Совсем недавно стало известно, что в августе 2025 года Дженнифер Лопес выступит в Астане в рамках своего мирового турне. В кабмине заговорили о миллиардной прибыли, туристической привлекательности и планах по выводу столицы на уровень передовой гастрольной точки в Центральной Азии. Но насколько действительно прибыльно привозить именитых гостей с выступлениями в Казахстан? И сколько денег попадёт в итоге в казну страны? В вопросе разбирался корреспондент Centralmedia24

Звезда мирового уровня Дженнифер Лопес планирует приехать с концертом в Астану  этим летом. На заседании кабинета министров продюсер компании «Астана концерт» Малик Хасенов, отметил, что приезд певицы принесёт экономике страны миллиардную прибыль. По его словам, шоу будет организовано полностью на коммерческой основе и станет знаковым событием, внеся город в гастрольную карту мировых знаменитостей.

«Мы ожидаем более 15 тысяч внешних туристов, общий вклад в экономику города составит 6,5 млрд. Из которых более 400 млн составят прямые налоговые поступления от проведения концерта», — сказал он.

Хасенов заявил, что по итогам проведения первого коммерческого концерта, компания совместно со столичным акиматом разработает стратегический план развития событийного туризма. Он будет предполагать проведение 10 концертов класса «А» в течение ближайших трёх лет.

Предложение поддержал и премьер-министр Олжас Бектенов. Он также сказал, что для осуществления подобных планов был проделан долгий путь и «стоит продолжать работу в данном направлении».

Однако окупаются ли такие события и сколько приносят денег в госбюджет?

Фото: Pixabay.com

Много, но мало

Интерес к Казахстану мировых звёзд, бывших на пике своей популярности в 2000-е годы сейчас действительно вырос. Однако, по словам вице-министра туризма и спорта Ержана Еркинбаева, отношение иностранных знаменитостей к выступлениям в РК пока всё равно остаётся прохладным. По его мнению, у этого есть несколько причин. И одна из них — дорогая доставка реквизита и многочисленной техники.

«Каждая звезда высокого уровня везет с собой больше 20 траков собственного оборудования, которое она не берет в аренду: звук, свет, всё шоу-оборудование. Привезти все эти 20 длинномеров в Казахстан, провести концерт и отправлять их обратно получается настолько дорого, что ни одной звезде, ни одному организатору это невыгодно», — высказался министр на пресс-конференции после заседания правительства 8 апреля.

Второй причиной Еркинбаев назвал нехватку в стране площадок для выступлений. Он отметил, что сейчас мировому уровню в РК соответствуют только два стадиона в Астане и один в Алматы.

«Есть «Алматы Арена», «Барыс Арена», «Астана Арена», но нам нужен еще большего объема какой-то зал для проведения больших концертов уровня таких мировых звезд. Очень надеемся на новый город Алатау, в котором по планам предусмотрено строительство большой концертной арены и в комплексном плане развития Бурабая есть тоже строительство концертного зала. Думаем, что такие концерты как Дженнифер Лопес в этом году будут ежегодными и постоянными», — сказал вице-министр.

Стоит напомнить, что в прошлом году Казахстан посетили с концертами такие исполнители с мировыми именами как 50 Cent, Николь Шерзингер , Scorpions, 30 Seconds to Mars, Die Antwoord и Tyga.

Фото: Pixabay.com

Инвестиция в репутацию

Корреспондент Centralmedia24 задал вопросы руководителю одного из казахстанских рекламных-агентств, ведущему онлайн и офлайн-мероприятий Юрию Мальцеву. Мы поинтересовались, насколько выгодно Казахстану привозить исполнителей уровня Дженнифер Лопес и остаются ли с таких мероприятий средства, которые идут в бюджет.

«Выгодно — как минимум с точки зрения пиара и туристического имиджа. Дженнифер Лопес на афише Астаны — это не просто концерт, это глобальный сигнал: “Мы на карте”. С точки зрения казны — это, конечно, не нефтяной поток, но при правильно выстроенной экономике мероприятия (права, трансляции, мерч, туризм, партнерские пакеты) — вполне можно вернуть часть вложений. Если не деньгами, то капиталом внимания», — поясняет спикер.

