С 1 января 2026 года в Казахстане НДС поднимут с 12 до 16%, а ставки акцизов на алкоголь и табак – на 10%. Последнее формирует конечную цену на бутылку игристого или пачку сигарет. Встанет ли из-за этого рынок на тонкую грань между легальной торговлей и «серым» сегментом? На сколько розничные продавцы повысят цены, разбирался корреспондент Сentralmedia24.

Почему каждая новая нагрузка неизбежно ставит вопрос о балансе рынка? Насколько чувствительным окажется предстоящее повышение НДС и акцизов? Редакция при помощи экспертов сопоставила действующие цены с прогнозируемыми при новых налоговых условиях. Представители потребителей, отраслевых производителей, импортёров и продавцов оценили изменения.

Насколько подорожает алкоголь и табак в 2026 году

Формально минимальные розничные цены на алкоголь и табачную продукцию останутся прежними. Их зафиксировало государство и не пересматривает автоматически вслед за налогами.

Но это не касается среднего ценового сегмента, который и формирует рынок. В отличие от «минималок» рост НДС и акцизов напрямую отражается на конечной стоимости таких товаров. Расчёты показывают: в зависимости от категории продукция может подорожать в среднем на 4-9%.

Фото: canva

Эксперты говорят, что предстоящие изменения приведут к умеренному росту цен в легальном сегменте. Они учитывали повышение НДС и увеличение акцизов при неизменной себестоимости и торговой наценке.

Так, бутылка водки, которая сегодня стоит около 2 500 тенге, может подорожать примерно до 2 750 тенге. Рост составит около 7%. Для более дешёвых позиций, находящихся близко к минимальной ценовой планке, эффект заметнее. Бутылка стоимостью около 1 100 тенге прибавит в цене около 100 тенге, или около 8-9%.

Схожую картину прогнозируют и на табачном рынке. Пачка сигарет, стоящая 1 100 тенге, может подорожать примерно до 1250-1350 тенге.

Наименее чувствительным к повышению акцизов может стать рынок вина. Акциз на эту продукцию значительно ниже, чем на крепкий алкоголь. Бутылка вина стоимостью около 4 000 тенге может подорожать в среднем на 150-200 тенге. Или примерно на 4-5%.

«Этот бизнес привык жить в условиях постоянного роста»

Председатель правления Национальной Лиги потребителей Казахстана Светлана Романовская прокомментировала Centralmedia24 грядущие изменения. По её словам, повышение НДС и акцизов в контексте рынка алкогольной и табачной продукции не считается катастрофой.

«Этот бизнес уже привык жить в условиях постоянного роста. Проблема возникает тогда, когда налоговые решения не сопровождаются усилением контроля и упрощением легального оборота. В этом случае разрыв между «белой» и «серой» продукцией начинает быстро расширяться. Ещё парадокс в том, что в Казахстане, заявляя о дефиците бюджета и необходимости расширения налоговой базы, одновременно усиливают ограничения в сферах, которые могли бы приносить доход и рабочие места. Например, кальянный бизнес, где спрос сохраняется, но услуга ушла в тень и ничем не защищает потребителя», – считает эксперт.

Светлана Романовская. Фото: Facebook.com/svetlana.romanovskaya

При этом она уверена, что антитабачная кампания полетела в тартарары. Это произошло после появления, а затем запрета вейпов.  

Справочно: акциз – это налог производителей за тот вред, что несёт продукция. При этом самые подделываемые товары в Казахстане – сигареты, алкоголь и лекарства. В 2022-м 30% продукции, что продавали на отечественном рынке, завозили нелегально. В 2024-м это привело к потерям бюджета более 40 млрд тенге.

Как считает Светлана Романовская, без синхронизации таможенных, налоговых и правоохранительных баз данных реформа не гарантирует роста контрафакта. Ведь если оформление партии занимает недели – рынок подталкивают к серым схемам.

«Для нас главное, чтобы потребитель не остался без сертифицированной продукции. Что государству действительно стоит усиливать – это не новые запреты, а исполнение уже существующих механизмов. Маркировка – важный инструмент, но сама по себе она не панацея. Пока слабым звеном остаётся контроль над транспортировкой и оборотом, марки обходят. Здесь критически важно усилить отслеживание перемещения товара от импортёра или завода до полки, а также реальный, а не формальный контроль на складах и в рознице», – добавила председатель Лиги потребителей.

Для потребителя важна не только цена, но и безопасность продукта. В этом компромиссов быть не должно, заключила эксперт. Однако в Лиге уверены, что этого недостаточно и важны решительные шаги со стороны государственных структур. В противном случае подделки расцветут в стране пышным цветом.

«Часть дополнительной нагрузки бизнес вынужден будет брать на себя»

Centralmedia24 поговорил с исполнительным директором Ассоциации добросовестных производителей, импортёров и продавцов алкогольной и табачной продукции Казахстана «КазАлкоТабак» Салтанат Кенжебаевой.

Эксперт отметила, что повышение НДС и увеличение ставок акцизов окажут влияние на цены для потребителей. Однако рост налоговой нагрузки не означает пропорционального повышения розничных цен на тот же процент.

«Цена формируется из нескольких компонентов: акцизов, НДС, себестоимости, логистики и торговой наценки. Часть дополнительной нагрузки бизнес вынужден будет брать на себя – за счёт временного сокращения маржи и оптимизации затрат. При этом ключевой риск, связанный с повышением налогов, – это возможный рост нелегального оборота при недостаточной эффективности мер контроля. Именно значительный разрыв между ценой легальной продукции и доходами части населения формирует спрос на нелегальный товар», – объяснила эксперт.

Фото: Сanva

По словам спикера, в Казахстане по-прежнему есть проблема теневого оборота алкогольной и табачной продукции. В розничной торговле увеличивается количество мелких точек, которые без лицензии продолжают продавать алкоголь «из-под прилавка».

«Основная часть теневого оборота традиционных сигарет приходится на контрабанду, тогда как по алкоголю преобладают внутреннее нелегальное производство и контрабандные поставки. При этом ключевой проблемой остаётся отсутствие более жёсткой административной и уголовной ответственности за незаконное производство и оборот подакцизных товаров. Важно понимать, что ни производители, ни оптовые импортёры не реализуют продукцию напрямую конечному потребителю – весь сбыт осуществляется через розничные торговые точки. Именно поэтому меры воздействия должны распространяться не только на владельцев бизнеса, но и на непосредственных продавцов и покупателей», – добавила Салтанат Кенжебаева.

По сравнению с 2023 годом в 2024-м казахстанцы купили в 2,4 раза больше коньяка. На 29,4% больше водки, различных ликёров и вина. Если посчитать общий объём всего купленного алкоголя, то получится 425,7 млн литров. В основном это было пиво. При этом «серые» товары, продаваемые после 23:00 и без лицензий, остаются неучтёнными. Но этот рынок существенный, несмотря на высокие штрафы. 

Как изменить ситуацию? По мнению Салтанат Кенжебаевой, ответственность должна быть не только владельцев магазинов, но и продавцов. Во-вторых, нужно ужесточить ответственность за производство, хранение, транспортировку и сбыт нелегальной алкогольной и табачной продукции.

В ассоциации уверены, что более строгие меры наказания станут серьёзным сдерживающим фактором для нарушителей.

Читайте также: “Пьяные деньги”: к чему может привести ограничение продажи и доставки алкоголя в Казахстане 

Поделиться:

Оставить комментарий

Свидетельство о постановке на учет периодического печатного издания, информационного агентства и сетевого издания № KZ10VPY00111108

Сканируй

Exit mobile version