Некоторые водители двухколёсного транспорта продолжают ездить без номеров и документов, а также нарушать ПДД. Одна из проблем, которая до сих пор бьёт по ушам, – шум выхлопной трубы, не говоря о прежней езде по тротуарам. Ко всему прочему, как удалось выяснить, порой обязательный техосмотр «железных коней» носит формальный характер. Корреспондент Сentralmedia24 разбирался, что ещё изменилось с начала действия новых правил для мопедистов.
С 5 апреля 2025 года мопеды и скутеры приравняли к механическим транспортным средствам, а их владельцев обязали исполнять десятки соответствующих новому статусу правил дорожного движения. Таким образом в Министерстве внутренних дел попытались навести порядок на дорогах. Получилось ли?
Более трети мопедов зарегистрировали
Спустя почти месяц действия новых правил пешеходы и автолюбители, с которыми поговорил корреспондент, отметили, что мопедисты не стали нарушать ПДД меньше. Однако по их субъективным ощущениям мопедов на дорогах стало несколько меньше, да и на тротуарах тоже.
«Утром и вечером их мало встретишь по дороге, но в обед каждый день вижу, как они демонстративно умудряются нарушать все правила движения. Выезжают на красный свет, загораживают дорогу, пересекают сплошные линии, не ведут мопед на пешеходном переходе. Ещё поворачивают налево в потоке, перестраиваются так смело и ездят, будто бы сохранились перед выходом. В основном у мопедистов курьерские сумки, но хотя бы в шлемах. Ещё по внешнему виду мопедов видно, что они далеко не первой свежести», – рассказал таксист Асхат.
По состоянию на 22 апреля, по стране зарегистрировали 31 тысячу мопедов, следует из ответа МВД на запрос редакции. Всего же по дорогам страны ездят приблизительно 80 тысяч мопедов и скутеров, рассказал на пленарном заседании Сената 19 сентября 2024 года заместитель министра внутренних дел Игорь Лепёха.
Мопедисты продолжают нарушать ПДД
В столичном департаменте полиции рассказали, что за сутки 18 апреля их сотрудники установили 20 фактов нарушений ПДД со стороны водителей мопедов. Среди нарушителей – два несовершеннолетних, а также один иностранец.
За день до этого в Алматы водитель мопеда нарушал все возможные правила на дороге, пытаясь скрыться от преследования полиции. Очевидцы засняли погоню на камеру. На кадрах видно, как мопед мчится по автобусной полосе, рядом – полицейское авто с включёнными проблесковыми маячками. В какой-то момент мопедист затормозил и развернулся в обратном направлении через разделительную полосу, откровенно рискуя своим здоровьем и подвергая опасности других участников движения.
«Под окном ежедневно проносятся и ревут системы выхлопов мопедов без глушителей. Всё время порываюсь выйти и поймать хотя бы одного. Они несутся по тротуарам, где ходят дети, бабушки, мамы с колясками. Уже из окна кричала и в полицию звонила – без толку. Запретить всем им гонять во дворе надо, а за шум – наказывать», – сказала алматинка Светлана Валентиновна.
Ещё одна недавняя погоня, запечатлённая на камеру:
Другие опрошенные жители Алматы всё-таки отметили, что после ввода новых правил ситуация на дорогах в целом значительно улучшилась.
«Видно, что мопедисты чувствуют, что могут попасть на камеры или под патруль – стараются соблюдать ПДД. Ещё остались беспредельщики, как недавняя погоня мотобатальона за одним таким. Вот их нужно не только вылавливать, но и наказать за угрозу жизням другим», – считает студент одного из вузов Алматы Али.
В полиции при этом практически ежедневно показывают, как ловят нарушителей.
Мотобатальоны и камеры «Сергек»
Насчёт всевидящего «Сергека» не всё так однозначно. Дело в том, что не каждое устройство может зафиксировать нарушение. В полиции ранее сообщили, что пока в Алматы около тысячи камер способны распознавать задние госномера и фиксировать мопедистов.
«С 5 апреля алматинские мопедисты допустили 1,5 тысячи нарушений, включая владельцев незарегистрированных ТС. Основные нарушения: проезд на красный свет, движение по пешеходным зонам и управление в состоянии алкогольного опьянения. 500 мопедов водворили на штрафстоянку», – рассказала представитель ДП Алматы Салтанат Азирбек на пресс-конференции в РСК 23 апреля.
В МВД о ситуации по Казахстану, исходя из ответа на запрос редакции, мало что известно.
«На сегодняшний день камеры зафиксировали 220 нарушений ПДД, совершённые водителями мопедов. Наиболее распространённые – превышение скоростного режима и несоблюдение требований дорожных знаков. В целом проведение рейдовых мероприятий в отношении водителей скутеров и мопедов не планируется. В случае нарушения ими правил дорожного движения будут приняты соответствующие меры», – говорится в ответе МВД от 22 апреля на запрос Centralmedia24.
