Анализ рынков оптовой и розничной реализации авиатоплива, который провело Агентство по защите и развитию конкуренции РК (АЗРК), показал необоснованное завышение стоимости топлива для международных пассажирских и грузовых авиаперевозчиков. Аэропорты и поставщиков авиатоплива проверят на предмет ценовой монополии, сообщает Centralмedia24.
По информации АЗРК, на сегодняшний день завершили расследование в отношении ТОО «АНПЗ». Оно касалось злоупотребления доминирующим положением, с помощью установки и поддержании монопольно высоких цен на услуги по переработке нефти 2023 году. Сейчас материалы расследования переданы в правоохранительные органы.
Также агентство инициировало расследования в отношение 11 аэропортов страны. Они касаются признаков установления монопольно высоких цен на авиатопливо.
«В списке: АО «Международный аэропорт Нурсултан Назарбаев», АО «Аэропорт Коркыт Ата», АО «Аэропорт Сары-Арка», АО «Аэропорт Шымкент», АО «Международный аэропорт Аулие-Ата», АО «Международный аэропорт Костанай», АО «Международный аэропорт Усть-Каменогорск», АО «Международный аэропорт Туркестан», АО «Международный аэропорт Орал», ТОО «Международный аэропорт Семей», АО «Авиакомпания «Жезказган-эйр». Наряду с этим, идут проверки в отношении поставщиков авиатоплива на рынке вторично оптовой реализации авиатоплива», – сказано в сообщении агентства.
Как поясняют в АЗРК, на рынках реализации авиатоплива отечественные авиакомпании получают авиакеросин непосредственно от недропользователей по государственным графикам поставок, а зарубежные — через цепочку оптовых и розничных поставщиков.
Чтобы сократить цепочку и исключить аффилированных посредников в АЗРК приняли правила ключевой мощности, направленные на цифровизацию и упорядочение процессов распределения нефтепродуктов.
«Однако в результате розничной продажи топлива международным пассажирским и грузовым авиаперевозчикам, которую осуществляют аэропорты или аффилированные с ними организации, его стоимость увеличивается до 60%. Стоимость авиатоплива в аэропортах Казахстана превышает на 5-30% его стоимость в соседних странах, что стало причиной снижения грузовых авиаперевозок на 36%, международных сообщений на 58% за последние пять лет», – отмечают в агентстве.
Доходы от продажи авиатоплива обеспечивают финансирование деятельности аэропортов до 80%. Однако в отличие от доходов, получаемых основной деятельности аэропортов, этот не контролирует государство.
«В рамках реализации Указа Президента Республики Казахстан «О мерах по либерализации экономики» Агентством разработаны Правила ключевой мощности по доступу к услугам хранения на авиатоплива на территории аэропортов. Они предусматривают доступ всех поставщиков авиатоплива, имеющих соглашения с авиакомпаниями, без возможности отказа в заключении договоров со стороны аэропортов», – сообщают в АЗРК.
Для завершения реализации инвестиционных проектов в ряде аэропортов предусмотрели возможность продления деятельности по реализации авиатоплива. Она будет действовать до завершения инвестиционных проектов и при осуществлении контроля за целевым использованием средств.
Агентство также инициировало системные меры по развитию инфраструктуры аэропортов. Они включают частичное дерегулирование и увеличение тарифов части услуг аэропортов в целях обеспечения их безубыточной деятельности, снятие ограничений на ввоз импортного авиатоплива и тд.
Ранее стало известно о падении мировых цены на нефть. В 2025 году они резко упали до 60-66 долларов за баррель. Поскольку Казахстан является страной-экспортёром нефти, такие колебания напрямую отражаются на доходах бюджета и экономическом росте.