В поликлиниках Казахстана начали внедрять сестринский приём. Теперь часть функций врачей перейдёт к ним: они смогут проводить профосмотры, выписывать повторные рецепты и давать рекомендации. Это должно сократить очереди и разгрузить терапевтов. Готова ли система к переменам и повысят ли зарплату медсёстрам? На эти и другие вопросы Centralmedia24 ответила директор Республиканского центра первичной медико-санитарной помощи Минздрава Айгуль Касымова.

Нужно ли пациенту заранее записываться к терапевту, если часть их функций теперь выполняют медсёстры?

– Пациенты, которые находятся на динамическом наблюдении, приходят на профилактические осмотры или перед вакцинацией, могут сначала записаться к медсестре. Она проводит предварительный осмотр: измеряет давление, температуру, вес, осматривает кожу, лимфоузлы, полость рта и так далее.

Кроме того, медсестра может провести анкетирование или заполнить чек-листы, чтобы оценить риски развития заболеваний. Например, выявить предрасположенность к онкологии или инфаркту. Если у пациента есть лишний вес или повышенное давление, она направит его на кардиограмму, скрининги или другие профилактические обследования.

Для пациентов, которые уже состоят на учёте (например, с сахарным диабетом), при отсутствии жалоб медсестра может выписать повторные рецепты на лекарства, назначенные ранее врачом.

Помимо этого, медсестра даёт рекомендации по уходу и профилактике:

  • Правильное питание (особенно при диабете и лишнем весе).
  • Уход за телом, кожей и ногтями.
  • Выбор обуви и уход за стопами у пациентов с диабетом.
  • Оптимальная физическая активность – сколько шагов желательно проходить в день, какие упражнения выполнять.
Директор Республиканского центра первичной медико-санитарной помощи Министерства здравоохранения РК Айгуль Касымова. Фото: ortcom.kz

Введут ли дополнительные выплаты или надбавки для медсестёр за расширение функционала? Если да, то в каком объёме?

– Чаще всего речь идёт о медицинских сёстрах, которые имеют диплом бакалавра расширенной практики. Их статус определяется постановлением правительства №1043 (блок Б-3 «Прикладной бакалавриат»). В соответствии с приказом №305 о номенклатуре должностей, они относятся к категории медсестёр среднего уровня квалификации.

Для таких специалистов предусмотрено повышение заработной платы с учётом категории, стажа, а также надбавки за наличие диплома бакалавра расширенной практики. Размер надбавки рассчитывают от базового должностного оклада (БДО), который составляет 17 697 тенге, и умножают на коэффициент в зависимости от стажа.

В среднем при наличии диплома и стажа от пяти лет медсестра может получать дополнительно около 25 тысяч тенге к заработной плате.

Фото: Canva

В каких случаях пациент вправе настаивать на приёме у врача, а не у медсестры?

– Ограничений для посещения врача или медсестры нет: если пациент хочет попасть к врачу, то он попадёт к нему.

Внедрение сестринского приёма – это современная практика, которую широко применяют и на международном уровне. Её главная цель – повысить доступность медицинской помощи и сократить количество необязательных визитов к врачу.

Таким образом врач получает больше времени для тяжёлых клинических случаев и освобождается от несвойственных функций, а через медсестру пациенты продолжают получать необходимую помощь.

– Какие квалификационные требования предъявляют к медсёстрам, которые будут вести приём? Есть ли внутренняя иерархия?

– В системе здравоохранения существует иерархия медицинских сестёр. Сегодня они могут иметь диплом прикладного или академического бакалавра. Причём медсестра с дипломом академического бакалавра имеет право не только работать, но и преподавать. Помимо этого продолжают работать и медсёстры с базовым образованием.

– Планируют ли изменения в образовательных программах для студентов медицинских колледжей и вузов с учётом новых обязанностей медсестёр?

– Сегодня в Министерстве здравоохранения идёт большая работа по дифференциации образования медицинских сестёр. Речь о разделении их подготовки и обязанностей.

Например, могут быть медсёстры-операторы, которым достаточно 10-12 месяцев обучения без необходимости проходить двух- или четырёхлетние программы. Другой уровень – медсёстры с клинической практикой, которым необходимо более длительное обучение и, соответственно, более высокая заработная плата.

Такую классификацию профессий сейчас рассматривает рабочая группа министерства. Подобный подход широко используют в мировой практике, и его планируют внедрить и у нас. Это позволит разграничить компетенции: ведь медсёстры, проучившиеся два года, не могут, например, дифференцировать клинические состояния, а занимаются в основном вопросами асептики и антисептики.

Поэтому уровень образования, компетенции и зарплата должны различаться.

При этом особое значение имеют опытные медсёстры, которые много лет работают на участке. Зачастую они знают даже побольше, чем молодой врач, только что окончивший университет. Компетенции таких специалистов будут оценивать работодатели на местах, и они также могут вести самостоятельный приём в рамках своей квалификации.

Фото: Canva

Какие преимущества от внедрения сестринского приёма получат пациенты?

– Наша основная задача – повысить доступность медицинской помощи, чтобы пациент не ждал приёма слишком долго. Сегодня, благодаря внедрению практики самостоятельного приёма медсестёр, доступность к врачам увеличилась примерно в 1,5-2 раза.

Если раньше ожидание приёма у врача составляло от четырёх до пяти дней, то сейчас этот срок сократился до двух-трёх дней, а в некоторых случаях – ещё меньше.

Если же у пациента выявляют отклонения или осложнения, его незамедлительно направляют к врачу.

– Смогут ли медсёстры справляться с новым объёмом задач?

– На самом деле организация этого процесса во многом зависит от менеджмента каждой поликлиники. Сегодня на одном участке у врача, как правило, работают три медсестры:

  • Одна отвечает за самостоятельный приём пациентов.
  • Вторая занимается профилактическими программами.
  • Третья в основном ведёт патронаж закреплённого контингента – чаще всего это беременные женщины и дети до 5 лет, для которых необходимо обеспечить около 10 визитов.

Почему внедрение новой модели заняло столько времени, ведь обсуждения этой инициативы начались ещё полтора года назад?

– Эту технологию используют в медицинских организациях уже давно – не полтора года, а значительно больше. В каждом регионе есть флагманские поликлиники, которые успешно внедрили и применяют эту практику. На деле хорошая медсестра зачастую лучше знает своё население, чем врач, особенно если доктор только недавно закончил обучение.

Сейчас проект максимально масштабируют: кто-то уже принял эту практику, кто-то – пока нет. У нас часто так бывает – пока не выйдет приказ, многие не начинают действовать. Но есть передовые организации, которые стали примером для других.

Так, в Караганде это третья поликлиника, в Кызылорде – также третья, в Шымкенте – шестая, в Таразе – пятая и вторая поликлиники. Практически в каждом регионе можно найти медучреждения, где такие технологии уже успешно применяют.

Фото: Canva

В министерстве считают, что медицинская сестра новой формации должна стать равноправным партнёром врача, повышать свои компетенции и навыки для решения потенциальных и приоритетных проблем пациента. Подробнее о том, чем отличается сестринский диагноз от врачебного, – читайте здесь.

Поделиться:

Оставить комментарий

Свидетельство о постановке на учет периодического печатного издания, информационного агентства и сетевого издания № KZ10VPY00111108

Exit mobile version