В преддверии Дня медицинского работника редакция Centralmedia24 подготовила серию материалов, посвящённых героям в белых халатах. Этот выпуск посвящён бригадам Службы скорой медицинской помощи Алматы – тем, кто первыми оказываются рядом, когда случается беда. В материале эти спасатели на колёсах рассказали, как справляются с агрессией со стороны пациентов и их близких, успевают ли отдыхать между вызовами и почему не уступившая дорогу машина может стоить чьей-то жизни.

Работа бригады скорой помощи – это непрерывный марафон, где каждая секунда на счету. Райымбек Тәліпбай, который уже семь трудится врачом одной из алматинских бригад, с теплотой вспоминает свой первый вызов, который навсегда запечатлелся в его памяти.

«Пациент был с бронхиальной астмой и дыхательной недостаточностью второй степени. Состояние требовало экстренной медицинской помощи. Я очень волновался и чувствовал большую ответственность. Но именно после этого вызова впервые услышал слова благодарности», – рассказывает врач.

Райымбек Тәліпбай / Фото: Centralmedia24

С тех пор сменилось много смен и тысячи выездов, но чувство ответственности осталось неизменным. По словам Райымбека Тәліпбая, в обычный день поступает от 12 до 18 вызовов, а во время эпидемий ещё больше.

Дежурство у врачей бригады скорой помощи длится 24 часа. В такие смены всё подчинено только ритму вызовов, успеть отдохнуть получается далеко не всегда.

«Мы заступаем в 8 утра: принимаем машину, проверяем оборудование. И сразу начинаются вызовы. Если состояние пациента тяжёлое — везём в больницу. Работаем без перерыва до следующего утра. Иногда есть возможность немного передохнуть, но бывает, что весь день в пути и не бывает времени передохнуть или даже поесть», – признаётся врач.

«Всё предусмотрено для спасения жизни»

Оснащение машины скорой помощи – это практически реанимация на колёсах. В ней есть всё необходимое для оказания экстренной помощи: дефибриллятор, аппарат ИВЛ, кислородные баллоны, монитор для контроля состояния пациента, аппарат ЭКГ, электрический отсос и всё остальное.

Оснащение кареты скорой помощи / Фото: Centralmedia24
Оснащение кареты скорой помощи / Фото: Centralmedia24
Оснащение кареты скорой помощи / Фото: Centralmedia24

Также в карете можно найти носилки, шины Крамера, ингалятор и бикс – стандартный и реанимационный.

«Мы не допускаем ситуации, когда чего-то не хватает. Перед каждой сменой тщательно проверяем оборудование», – подчёркивает Райымбек Тәліпбай.

Почему не всегда удаётся спасти пациента

Чаще всего, по словам врача скорой, поступают вызовы из-за высокого артериального давления, хронических сердечных заболеваний, нарушений мозгового кровообращения и инсультов. Зимой добавляются респираторные вирусные инфекции, а летом много детских травм.

Фото: Centralmedia24

Вспоминая самые сложные случаи, Тәліпбай рассказывает:

«Помню одного пациента, ему было около 40 лет – это был один из самых сложных случаев. У него был острый коронарный синдром, инфаркт с остановкой сердца. Мы провели сердечно-лёгочную реанимацию. К счастью, всё прошло успешно, и нам удалось довезти его до больницы».

Райымбек Тәліпбай / Фото: Centralmedia24

Но не все истории заканчиваются благополучно. По его словам, трагедии нередко происходят из-за того, что люди слишком долго тянут с обращением к врачам.

«Ситуации бывают разные: пациент может не обращаться в поликлинику, не вызывать скорую вовремя. Болезнь прогрессирует, и к моменту нашего приезда бывает уже слишком поздно», – рассказывает Райымбек Тәліпбай.

Бригада едет на вызов / Фото: Centralmedia24

По его словам, врачи с годами привыкают к таким ситуациям, но каждый раз стараются сохранить спокойствие и действовать профессионально с уважением к пациенту.

