют в большинстве развитых стран. Я сам жил, работал и в том числе ездил за рулём в Европе. Рецидивистов, нарушающих ПДД, нужно наказывать жёстко. Одно дело, когда ты случайно знак не заметил. Другое – когда у тебя 20, 30, 50 или 100 нарушений. В новостях недавно говорили о 32 нарушениях за год. Это фактически три раза в месяц водитель что-то нарушает, и всё ему сходит с рук. Иногда задерживают нарушителей, которые на три миллиона штраф накатали», – объяснил свою позицию эксперт.

В мировой практике баллы можно восстанавливать. Например, если водитель не нарушал ПДД год, то лимит увеличивается.

Эдуард Эдоков. Фото: Facebook Eduard.Edokov

В Испании, к примеру, балльную систему ввели в начале 2000-х. По оценкам эффективности после запуска системы снижение смертности и травм в первый же год составляло 12-15%.

«Это ощутимо. А учитывая, что Казахстан входит в первую тройку стран по аварийности на дорогах, то это очень хороший показатель. Со временем цифры снижаются. Но тем не менее это работает», – подчеркнул Эдуард Эдоков.

Он считает, что Казахстану нужна не только балльность, но и максимальная автоматизация.

«Сейчас, если вы нарушили ПДД и камеры это зафиксировали, штраф «прилетает» через час или на следующий день. С новой системой могут быть интегрированы банки. Баллы могут отображаться в вашем личном кабинете, например. Также нужна градация. К примеру, новичку, который только получил права, стоит давать меньше баллов, чем опытному водителю», – считает Эдуард Эдоков.

Пилотный проект могут запустить в Алматы?

По словам экспертов, должны быть чёткие критерии: при каком количестве баллов временно отстраняют от вождения, через какое время пересдача или направление дела в суд для лишения прав. 

Есть и другие спорные стороны, которые необходимо продумать перед запуском системы.

«К примеру, есть собственник авто, а есть водитель. Это могут быть разные люди. Здесь тоже нужно всё продумать. Должна быть идентификация и понимание, кто отвечает в случае нарушения. Всё это обязательно необходимо интегрировать с единой системой административных правонарушений», – отметил Эдуард Эдоков.

У водителей должна быть возможность электронной апелляции, чтобы в случае спорного нарушения оспорить его.

«Сейчас ужесточают требования к автошколам. Возможно, в рамках этих автошкол будет какая-то стандартная унифицированная программа для тех, с кого сняли баллы», – добавил глава автосоюза.

Он предполагает, что скорее всего сначала будут запускать пилотные системы в крупных городах. По его словам, для этого подходит Алматы. Город имеет особый статус и часто становится законодательным источником. Тем более, что в Алматы можно изменять нормативно-правовые акты, не вынося на обсуждения Мажилиса, а делать это в рамках маслихата в качестве пилота.

«Важно, чтобы история баллов каждого автомобилиста хранилась в единой системе. К ней должен быть доступ через личный кабинет, в котором пользователь сможет посмотреть состояние своих баллов. Можно «прикрутить» их к еGov. Это также необходимо интегрировать с базой МВД. Также должна быть информационная безопасность – система должна быть защищена», – отметил он.

Необходима стратегия на 10 лет

Эдуард Эдоков подчеркнул, что безопасность на дорогах зависит от многих факторов. И ввод баллов – лишь одна из мер.

«Сейчас очень много разных точечных кампаний. Складывается ощущение некой хаотичности. Хотелось бы увидеть стратегию, разработанную специалистами в области транспортной логистики, урбанистики, безопасности дорожного движения. Безопасность на дорогах стоит на трёх китах: водители и пешеходы, дорожная полиция и инфраструктура. Всё это в совокупности влияет на итог. Стратегия должна охватывать все эти блоки», – сказал эксперт.

Стратегию, по его мнению, нужно встроить в законодательную систему. Но до этого провести широкое общественное обсуждение. И не забывать о базе – обучение маленьких казахстанцев основам безопасности на дорогах.

Читайте также:

Поделиться:

Оставить комментарий

Свидетельство о постановке на учет периодического печатного издания, информационного агентства и сетевого издания № KZ10VPY00111108

Сканируй

Exit mobile version