Проект, касающийся масштабного реформирования транспортной сферы Казахстана, опубликовал Минтранс. Одним из самых объёмных по количеству нерешённых задач оказался раздел авиации. Какие изменения предлагают внести, разбирался корреспондент Сentralmedia24.

Консультативный документ регуляторной политики проекта закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам реформирования сферы транспорта» опубликовали на сайте Минтранса. Ранее его уже обсуждали на «Открытых НПА» в 2024 году. Тогда в него предложили внести правки.

В марте 2025 года должны были создать рабочую группу и приступить к разработке законопроекта. Уже в сентябре его хотят снова вынести на «Открытые НПА» для повторного обсуждения.

Скриншот: проект документа

Проблемы авиации Казахстана

В проекте министерство выделило четыре группы проблем воздушного транспорта Казахстана:

  • Неразвитость гражданской авиации.
  • Незащищённость прав пассажиров.
  • Несоответствие законодательства Казахстана международным стандартам и рекомендуемой практике ИКАО (Международная организация гражданской авиации).
  • Пробелы в вопросах безопасности пассажиров, воздушных судов и их экипажей, недостаточная подотчётность авиакомпаний.

Среди других проблем: неразвитость отечественного производства авиатехники, негибкость тарифообразования для малых аэропортов, а также высокая стоимость и нехватка топлива.

Фото: Pixabay.com

Ответственность за сорванный отдых из-за задержки или отмены рейса

Недостаточное обеспечение прав пассажиров авторы проекта выделили в отдельную группу проблем. В неё входит хорошо знакомые казахстанцам сложности возмещения ущерба при задержке рейсов и ограниченность доступа к перелётам для людей с инвалидностью. Здесь же риски незащищённости персональных данных и отсутствие достаточного количества отечественных платформ для продажи билетов.

Для решения вопроса по задержкам рейсов авторы предлагают отрегулировать и разграничить обязательства перед пассажирами между туроператорами и авиакомпаниями. 

«Сейчас в Казахстане ответственность между авиаперевозчиком и туроператором не разграничена. В результате авиакомпании отказываются возмещать ущерб, к примеру, при утрате туристической путёвки. Законодательно механизмы гарантирования прав авиапассажиров в таких случаях не определены», — сказано в описании проблемы.

При поиске решения в Минтрансе руководствовались международным опытом. В некоторых странах отмену и задержку рейсов регулируют законы: 

«Если государство присоединилось к международным конвенциям, там будут действовать международные нормы вроде Варшавской конвенции 1929 года и Монреальской конвенции 1999 года. Конвенции устанавливают общие принципы. А страны, которые к ним присоединились, на их базе утверждают собственные нормы». 

Так, в Европе при задержке рейса пассажиры имеют право на питание и прохладительные напитки, а также на размещение в гостинице и трансфер из аэропорта в отель и обратно. Если же самолёт опаздывает больше чем на 5 часов, есть возможность вернуть стоимость билета или его неиспользованную часть, когда маршрут сложносоставной и сбой случился в середине пути. Это право действует в течении 7 дней.

«В США в случае отмены рейса пассажиры имеют право вернуть стоимость билетов и сборов, например, за провоз багажа. Но в Америке нет законодательства, которое регулировало бы этот вопрос на федеральном уровне, поэтому каждая авиакомпания сама устанавливает правила решения проблемы», — сказано в описании.

Если же рейс отменили, большинство американских перевозчиков готовы предоставить новый авиабилет без доплаты. Если путешественникам не подходит новый рейс, они вправе требовать возврата денег.

На чей опыт и правила в этом случае будут опираться казахстанские законотворцы — покажет время.

Фото: Pixabay.com

Ночные полёты для детей и скидки для пассажиров с инвалидностью

Субсидирование стоимости авиаперелётов для лиц с инвалидностью рассматривают как способ решения вопроса о доступности. Сейчас не все перевозчики готовы предоставить скидки на билеты для этой категории пассажиров.

«В сфере казахстанской авиации скидки для лиц с инвалидностью авиакомпании предоставляют по своему усмотрению. И такие скидки являются, скорее, исключением. Необходим системный государственный подход в этом вопросе», — отмечено в описании проблемы.

Что касается защиты персональных данных пассажиров, авторы предлагают внедрить систему взаиморасчётов с размещением серверов на территории Казахстана. Это подразумевает предоставление собираемых сведений госорганам.

Также министерство предлагает исключить запрет перевозки детей в ночное время при наличии доверенности от родителей/опекунов. Сейчас несовершеннолетних пассажиров без сопровождения не принимают на борт с 23.00 до 06.00.

Помимо прочего проект реформ предусматривает передачу функций контроля за соблюдением прав пассажиров на воздушном транспорте от «уполномоченного органа уполномоченной организации в сфере гражданской авиации». Очевидно, эту организацию создадут. Эта необходимость связана «с увеличением пассажиропотока, и как следствие, увеличением количества поступающих от пассажиров жалоб по различным вопросам». Это касается возврата средств, некачественного сервиса, открытия и закрытия регистрации и других спорных ситуаций.

«Сейчас по этим вопросам нет должного контроля. Ни Авиационная администрация Казахстана, ни другой государственный орган не имеет соответствующих полномочий. Передача должна способствовать снижению количества нарушений, повысить удовлетворённость населения и ответственность компаний, а также развить конкуренцию», — говорится в документе.

Контроль и надзор дадут возможность «сформулировать профиль добросовестных авиакомпаний». Это усилит их конкурентоспособность на внутреннем, региональном и международном рынках.

Фото: Pixabay.com

Пилотный проект для малых аэропортов и продажа авиатоплива на биржах

В проекте реформ проблему отсутствия гибкого механизма тарифообразования для малых аэропортов страны (таких в Казахстане множество) предлагают решить с помощью вывода этих тарифов из под госрегулирования. Пока на пробный срок. Речь идёт о тарифах, которые оплачивают авиакомпании за использование объектов и услуг аэропорта.

«Необходимо вывести из-под государственного регулирования утверждение тарифов на услуги аэропортов с пассажиропотоком менее 500 тысяч человек в год. Реализовать этот подход в пилотном режиме в виде нормы временного действия (на трёхлетний период), по итогам которого определить целесообразность её постоянного действия», — сказано в тексте. 

Такая мера может привести » к увеличению издержек авиаперевозчиков». Но по мнению авторов проекта, она же обеспечит своевременность реагирования на изменения конъюнктуры рынка и будет способствовать модернизации аэропортов, что увеличит комфорт пассажиров.

С нехваткой и повышением цены на авиатопливо планируют бороться с помощью полного перехода на его реализацию через товарные биржи.

«Техническая возможность отечественных НПЗ не позволяет вырабатывать достаточный объём авиатоплива. Его дефицит покрывает импорт, в основном из Российской Федерации», — говорится в описании причин проблемы.

Биржевой рынок даст доступ к большему количеству продавцов и различным ценам, а также позволит заключать выгодные сделки.

Для развития отечественного авиастроения предлагают установить требования к организациям по производству техники.

«Они должны включать в себя условия по применимости, квалификации, сертификации разработчиков и изготовителей. Помимо этого необходимо сформировать систему надзора и выдачи сертификатов», — сказано в документе.

Фото: Pixabay.com

Организация по расследованию авиакатастроф и снос домов в районе аэродромов

Проект реформирования также затрагивает вопросы неполного соответствия авиационного законодательства РК международным стандартам и рекомендуемой практике ИКАО.

Среди них: отсутствие требований для авиакомпаний по проведению мониторинга вредных выбросов в атмосферу и отчётности по ним, а также недостаток координации гражданских и военных ведомств и негибкое использование воздушного пространства.

Один из важных пунктов несоответствия: отсутствие независимости системы по расследованию авиационных происшествий и инцидентов:

«Нехватка квалифицированных специалистов для проведения таких расследований. Отсутствие специализированной лаборатории, оборудования и инвентаря для производства экспертиз и работ в рамках расследований».

В качестве решения в министерстве предложили создать организацию по расследованию происшествий и инцидентов на транспорте. Её бюджет сформируют за счёт отчислений на обеспечение безопасности полётов гражданской авиации.

Также в планах внедрить механизм межведомственной координации действий гражданских и военных ведомств в сфере.

Помимо прочего реформа должна решить вопросы безопасности пассажиров, воздушных судов и их экипажей, а также недостаточной подотчётности авиакомпаний.

В их числе: отсутствие единых подходов и стандартов обеспечения безопасности в аэропортах, а также недостаточный уровень модернизации технических средств безопасности и кадрового обеспечения квалифицированными специалистами.

Эти проблемы предлагают свести к минимуму с помощью сертификации организаций по поддержанию лётной годности и создания единой системы авиационной безопасности.

«Необходимо формализовать сертификационные требования к собственнику аэродрома (вертодрома), установить требования к наземному обслуживанию воздушных судов на перроне. Также важно ввести эффективные методы, не допускающие нахождения птиц и животных в районе аэродромов», — отметили авторы проекта.

В качестве предупредительных мер в Минтранспорта предлагают рассмотреть возможность вырубки или обрезки растительности в районе аэродрома и устранить риски нахождения жилых зданий в недопустимой близости от взлётно-посадочной полосы. При необходимости собственникам даже готовы возместить убытки «в разумных пределах».

Фото: Pixabay.com

Удорожание билетов и сопротивление авиакомпаний

У всего есть обратная сторона. Как отметили в Минтранспорта РК, реформа может привести к определённым последствиям.

Среди рисков: значительные финансовые вложения на обновление технической базы и подготовки кадров. Более того, ужесточение норм способно «вызвать сопротивление в отрасли», сказано в тексте проекта.

Выдержка из проекта Минтранспорта РК

«Мера может привести к увеличению операционных издержек для авиации, что, в свою очередь, отразится на стоимости билетов и доступности авиаперевозок, особенно в малообеспеченных регионах. Также возможны трудности с быстрой адаптацией экономики к новым нормам», — говорится в тексте.

Для минимизации рисков ответственные ведомства должны провести консультации с авиационным сообществом. Также для повышения осведомлённости потребителей об их правах и способах защиты в сфере авиационных услуг планируют реализовать информационную кампанию.

Реформа требует времени, согласно документу, законопроекты, связанные с ней, вступят в силу ещё не скоро.

Выдержка из проекта Минтранспорта РК

В 2026-2027 годы планируют направить проект в Мажилис, а затем разработать и утвердить подзаконные НПА. Какие изменения внесут в документ после очередного обсуждения, будет ясно осенью этого года.

Вместо послесловия

19 апреля делегация Казахстана участвовала в министерской конференции ИКАО. Там в том числе обсуждали предстоящий визит президента совета ИКАО в Казахстан в июле и аудит по авиационной безопасности, запланированного на сентябрь этого года (ко времени второго обсуждения проекта реформ).

Фото: Минтранспорта РК

Как сказано в публикации, Казахстан подтвердил свою готовность к аудиту.

Читайте также:

Поделиться:

Свидетельство о постановке на учет периодического печатного издания, информационного агентства и сетевого издания № KZ10VPY00111108

Exit mobile version