По мнению Мальцева, относительно прибыли в казну всё не так радужно и «если делать по-честному — остаётся немного воздуха и эмоций». На примере грядущего концерта Дженнифер Лопес он перечисляет возможные расходы на организацию:

«Гонорар Джей Ло, перелёты, райдер, охрана, техника, площадка, страховки, технический продакшн, местная команда, налоги — и ты уже сидишь с калькулятором и легким тремором».

Эксперт отмечает, что если работает международный продюсер — большая часть уходит туда. Но если подключить спонсоров, VIP-пакеты, синергию с туризмом, можно «и не с нулём выйти».

Но в целом — это «инвестиция в репутацию, а не в финансовую прибыль», — говорит он.

Фото: yurymalcev.online/ Юрий Мальцев

«Можно пролететь даже с Джей Ло»

Рассуждая о том, для кого подобные мероприятия выгоднее, Мальцев отмечает, что для государства,  это прежде всего — культурная геополитика. Для агентства же — «способ жить дальше, выплачивать зарплаты и красиво пить вино после мероприятия».

«Выгоднее тому, кто умеет считать. Хороший организатор заработает даже на церемонии открытия шиномонтажа. А плохой прогорит даже с Джей Ло. Так что, тут выгоднее тому, у кого Excel крепче, а не у кого бюджет толще», — шутит спикер.

Мальцев также подчёркивает, что звёзд подобного уровня очень сложно привезти в страну. Потому что «это не просто артист, а завод по производству условий». Да и суммы затрат исчисляются миллионами долларов.

«Ты не просто зовёшь Дженифер Лопес — ты привозишь мини-Голливуд: команда 80+ человек, 3 тонны оборудования, список райдера длиной с конституцию и расписание, где всё по минутам. Гонорар — от 1 до 2,5 млн долларов. Сумма расходов под ключ — может дойти до 3–5 миллионов. Доход — зависит от билетов, спонсоров, ТВ-прав и партнёрства».

Мальцев утверждает, что при грамотной упаковке можно выйти в плюс или «хотя бы не в глубокий минус». А если нет — остаётся только «хлопать в ладоши и делать селфи на фоне провала».

Однако мировые звезды продолжают интересоваться Казахстаном, несмотря на малое количество выбора площадок для выступления. Все дело в том, что на Западе к ним привыкли, поясняет он.

«Где ты ещё найдёшь новую публику с деньгами, хорошими залами и голодом до ярких шоу? На Западе Джей Ло — это “ещё один концерт”. У нас — “главное культурное событие года”. Для артистов это и экзотика, и новый рынок, и чистая любовь со сцены, а не уставшие фанаты с пивом. Так что да — мы для них настоящая аудитория с восточным приёмом», — говорит Мальцев.

Не стоит также забывать, что с начала российско-украинского конфликта, из-за геополитической ситуации, большинство западных звёзд потеряли большую площадку для выступлений.

А вот жители из СНГ, напротив, вполне готовы прилететь в соседнюю страну , чтобы посмотреть и послушать любимого исполнителя. Таким образом, Казахстан становится туристическим и культурным хабом.

Фото: Pixabay.com

«Импульс для экономики»

Привозить мировых звёзд с концертами в Казахстан — это не только про шоу и эмоции, а «реальный вклад в экономику страны», считает казахстанский продюсер, тревел-ведущий и автор проекта Cinema Lab Дархан Халил. Он поделился с корреспондентом Centralmedia24, мнением о финансовой и культурной выгоде от подобных масштабных мероприятий.

«Представьте: всего одно крупное событие может привлечь порядка 15 000 иностранных туристов. Эти гости тратят деньги на отели, рестораны, транспорт, шопинг и, конечно же, билеты. В итоге — около 6,5 миллиардов тенге доходов в экономику страны. Но главное — государство тоже не остаётся в стороне: около 400 миллионов тенге поступают в казну в виде налогов. И это только с одного концерта!»