Кто нападает на врачей

Несмотря на самоотверженность, с которой медики выполняют свою работу, они, к сожалению, часто сталкиваются с непониманием и даже нападениями.

Торегали Бериккалиулы (Фото 1 из личных соцсетей) и Нурболат Дакебаев (Фото 2 qamqor.gov.kz)

Так, в январе 2024 года житель Караганды Нурболат Дакебаев напал на водителя скорой помощи — ему не понравилось, как медработник припарковал машину. В итоге водитель получил травмы и оказался в больнице. 23 августа суд признал Дакебаева виновным в умышленном причинении среднего вреда здоровью и приговорил к двум годам лишения свободы.

«Чаще всего с агрессией сталкиваемся со стороны родственников. Если пациент – ребёнок, напряжённо реагируют родители, если пожилой человек – его взрослые дети. До физического насилия, к счастью, не доходило, но грубость и нецензурная лексика – с этим сталкивался не раз. Иногда в порыве эмоций люди даже мешали нам оказывать первую помощь», – сетует Райымбек Тәліпбай.

Чтобы предотвратить такие инциденты, в Казахстане начали тестировать видеожетоны для бригад скорой помощи. В Минздраве рассчитывают, что устройства помогут защитить медиков от угроз и нападений во время выездов. Врач скорой помощи Райымбек Тәліпбай считает, что такие жетоны станут надёжной гарантией безопасности для медицинских работников.

Самое трудное – это пробки Алматы

По словам врача скорой Райымбека Тәліпбая, бригада приезжает к пациенту за 10 минут, но из-за пробок дорога может занять 15 минут, но не больше. Врач и фельдшер отвечают за пациента, но без водителя их работа была бы невозможна. Мухит Тагаев уже 10 лет за рулём скорой помощи и замечает положительные изменения на дорогах:

«Раньше бывали случаи, когда водители игнорировали скорую. Сейчас ситуация изменилась – в 95% случаев нас пропускают. Помогает и видеонаблюдение: камеры фиксируют нарушения, сотрудники службы безопасности передают данные в ДВД, и нарушителям выписывают штрафы. Люди стали относиться с большим пониманием».

Мухит Тагаев / Фото: Centralmedia24

Несмотря на положительные изменения, пробки в мегаполисе по-прежнему остаются самым серьёзным препятствием для скорой помощи. Иногда именно из-за заторов скорая не успевает вовремя, и это может стоить пациенту жизни.

«Самое трудное – это пробки в Алматы. Помню, как застряли на пересечении Райымбека и Тлендиева. Нужно было везти пациента в седьмую больницу, а все ряды заняты. Пришлось буквально выбираться из ловушки. Очень тяжело и напряжённо. Именно в пробках теряется драгоценное время», – констатирует Мухит Тагаев.

Мухит Тагаев / Фото: Centralmedia24

По словам водителя, в критических ситуациях приходится нарушать ПДД:

«Иногда разгоняемся до 100 километров в час, но не больше – безопасность всегда на первом месте. Стараемся ехать максимально быстро, но при этом аккуратно, чтобы как можно скорее доставить пациента в больницу и не подвергать риску ни его, ни других участников движения».

Фото: Centralmedia24

На вопрос о том, что могло бы улучшить ситуацию на дорогах города, Мухит Тагаев назвал автобусные полосы. Он отметил, что возможность двигаться по ним заметно облегчает работу бригады скорой помощи, и выразил надежду, что таких участков в Алматы станет больше.

Больше историй ко Дню медика – на нашем YouTube-канале и в предыдущих материалах на сайт.

Читайте также: «Врачи помогают, а не обслуживают» – хирург Марат Абдуллаев о том, что нужно изменить в медицине

Поделиться:

Оставить комментарий

Свидетельство о постановке на учет периодического печатного издания, информационного агентства и сетевого издания № KZ10VPY00111108

Exit mobile version