После шести лет ожидания и масштабной реконструкции 415-километровую трассу Калбатау – Майкапшагай, ставшую ключевым коридором в Китай, наконец-то, открыли для движения. Но несмотря на долгожданное событие, сегодня история продолжается в суде. Генеральный подрядчик «СиньСин» и субподрядчик «КазСтройТехник» оспаривают в апелляции финансовые разногласия о сотнях миллионов тенге и неучтённых работах. Детали судебного спора в материале Сentralmedia24.

Какие компании ремонтировали дорогу Калбатау – Майкапшагай

Строительство автодороги Калбатау – Майкапшагай в Восточно-Казахстанской области началось ещё в 2019 году.

Путь к этому событию оказался не менее долгим, чем сама реконструкция. Китайская компания China Xinxing Corporation в консорциуме с ТОО «КазГерСтрой» подписали контракт в 2017 году. Завершить работы планировали к 2022-му.

Позже стало ясно, что подрядные организации не справляются. На всех десяти участках фиксировали отставания от сроков и слабый темп работ. В итоге в 2022 году все обязательства «КазГерСтроя» передали китайской «СиньСин», которая взяла на себя задачу довести проект до конца.

19 мая 2020 года генподрядчик – «СиньСин» и субподрядчик – «КазСтройТехник» подписали договор субподряда на дорожные работы на трассе Калбатау – Майкапшагай (км 1110-1140).

Субподрядчик обязался выполнить все работы «под ключ» собственными силами, техникой и материалами по проектно-сметной документации. Стоимость контракта составляла 10,9 млрд тенге с учётом НДС.

По условиям договора, основные работы должны были завершить до 31 октября 2021 года.

Дополнительные соглашения: перенос сроков и рост стоимости

20 мая 2020 года в договор внесли изменения. Субподрядчик должен был до конца года:

  • укласть верхний слой основания из горячего асфальтобетона и нижний слой покрытия по 15 км каждый;
  • выполнить земляные работы на 30 км;
  • установить главные балки для мостового сооружения.

Позже, 31 мая 2020 года, стороны снова продлили договор до октября 2023 года.

В июне 2022 года генподрядчик и субподрядчик пересмотрели стоимость – она выросла до 15,32 млрд тенге, включая НДС. Цена стала ориентировочной и зависела от фактического объёма выполненных работ. Субподрядчик должен был предоставить график работ до 15 июня 2022 года.

Через месяц, в июле, «КазСтройТехник» поручили дополнительный объём работ на 356, 9 млн тенге с учётом НДС.

8 сентября 2022 года генподрядчик перечислил 100 млн тенге аванса на покупку битума. При этом указал, что эту сумму удержат, если нарушат условия соглашения.

В июле 2023 года стороны снова пересмотрели договор. Общая сумма контракта осталась прежней – 10,9 млрд тенге, включая НДС.

«Этот субконтракт был контрактом с фиксированной ценой за единицу продукции. Цена не подлежала корректировке в течение срока действия договора. Общая сумма была предварительной. А окончательная сумма, подлежащая оплате, зависила от объёма работ, выполненных субподрядчиком»,

из материалов судебного дела.

Начало конфликта: иск на 295 млн тенге

В июле 2023 года «КазСтройТехник» направил генподрядчику акт выполненных работ на 295 млн тенге. Но тот его не подписал. Субподрядчик обратился в суд, посчитав, что партнёр уклоняется от подписания акта и нарушает условия договора.

Компания «Синьсин» возразила. По данным генподрядчика, казахстанская компания выполнила работы только на 5,85 млрд тенге. Из них 5,57 млрд уже оплатили с удержанием 5% гарантийной суммы.

«Оспариваемые объёмы работ не соответствуют работам, предусмотренным в договоре и ведомости договорной цены. Эти работы приняли по акту выполненных работ от 17 ноября 2020 года на сумму 847 млн тенге. Фактическое выполнение оспариваемых работ также подтверждается исполнительной документацией»,

из материалов судебного дела.
Фото: qaj.kz

Экспертиза и судебное разбирательство: работы были, но расчёты не сходятся

Суд назначил строительную экспертизу. Она показала, что стоимостные показатели в акте на 295 млн тенге не совпадают с ведомостью договорной цены, утверждённой в июле 2023 года.

При этом эксперт отметил, что определить точные объёмы работ на объекте невозможно. Причина в том, что их выполнили ещё в 2020 году.

Представители «КазСтройТехник» утверждали, что генподрядчик годами не принимал выполненные работы. Они также просили провести повторную экспертизу по определению стоимости работ.

Фото: qaj.kz

Ответчик настаивал, что срок исковой давности истёк, ведь работы выполнены в 2020 году.

Экспертиза уточнила, что расчёт стоимости по спорному акту от 15 июля 2023 года на 295 млн тенге невозможен из-за действующей ведомости, так как большая часть работ была указана в «минусовой форме». То есть вычтена из расчёта стоимости.

«Из заключения эксперта следует, что стоимость по акту выполненных работ от 31 июля 2023 года на сумму 295 млн тенге может составлять 33,6 млн тенге тенге»,

из материалов судебного дела.

При этом технические и надзорные органы дефектов в выполненных работах не выявили.

Решение суда

Суд признал, что нарушение условий договора носит длящийся характер, поэтому срок исковой давности нельзя считать истёкшим.

В июне 2025 года суд частично удовлетворил иск ТОО «КазСтройТехник» и признал действительным акт выполненных работ от 31 июля 2023 года на сумму 33,6 млн тенге, а не на заявленные 295 млн тенге. В остальной части требований суд отказал. Сейчас это решение оспаривают в апелляции.

В рамках реконструкции трассы Калбатау – Майкапшагай построили 37 мостов, 2 путепровода, 2 транспортные развязки, 349 водопропускных труб, 5 площадок отдыха и 2 санитарно-гигиенических узла, обеспечивающих комфорт и безопасность участников дорожного движения.

Поделиться:

Оставить комментарий

Свидетельство о постановке на учет периодического печатного издания, информационного агентства и сетевого издания № KZ10VPY00111108

Exit mobile version