Такие мероприятия — это не расход, а «инвестиция с отличной отдачей», считает продюсер. Они развивают туризм, поддерживают малый и средний бизнес и делают Казахстан заметным на культурной карте мира. Также Халил отмечает, что подобные ивенты поднимают престиж страны в глазах международной публики:


«Что касается финансов, у каждого такого мероприятия свой “рецепт”, и всё зависит от артиста, масштаба шоу и формата сотрудничества. В большинстве случаев — да, большая часть бюджета уходит на оплату: гонорары мировых звёзд, технические райдеры (звук, свет, сцена), перелёты, проживание, и, конечно, мощную рекламную кампанию. Это огромные статьи расходов, и они «съедают» львиную долю выручки. Но это не значит, что государство или экономика остаются ни с чем». 

Халил подчёркивает, что даже при высоких расходах, такие концерты стимулируют приток туристов, а также загрузку отелей и ресторанов, работу сотен подрядчиков (от охраны до транспортных компаний). А, соответственно — налоговые отчисления от всех участников процесса.

«Да, организаторы берут на себя риск и рассчитывают на окупаемость. Но в масштабах страны — это всегда плюс: деньги остаются в обороте, появляются рабочие места, страна звучит на весь мир, и при грамотном подходе — в бюджет тоже капает немало. Так что здесь важно не только “сколько осталось”, а какой импульс получила экономика после каждого такого события», — считает спикер.

Путь к проведению концертов мирового уровня — точно не из лёгких, говорит Халил. По его словам, это история не про “быстро и просто”, а про months of hustle (месяцы напряженной работы Прим. ред).

Фото: Pixabay.com

«Казахстан становится логичным пунктом»

Продюсер отмечает, что в случае с Дженнифер Лопес переговоры заняли почти год. Это постоянные созвоны, перелёты, юридические согласования, бесконечные обсуждения деталей — от даты до мельчайших нюансов технического райдера. Каждая строчка в договоре — это отдельный раунд переговоров, говорит он.

«Технические требования звёзд — это отдельная вселенная. Тут не просто “хороший звук”, а десятки страниц спецификаций: от определённого бренда гитары до высоты сцены и температуры в гримёрке. Говоря о гонорарах — это дорого. Очень. Цены варьируются, но в целом — приглашение мирового артиста требует серьёзных вложений и финансовой гибкости. И всё это — ещё до начала самой продажи билетов».

Интерес мировых звёзд к Казахстану эксперт объясняет сразу несколькими факторами.

Прежде всего, он отмечает, что геополитическая ситуация в мире сильно изменила карту гастрольных туров. После начала войны между Россией и Украиной, целый регион выпал из концертной географии и артисты начали искать новые точки на карте, «которые одновременно безопасны, стабильны и логистически удобны».

«Казахстан и Узбекистан оказались в центре внимания — и не случайно. Во-первых, у нас хорошая инфраструктура: современные площадки, аэропорты, отели. Во-вторых — восточный колорит, интерес со стороны публики и тёплый приём. Это особенно важно для артистов, привыкших к аншлагам и любви фанатов», — отмечает эксперт.

Кроме того, не стоит забывать: всё решает график, говорит Халил. По его словм, Казахстан часто становится «логичным пунктом» на маршруте между Европой, Азией и Ближним Востоком.

«Если раньше нас могли “пролетать мимо”, то теперь — на нас делают ставку, как на полноценную площадку для крупных шоу. Что касается «спада интереса» к звёздам у себя на родине — вряд ли это ключевой фактор. Эти артисты по-прежнему собирают залы по всему миру. Просто сейчас Казахстан стал открытым и перспективным рынком, где аудитория готова платить, площадки готовы принимать, а государство — поддерживать», — завершает мысль Халил.

Напомним, что новость о выступлении Дженнифер Лопес в Астане, распространилась в сети 8 апреля. Певица посетит Казахстан в рамках мирового турне. Концерт состоится в столице 1 августа, а площадкой шоу станет «Астана Арена». Информация об этом появилась в Instagram офиса певицы.

Поделиться:

1 комментарий

  1. Pingback: Ещё одна проблема с концертом JLo в РК – организаторы заранее отдали билеты туроператорам

Оставить комментарий

Свидетельство о постановке на учет периодического печатного издания, информационного агентства и сетевого издания № KZ10VPY00111108

Exit mobile version