Затраты на строительство одного километра четырёхполосной дороги I категории в Казахстане оценивают в 900 млн тенге ($1,9 млн). Для сравнения: в Европе и Америке – от 5 до 19,2 млн долларов, сообщает Сentralmedia24.

Консультативный документ масштабного реформирования транспортной сферы Казахстана опубликовали специалисты Минтранса. Ранее редакция разбиралась в проблемах гражданской авиации:

Другой раздел документа касается автомобильных дорог. О чём именно идёт речь, разбирался корреспондент Сentralmedia24.

Штрафы за проезд грузовиков планируют направить на ремонт дорог

Авторы документа начали с самого больного вопроса – нехватки финансирования. В комментарии к проблеме сказано, что транспортной отрасли нужно предоставить большую свободу для закрытия потребностей, а также обеспечить её дополнительными источниками денег.

По предоставленным данным, затраты на строительство одного километра четырёхполосной дороги I категории составляют около 900 млн тенге ($1,9 млн). В США на такой же объём выделяют около $5 млн, во Франции – $5,2 млн, в Швеции – $5,6 млн, в Германии – $5,7 млн, а в Великобритании – $19,2 млн.

«В январе 2023-го общая протяжённость автодорог составила 94 781 км. Из 24,9 тысячи км дорог республиканского значения ремонтами охватили 5,7 тысячи км. На это из республиканского бюджета в 2024 году предусмотрели 389 млрд тенге. В 2024 году строительством и реконструкцией охватили уже 3,1 тысячи км, из которых планировали завершить 1,9 тысячи км. Дефицит средств на проекты составил около 94 млрд тенге и вызван увеличением стоимости материалов, а также отсутствием источников финансирования», – говорится в аналитике проблемы.

Фото: pixabay.com

Авторы отметили, что из-за такой низкой стоимости подрядчик:

  • экономит средства и применяет дешёвые и некачественные материалы;
  • не обновляет дорожно-строительную технику и оборудование;
  • не проводит повышение квалификации сотрудников;
  • сокращает численность рабочих;
  • несвоевременно выплачивает заработную плату.

«К моменту завершения этапов бюджетирования изменяются и цены, что требует корректировок бюджета по новому кругу. Например, первоначальная стоимость проекта Костанай – Карабутак (км 484-503) в 2020 году составляла 24,7 млрд тенге, после корректировки в 2023-м стоимость проекта увеличили до 32 млрд тенге. Это отрицательно влияет на оперативное финансирование проектов, особенно долгосрочных, и ещё больше влечёт к их затягиванию и удорожанию», – добавили аналитики.

При этом в Казахстане сборы и штрафы за превышение весовых или габаритных параметров транспорта нельзя использовать на строительство и ремонт дорог.

«В 2023-м сборы за проезд тяжеловесных или крупногабаритных ТС составили 12,9 млрд тенге, что составляет около 25% от годовой потребности финансирования на ремонт автодорог республиканского значения. Из 98 018 проверенных автотранспортных средств выявили 3639 нарушений по превышению весовых и 682 нарушения по превышению габаритных параметров», – отметили исследователи.

Чтобы оперативно финансировать срочные потребности на дорогах республиканского значения, разработчики документа предлагают разрешить использовать деньги, собираемые за проезд крупногабаритных машин.

«Для финансирования проектов по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры, в том числе на строительство и ремонт, а также приведение содержания автодорог в нормативно-техническом состоянии требуется предусмотреть возможность использовать деньги от сборов за выдачу специального разрешения на проезд тяжеловесных и (или) крупногабаритных автотранспортных средств и штрафов (по статье 571, части 6 и 7 КоАП)«, – говорится в документе.

При этом из минусов такого решения авторы выделили ограниченность средств и сокращение доходной части госбюджета.

Аналитики Минтранса также предлагают внедрить научно-техническое сопровождение проектов, утвердить правила их проведения и механизмы определения стоимости.

Технадзор за ремонтом дорог ужесточат в Казахстане

Что ещё мешает высокому качеству дорог? Авторы видят проблему в недостатке прикладного использования инновационных технологий, а также научно-технического сопровождения. При этом указывают и на отсутствие актуальной информации о наличии дорожно-строительных материалов, их источниках и запасах. Речь в том числе идёт о логистике, а также применяемых при проектировании, строительстве и ремонте дорог технологиях.

Фото: pixabay.com

Отмечают аналитики и дефицит квалифицированных кадров в дорожной отрасли (2500 человек) при росте объёмов строительства. Ещё в стране, по их данным, нет регламентации приёмки объектов среднего ремонта дорог.

«Помимо прочего в крупных проектах, реализуемых за счёт займов международных финансовых институтов, в основном привлекают иностранные компании. В числе других преимуществ они обладают штатом опытных специалистов. Например, на участках по проектам: Талдыкорган – Усть-Каменогорск, Калбатау – Майкапшагай, Караганда – Балхаш работают 27 компаний, из них только семь – отечественные», – говорится в документе.

Ещё одна проблема – ненадлежащая работа технадзора. По договору нанятые специалисты должны отслеживать строительство на всех стадиях реализации проекта. Сюда входят качество, сроки, стоимость, приём выполненных работ, а также сдача объектов в эксплуатацию. Однако на деле всё иначе.

