Во время ежегодного послания народу Касым-Жомарт Токаев высказал предложение реформировать высшую представительную власть, вернувшись к однопалатной модели парламентского управления. По словам президента, в новый однопалатный Парламент выборы будут проходить только по пропорциональной системе. В таком случае, по словам экспертов, все ключевые решения останутся за партийным руководством, сообщает Centralmedia24.

Как высказался Глава государства, события последних лет в стране и за её пределами показали правильность выбранного ранее курса. Однако, по его словам, стоять на одном месте нельзя, нужно думать о будущем страны и последующих поколений. Сенат, как отметил президент, «был и остаётся важнейшим механизмом и гарантом реализации, как законотворческого процесса, так и других ключевых реформ». 

«Мне самому довелось в течение десяти лет возглавлять Сенат, и эту работу всегда воспринимал как большую честь и ответственность. Поэтому мне с этой трибуны нелегко говорить о парламентской реформе. Несмотря на это, всё же именно сегодня выскажу предложение о создании в обозримом будущем в нашей стране однопалатного парламента», – сообщил Касым-Жомарт Токаев.

По мнению президента, спешка в этом решении неуместна. Он предложил провести в 2027 году общенациональный референдум по этому вопросу, а затем внести необходимые изменения в Конституцию.

«Данная реформа должна стать предметом обстоятельного обсуждения в гражданском секторе, экспертной среде и, конечно, в действующем Парламенте. Полагаю, на проведение дискуссии, с учётом неординарного характера реформы, уйдёт не менее года, после чего в 2027 году можно было бы провести общенациональный референдум, а затем внести необходимые изменения в Конституцию».

По его словам, если страна придёт к общему решению, то однопалатный Парламент следует избирать только по партийным спискам.

Таким образом, нынешний состав Мажилиса получит возможность заниматься законотворческим процессом практически до окончания срока своих полномочий. Сенат продолжит функционировать до подведения итогов общенационального референдума и проведения новых парламентских выборов.

«Сильные полномочия»

Как написал в своём Telegram-канале казахстанский политолог Газиз Абишев, примерный график предстоящей политической реформы будет выглядеть следующим образом:

«В течение календарного года будет проходить обсуждение конституционной реформы по созданию однопалатного Парламента. Сколько должно быть депутатов? Какие у него будут полномочия? Каков порог прохождения по пропорциональной системе? Нужны ли демографические и прочие квоты? Через год в Послании глава государства заявит о завершении обсуждения, опишет финальные параметры. Тогда же или чуть позже объявит о дате проведения республиканского референдума», — отметил эксперт.

Референдум, по словам Абишева, пройдёт в начале 2027 года. И в том случае, если народ примет поправки, то можно ожидать, что действующий состав Парламента распустят. После чего «во исполнение обновлённой Конституции, пройдут досрочные выборы», на которых сформируют состав нового однопалатного Парламента.

«Конечно, новый однопалатный Парламент может оказаться довольно сильным по полномочиям. Ведь сейчас Мажилис утверждает премьер-министра и согласовывает состав правительства. А Сенат утверждает руководителей непосредственно подчинённых президенту органов, вроде КНБ, Генеральной прокуратуры. Утверждает судей Верховного суда. Обе Палаты назначают членов Конституционного суда». 

В случае слияния, все эти решения будут принимать единая Палата, отмечает политолог.

«То есть – партийное большинство в единственной Палате Парламента».

А учитывая, что выборы будут проходить только по пропорциональной системе – ключевые решения будут оставаться за партийным руководством, которое контролирует мандат партийного депутата.

«Другими словами, существенно возрастает роль партийного лидера партии, добившегося большинства  в Парламенте. И чем крепче это большинство – относительное, абсолютное или конституционное – тем сильнее позиции партийного лидера», — подчеркнул Абишев.

В ситуации, если сохранится произвольный порядок распределения мандатов, и какая-то партия заберёт более двух третей от общего числа мандатов, и председатель партии решит сам идти в Парламент на должность спикера, – он будет играть одну из решающих ролей во всём государстве, подчеркнул политолог.

«Популярная модель и прагматика»

На своей странице в Facebook советник акима СКО и депутат маслихата Закиржан Мамлютов, высказался о предложении президента относительно Парламента и Сената.

Он отметил, что несмотря на то, что сам хотел стать сенатором, поддерживает предложение Токаева. По его словам, однопалатный парламент становится всё более популярной моделью в разных странах:

«Главный аргумент в его пользу – это эффективность. Законопроекты проходят только одну палату и не застревают в бесконечных согласованиях. Это значит, что государство может реагировать быстрее и принимать решения в срок».

Мамлютов отметил, что «есть и финансовая сторона». Один парламент «обходится дешевле налогоплательщикам». Меньше депутатов, меньше чиновников — меньше расходов на содержание аппарата.

«Простота системы делает её понятной гражданам. Люди знают, где принимают ключевые решения, и могут легче отслеживать ответственность политиков. В однопалатной структуре нет дублирования функций, и это позволяет работать компактно и прозрачно. Примеры таких моделей можно найти в Швеции, Дании, Финляндии, Венгрии». 

Мамлютов пояснил, что, по мнению критиков, у двухпалатной модели «больше фильтров и возможностей для учёта интересов регионов». Однако, как подчёркивает депутат, «там, где важно быстрее действовать и не распыляться на лишние процедуры, именно однопалатный парламент становится выбором прагматичных государств».

«Предсказуемость критична для политики»

Депутат Мажилиса Парламента РК VIII созыва Никита Шаталов, написал в своем Telegram-канале, что предыдущая реформа придала депутатам и парламенту в целом «новую субъектность».

«Мажилис и Сенат должны были, сохраняя преемственность, обеспечивать представительство разных общественных групп и служить противовесом правительству. Убедившись, что это работает, президент пошёл на продолжение реформы: объединённый парламент, очевидно, получит больше полномочий, а пробелы во взаимодействии с исполнительной властью, которые выявили за последние годы, будут закрыты».

Ещё важнее, по мнению Шаталова, – возможность для всех заинтересованных сил, в том числе оппозиции, не только подготовиться к будущим выборам, но и принять деятельное участие в обсуждении реформы, которое должно продлиться год.

«Предсказуемость для политической системы критична: она позволяет мобилизовывать ресурсы. Для нас, депутатов, это означает, что мы заранее видим электоральный календарь, который фактически сдвигается лишь на несколько месяцев. Иными словами, полномочия завершатся примерно в намеченные сроки, а у нас есть время исполнить программы и довести до конца якорные проекты – будь то законы или региональные инициативы, для которых требуется бюджетная поддержка».

Напомним, что также ранее президент сообщил, что в Казахстане насчитывают почти 25 тысяч организаций с участием государства. Многие такие структуры, по его мнению, не имеют чёткой логики и не показывают реальных результатов.

Поделиться:

Оставить комментарий

Свидетельство о постановке на учет периодического печатного издания, информационного агентства и сетевого издания № KZ10VPY00111108

Exit mobile version