Всё чаще школы Казахстана сотрясают скандалы о буллинге. Например, в Жамбылской области дети рассказали о побоях, вымогательствах и страхе, ставшем частью их повседневной жизни. Анонимный опрос, проведённый детским омбудсменом Динарой Закиевой совместно с МВД, показал масштаб проблемы. Как формируется круг насилия, почему агрессия часто начинается в семье, как жертва превращается в обидчика и какие меры государство предпринимает, чтобы защитить детей – в материале Centralmedia24.

«Бьют электрошокером, заставляют покупать еду»: как полиция реагирует на жалобы школьников

После анонимного опроса Динара Закиева рассказала, что ученики школ Шу и Кордайского района в Жамбылской области описали жестокие случаи. Старшеклассники били младших, вымогали у них деньги, заставляли покупать еду и даже использовали электрошокеры и кастеты. Девочки написали, что опасаются стать жертвами сексуального насилия.

В некоторых школах ученики жаловались и на учителей. По их словам, педагоги могут швырнуть в ребёнка предмет или ударить.

После публикации результатов опроса в департаменте полиции Жамбылской области редакции Centralmedia24 сообщили о проверке всех выявленных случаев буллинга и вымогательства.

Сегодня этим занимается специальная межведомственная группа. Каждый случай, как подчеркнули в ДП, будут рассматривать отдельно. Виновных обещают привлечь к ответственности по закону.

“Однако в связи с тем, что опрос проводится анонимно, а также без чёткой конкретики фактов и лиц, дела уголовного и административного производства по их итогам не возбуждались», – отметили в полиции.

Фото: Canva

Но инспекторы по делам несовершеннолетних всё равно проверят все случаи буллинга и вымогательства среди подростков в школах Шу и Кордайского района.

“В связи с началом школьных каникул провести полную проверку в образовательных учреждениях сейчас непросто. В том числе в части личного общения с учащимися и педагогами», – уточнили в ДП.

После трагического инцидента, связанного с гибелью подростка в Таразе, власти региона усилили профилактическую работу.

Так, по данным полиции, с начала учебного года в школах и колледжах провели более 1400 лекций. Психологи анализировали атмосферу в коллективах, уровень тревожности и возможные риски.

В регионе создали 93 мобильные группы. В их составе: представители областной прокуратуры, органов внутренних дел и образования. Они закреплены за каждой школой и колледжем. Участники группы следят за детьми «из группы риска».

«Дополнительно в области внедрили цифровую систему QR-кодов «Көмек Stop Bullying». А также единый короткий номер «111»,  по которому можно позвонить и анонимно и рассказать о буллинге, вымогательствах и иных противоправных действиях», – прокомментировали в пресс-службе ДП.

Поступающие обращения передают в полицию для проверки и принятия соответствующих мер.

Фото: Canva

Раннее реагирование на насилие: в Таразе и районах Жамбылской области создали 48 рабочих групп

В пресс-службе управления образования Жамбылской области добавили, что в школах и колледжах региона внедрили программы тренингов и классных часов. Они ориентированы на преодоление травм и стресса, связанных с кризисными ситуациями.

15 сентября 2025 года управление образования утвердило Дорожную карту по усилению защиты прав детей, противодействию бытовому насилию и профилактике правонарушений среди несовершеннолетних на 2025-2026 годы.

«По инициативе акимов Тараза и районов области создали 48 рабочих групп. Их участники провели профилактические встречи с учащимися, родителями и педагогами во всех школах области. Они выстроили комплексную систему психологической помощи, направленную на профилактику кризисных ситуаций, своевременное сопровождение и поддержку школьного сообщества», – сообщили в управлении образования.

Кроме того, в школы и колледжи направили планы и материалы, которые помогают педагогам вовремя замечать тревожные признаки у подростков. Это инструкции, памятки и чек-листы для индивидуальной и групповой работы с учениками.

Фото: Canva

«Буллинг начинается дома» – омбудсмен

По словам детского омбудсмена по Павлодарской области Сауле Шакеневой, истоки агрессии часто появляются не в школе, а в семье.

«Буллинг начинается дома. Когда ребёнку изо дня в день говорят, что он не такой или с ним что-то не так. Что он “безрукий”, “глупый”, “ни на что не способен”. Это тоже буллинг. Ребёнок запоминает эту модель поведения и переносит её в школу, вымещая обиду на других», – объяснила Сауле Шакенева.

Многие дети, чтобы не стать объектом насмешек, пытаются «купить» безопасность. Они приносят буллерам еду, отдают деньги или выполняют поручения.

«У нас был случай, когда девочка из младших классов покупала шоколадки и соки тем, кто её обижал. Её мама даже не подозревала, что ребёнка буллили. Она обратила внимание только после того, как деньги, которые давали девочке, стали быстро заканчиваться. Потом выяснилось, что дочь просила у родственников. Оказалось, что она платила буллерам. Ребёнок покупал свою безопасность и своё принятие среди буллеров. Она хотела, чтобы они её приняли и отстали», – рассказала региональный уполномоченный по правам ребёнка Павлодарской области.

Сауле Шакенева. Фото: instagram @rupr.pvlshakeneva

Есть и другой сценарий. Когда ребёнок, ставший жертвой насилия, сам начинает издеваться над другими, чтобы доказать, что он не слабый.

«Мальчику, который пришёл в новый класс, сказали: “Если хочешь, чтобы тебя приняли, ударь вон того”. В этот момент жертва буллинга и шантажа превращается в буллера. Позже этот ребёнок признался, что не имел ничего против одноклассника, над которым издевался. Ему сказали, что его примут только в том случае, если он сделает определённые вещи. И выходит, что из-за страха быть не принятым, ребёнок начинает травить другого», – добавила Сауле Шакенева.

Почему дети молчат и как могут помочь взрослые

По словам детского омбудсмена, большинство школьников не рассказывают родителям или учителям о травле. Они боятся, что их не поймут или назовут ябедами.

«Если ребёнок уверен, что его не осудят и не высмеют – он расскажет. Но когда родители говорят “не ной», «потерпи”, “дай сдачи”, “ой, меня тоже за косичку дёргали” – ребёнок замыкается», – пояснила она.

Но распознать проблему можно по изменениям в поведении.

Например, ребёнок внезапно не хочет идти в школу. Или становится раздражительным, плохо спит. Тревожится при сообщениях в телефоне. Начинает таскать деньги из дома. Всё это может быть сигналом о том, что он подвергается буллингу.

«Проблема буллинга многовекторная, сложная и какого-то однозначного решения для всех нет. Но я всегда говорю, что самое главное – это доверие. Для ребёнка в этом случае – взрослый, которому можно признаться. А взрослым надо доверять детям. Обращать внимание, с каким настроением они приходят из школы. В этом году Дианара Закиева озвучила статистику по суициду. Там есть определённый процент, который был как раз из-за буллинга», – заключила Сауле Шакенева.

Истории, рассказанные школьниками из Шу и Кордайского района – не просто локальные случаи. Это зеркало того, как в обществе по-прежнему воспринимают насилие как «воспитание» или «школьную инициацию». Но цена молчания – сломанные судьбы, травмы и человеческие жизни. Чтобы ребёнок не становился ни жертвой, ни буллером – ему нужна безопасность.

Читайте также: Буллинг в школах: какие меры защиты против травли подростков принимает Министерство просвещения

Поделиться:

Оставить комментарий

Свидетельство о постановке на учет периодического печатного издания, информационного агентства и сетевого издания № KZ10VPY00111108

Exit mobile version