«За последние три года зафиксировали более 50 компаний в сфере технадзора, большинство из которых – местные. Под их контролем в рамках автодорожной отрасли ввели в эксплуатацию 2,2 тысячи км. Общая сумма, выделенная консультантам в рамках правительственных займов за 2022 год, составляет 6,1 млрд тенге, за 2023 год – 5,2 млрд тенге. Из республиканского бюджета на услуги технадзора выдели 11,8 млрд тенге. Тем не менее указанное не отразилось на повышении качества технадзора. К тому же низкая доля затрат на погашение санкций за нарушения в противовес к значительному объёму финансирования не стимулирует услугодателей по технадзору к законопослушному поведению», – говорится в аналитике.

Фото: pixabay.com

Минтранс предлагает ввести обязательное повышение квалификации и переподготовки работников автодорожной отрасли. Из минусов: финансовые и временные затраты, необходимость адаптации специалистов и отсутствие гарантий успеха.

«Предлагаем повысить качество работ за счёт детальной регламентации процедур по приёмке объектов среднего ремонта автомобильных дорог и посредством привлечения к техническому надзору специалистов в автодорожной отрасли. Наряду с этим утвердить соответствующие правила, а также выделить аккредитации для юридических лиц, осуществляющих технический надзор по автомобильным дорогам. Разграничить ответственность всех субъектов, задействованных в процедурах строительства и ремонта», – говорится в аналитике.

Авторы полагают, что это повысит качество за счёт усиления и персонализации ответственности работников. Среди минусов: затягивание сроков из-за возросшей ответственности, ограниченный кадровый состав, усложнение процедуры приёмки объектов.

Прилегающие к дорогам участки планируют перевести в категорию земель транспорта

Среди прочего авторы выделили проблему отсутствия гарантий своевременного обеспечения проектов материалами. Дело вот в чём: подрядчики с трудом получают права на недропользование на территории реализации проектов. Однако они нужны для добычи общераспространённых полезных ископаемых (ОПИ) – песок, гравий, камень, глина и прочее).

«Право недропользования предоставляется на основании разрешения на разведку или добычу ОПИ. При этом зачастую акиматы отказывают организациям в получении разрешения ввиду наличия собственника этих земельных участков. Дело в правовом пробеле, позволяющем после утверждения проектно-сметной документации физическим и юридическим лицам оформлять право собственности на эти земельные участки. Впоследствии собственники завышают их стоимость, что в конечном итоге ставит под угрозу срыва работы», – утверждают авторы документа».

Фото: pixabay.com

Аналитики предлагают ввести резервирование земельных участков на территории реализации проектов строительства после утверждения проектно-сметной документации. По их замыслу, это поможет сдавать объекты в установленные договором сроки и в пределах сметной стоимости.

Рекомендуют аналитики и упростить процедуру перевода земель в другие категории, а также отнести прилегающие к дорогам земельные участки к категории земель транспорта. Среди рисков выделяют ограничение прав физических и юридических лиц, а также обеспечение сохранности окружающей среды. 

Из проектно-сметной документации исключат утверждение стоимости ремонта дорог

В Казахстане сложно изменить целевое назначения земли для строительства, реконструкции дорог и придорожной инфраструктуры. Процедура получения земельных участков занимает более 1,5 года.

«Например, земельные участки на дороге Караганда – Балхаш («Лодочка») передали СПК «Сарыарка», которые в дальнейшем без конкурса отдали юридическим лицам. 27 апреля 2022 года Комиссия по демонополизации экономики рекомендовала исключить возможность внеконкурсного предоставления земель через СПК», – говорится в аналитике.  

Авторы документа также обратили внимание на отсутствие приоритета госзакупки у отечественных товаропроизводителей в отрасли. По их данным, в дорожном строительстве Казахстана преобладают иностранные компании: по восемь китайских и турецких, три азербайджанских и одна итальянская.

Решить эти проблемы эксперты предлагают следующим образом:

«Упростить процедуру утверждения технико-экономического обоснования и проектно-сметной документации на строительство и ремонт автодорог в части исключения процедуры определения и утверждения сметной стоимости проекта. Предлагаем предусмотреть в законодательстве меры по предотвращению ценового демпинга в закупках, а при заключении международных соглашений отдавать приоритет национальному законодательству. Предусмотреть возможность применения национального режима при осуществлении закупок субъектов квазигосударственного сектора», – говорится в аналитике.

Среди плюсов решений авторы выделили всего один – развитие национального производства.

Читайте также: Скидки на билеты, ночные перелёты для детей и снос домов в районе аэродромов: что предлагает реформа авиации

Поделиться:

2 комментария

  1. Pingback: Экстрадируют ли Дину Тансари из Черногории и в чём её подозревают в РК

  2. Pingback: Строительство BRT начнётся на улице Желтоксан в Алматы в апреле

Оставить комментарий

Свидетельство о постановке на учет периодического печатного издания, информационного агентства и сетевого издания № KZ10VPY00111108

Exit mobile version