При этом в Алматы увеличили количество мотоэкипажей. Их теперь всё чаще можно встретить на дороге.
VIN-код, «старые» и ворованные мопеды
С 5 апреля мопеды без VIN-кода (идентификационный номер, присваиваемый заводом-изготовителем) в Казахстане считают новыми. Такое положение дел накладывает некоторые последствия.
Как правило, мопеды и скутеры оставляют в ночное время без присмотра во дворах, подъездах, на неохраняемых парковках и стоянках. Сигнализация же и блокировка руля снимаются за минуты. Водители даже лайфхак придумали: если нанести отметку краской или маркером на основные детали, то можно затруднить их дальнейшую продажу и сделать их менее привлекательными для угона. Также это поможет в дальнейшем идентифицировать свой транспорт и вернуть обратно. Но если не нашли, то будьте уверены – злоумышленники уже стёрли VIN-код.
Это к тому, что сейчас для регистрации мопеда нужно обратиться в спецЦОН и предъявить документы о технических характеристиках мопеда. Далее заполнить заявление, провести осмотр и оплатить государственную пошлину.
Однако встречаются случаи, когда на мопед нет бумаг и в базе он не числится, а если и VIN-кода нет – его присвоят после осмотра. При этом годом выпуска теперь будет считаться год проведения первой процедуры. Поэтому все ранее неучтённые ТС внезапно стали новыми, даже если гоняют по улицам более 10 лет.
Отсутствие или неисправность глушителя считается нарушением ПДД (статья 590, часть 5, КоАП РК). Однако порой по бумагам условная «развалюха» прошла все проверки и может спокойно ездить. Как же так выходит?
Формальный техосмотр
С 2012 года процедуру прохождения технического осмотра передали в частные руки. Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо может открыть собственный бизнес и выдавать бланки техосмотра. По последним данным из реестра операторов технического осмотра, в Казахстане работают 950 операторов, имеющих 2000 стационарных линий и 750 – мобильных.
Корреспондент Сentralmedia24 посетил несколько таких предприятий и выяснил, что здесь не всё так гладко.
То ли денег лишних не бывает, то ли работники не хотят себя утруждать, либо так в отрасли принято, но выходит, что талон о прохождении техосмотра на мопед можно получить в любое время без чека и за две минуты. Цена вопроса – от шести тысяч тенге. Даже если всё сломано, а глушитель снят – не проблема, главное, чтобы фонари горели при нажатии на тормоз и уже был получен номерной знак (ГРНЗ).
Договорились прийти позже с пятью мопедами и провести их по скидке. Впрочем, это только слова, а вот ловить на живца – задача компетентных структур. К тому же в Министерстве транспорта недавно провели глубокий анализ рынка. Оказалось, по большей части процедуру автолюбители проходили онлайн через WhatsApp – владельцы просто вставляли фотографии или госномера. Чиновники предложили бороться со сложившейся системой так: ввести разрешительный порядок для операторов техосмотра и ужесточить требования к их работе.
К слову, жалобы на отказ в проведении техосмотра или на какие-либо иные нарушения в работе ЦТО круглосуточно принимают в ситуационном центре по телефонам: +7 (7172) 98 35 35, +7 (7172) 98 35 33 или +7 700 098 3535 (WhatsApp).
В общем, вопросов по этой работе достаточно. Редакция их и направила в МВД с просьбой уточнить, что именно должны проверять инспекторы при исследовании мопеда и кто потом несёт ответственность, а также проверяет эту работу. Ответ оптимизма не внушил:
«Вопросы касательно прохождения технического осмотра мопедов не входят в компетенцию органов внутренних дел».
Обязательная страховка и переход на электровелосипеды
Есть в новых правилах для мопедистов и графа об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности (ОГПО). Речь идёт о защите от потенциального причинения вреда жизни, здоровью и имуществу других участников дорожного движения.
Страховую премию рассчитывают по специальным таблицам, прописанным в статье 19 закона об ОГПО ВТС. В 2025 году базовая премия составляет 7470 тенге, но для новичков и водителей по другим показателям она обходится дороже, поэтому сумма возрастает до 43 784 тенге. Штраф же за езду без страховки составляет 10 МРП – 39 320 тенге. Выходит, мопедист платит 15-50 тысяч тенге в год, а если ДТП случится по его вине, то пострадавшему после оценки компенсируют потери страховщики.
Впрочем, не даром тяжёлые времена заставляют проявлять смекалку. Некоторые мопедисты, чтобы не регистрироваться и избежать всей этой волокиты, массово пересаживаются на электровелосипеды и электросамокаты.
Их конструктивная скорость порой сопоставима с мопедами. Теперь курьеров на этих пока ещё незарегулированных видах транспорта можно встретить чаще обычного. Причём если проследить, то практически каждый из них позволяет себе нарушать ПДД.
Теперь мопедистам лихачить на дорогах не получается – ведь их находят и даже наказывают. Но до полноценного порядка в отрасли ещё нужно время.
Читайте также: