Требования к агрегаторам такси и операторам техосмотра авто планирует ужесточить Минтранс. Почему нужны изменения и какие поправки предложили принять – в обзоре Сentralmedia24.
Консультативный документ масштабного реформирования транспортной сферы Казахстана опубликовали специалисты Минтранса. Ранее редакция разбиралась в проблемах гражданской авиации и автомобильных дорог:
- Скидки на билеты, ночные перелёты для детей и снос домов в районе аэродромов: что предлагает реформа авиации
- Сколько стоит дорогу построить и что мешает качественному ремонту
Ещё один раздел документа касается проблем автотранспорта.
Агрегаторы такси вытеснили с рынка локальные бренды
Через службы генерации услуг такси (Yandex, InDriver, Uber и другие) в Казахстане регистрируют около 500 тысяч поездок в сутки, а объём рынка составляет 120 млрд тенге, посчитали аналитики Минтранса. На рынке официально работают 60 тысяч частных перевозчиков. Средний же чек по республике, по данным авторов документа, – приблизительно 620 тенге.
«Незащищённость прав водителей и пассажиров находит отражение в отсутствии ответственности у служб генерации услуг такси перед водителями и пассажирами. Приход на рынок транснациональных IT-компаний вытеснил локальные бренды, впоследствии чего многие прекратили свою работу. Оставшиеся были вынуждены подключиться к онлайн-агрегаторам такси. Пассажиры ушли от классических диспетчерских служб к заказам такси у агрегаторов, которые с помощью партнёрских сервисов привлекают частных лиц к перевозке за комиссию до 7%», – говорится в описании проблемы.
По данным Минтранса, в основном водители такси работают без разрешительных документов и никто не контролирует их состояние: адекватность, наличие судимости и медицинские показания. Как итог – пассажиры рискуют столкнуться с обманом, мошенничеством, приставаниями и угрозами здоровью.
«Пассажир остаётся один на один в таких случаях, и требовать компенсацию и привлечь к ответственности будет некого», – сказано в документе.
Теневой рынок услуг такси аналитики Минтранса оценивают в 95%. Проблема в отсутствии регулирования сферы. Вопрос также касается разношёрстности автомобилей такси, отсутствии государственных информационных систем, а также недостаточного надзора и контроля над работой.
Чтобы повысить уровень безопасности и качества услуг такси, аналитики предлагают ввести регулирование для служб онлайн-агрегаторов, в том числе при перевозках груза. Из минусов отмечается вероятная нагрузка на бизнес.
Операторы проводили техосмотр по WhatsApp
Выбросы вредных веществ от всех источников только в Алматы составили 127 тысяч тонн в год, из которых более половины приходится на транспорт, привели данные за 2022 год составители документа. При этом в городе зарегистрировано более 620 тысяч автомобилей, из которых 70% – свыше семи лет в эксплуатации. Кроме того, ежедневно в город въезжают 400 тысяч машин из регионов, с 2021 года их количество увеличилось на 42%.
«Указанное обусловлено формальным проведением технического осмотра частными операторами и их низким уровнем ответственности, для которых превалирует лишь наличие объёмов платных услуг. Ненадлежащее техническое состояние влечёт риски для обеспечения безопасной эксплуатации и минимизации вредного экологического воздействия», – говорится в документе.
В 2024 году мониторинговые группы выявили и аннулировали около 5000 диагностических карт прохождения техосмотра. Оказалось, по большей части процедуру проходили онлайн через WhatsApp – владельцы просто вставляли фотографии или госномера. При этом зафиксировали случаи, когда грузовые автомобили проходили осмотры на станциях для легковых.
Бороться с этим предлагают так: ввести разрешительный порядок для деятельности операторов технического осмотра и ужесточить требования к их работе. Ещё в качестве решения предлагается пересмотреть порядок определения оператора единой информационной системы обязательного технического осмотра.
Низкий уровень цифровизации в пассажирских и грузовых перевозках
Ещё одна сложность в отрасли вскрылась после изучения вопросов цифровизации. В Минтрансе считают, что в сегменте недостаточно сведений для обеспечения полноценного учёта и контроля.
«Недостаточный уровень цифровизации данных, необходимых для анализа ситуации в сфере пассажирских и грузовых перевозок. Отсутствуют достоверные данные в цифровом формате в сфере транспорта, транспортной инфраструктуры и логистики для анализа, мониторинга и принятия качественных решений. Кроме того, сохраняется высокий уровень теневой экономики в грузовых и пассажирских автоперевозках из-за использования транспортных и сопроводительных документов в бумажном формате (доля невидимой экономики в сфере «Транспорт и складирование» составила 2,5% от ВВП или 2,5 трлн тенге в 2022 году)», – говорится в отчёте.
Всего в сегменте насчитывают 35 разрозненных информационных систем, из них три – на балансе Министерства транспорта. Аналитики предлагают ввести требования по интеграции информационных систем и порядку взаимообмена данными:
- сервисных центров – с национальной базой данных по электронным (цифровым) тахографам;
- пограничного контроля – с уполномоченным органом в сфере транспорта;
- «е-Көлік» – с интеллектуальной транспортной системой с введением обязанности субъектов регулирования представлять информацию в систему.
В авангарде должна будет выступить новая интеллектуальная система Министерства транспорта. Разделить её функционал могут с Министерством внутренних дел.
Такие предложения содержатся в консультативном документе регуляторной политики по вопросам развития транспортной отрасли. Чиновники планируют на его основе разработать законопроекты, которые в следующем году должны поступить в парламент на рассмотрение.
Читайте также: Куклы LOL с запахом и лапки со спиртом: какие страны поставляют некачественные игрушки в Казахстан