В этом году Ассамблея народа Казахстана отметила своё 30-летие. Однако её роль до сих пор вызывает споры: кто-то воспринимает АНК как формальность, встроенную в вертикаль власти, другие – как действенный механизм гражданского взаимодействия. Какую роль на самом деле играет АНК в политической системе страны? Может ли она влиять на принятие решений? И что будет с Казахстаном, если этот институт исчезнет? На эти вопросы Centralmedia24 ответил политолог Эдуард Полетаев.
«Эффект плацебо»: зачем Казахстану нужна АНК
Ассамблея народа Казахстана создана 1 марта 1995 года по указу первого президента. Сегодня в её составе 583 человека.
На официальном сайте АНК сказано, что её главная цель – укреплять общественное согласие, поддерживать стабильность в стране и выстраивать диалог между государством и обществом по вопросам межэтнических отношений.
Сегодня АНК признана не только внутри страны, но и на международной арене, считает Эдуард Полетаев.
«В Казахстане, конечно, АНК хвалят, ведь это изначально консультационно-совещательный орган при президенте. Она встроена в государственную вертикаль и её легитимность напрямую зависит от легитимности других институтов: исполнительной, законодательной и судебной власти», – рассказал он.
Существование ассамблеи на протяжении стольких лет политолог сравнивает с эффектом плацебо, но в положительном смысле этого слова.
«Как родители успокаивают ребёнка? Гладят по голове, говорят: «не болит», и ему действительно становится легче. Так и здесь. АНК – не иллюзия, не пустышка. Она активизирует внутренние силы общества и государства, делает это регулярно. Хотя многое остаётся за кадром, влияние АНК ощутимо. Она стабилизирует, направляет, бодрит. Особенно это важно для Казахстана — многонациональной страны, где проживают десятки этносов».
Он отметил, что с первых лет независимости Казахстан оказался перед вызовом: как сохранить целостность в многонациональном обществе.
«В начале 1990-х годов на фоне этнических конфликтов в Таджикистане, на Балканах, в Молдове и на Кавказе этническое разнообразие воспринималось как угроза. Но Казахстан обернул это так, что многонациональность стала уникальным ресурсом. Это потребовало и мудрости, и смелости. И стало одной из основ для проведения масштабных реформ».
Идея создания АНК возникла ещё в 1992 году на первом форуме народов Казахстана, напомнил эксперт. 1 марта 1995 года ассамблею закрепили указом президента.
Сегодня 1 марта отмечается как День благодарности — символический день рождения АНК.
«Мир – это всегда выгода», или Почему национальная солидарность важна
По словам Эдуарда Полетаева, сегодня в условиях глобальной геополитической напряжённости и внутренних вызовов особенно важно сохранять стабильность.
«Не секрет, что в разных странах определённые силы используют громкие события, чтобы раскачать обстановку. И в таких условиях тех гражданских и политических механизмов, которые у нас есть, может оказаться недостаточно для достижения той национальной солидарности, которая сейчас так нужна Казахстану».
В этой связи межэтническое согласие должно укрепляться не только за счёт институционального существования АНК, но и через зрелое, ответственное отношение к вопросам идентичности, считает политолог.
«Опыт стран постсоветского пространства показывает: лояльность и уважение к культурным и национальным традициям – это не только вопрос этики, но и прагматичный выбор.
Мир – это всегда выгода, экономическое развитие, это комфорт и спокойствие».
Эдуард Полетаев привёл в пример США, построенные на миграции, но при этом избежавшие серьёзных межэтнических конфликтов.
«Сегодня в Казахстане это делает АНК – продвигает концепцию общенациональной идентичности, то есть наша страна нуждается в «проказахстанском» чувстве у всех граждан, чтобы была целостность определённого развития государства».
Но объединить людей разных этносов механически невозможно, отметил специалист. Он считает, что необходимы общие интересы: политические, экономические, социальные, культурные. Как раз здесь АНК играет важнейшую роль.
«Политика идентичности – одна из самых сложных. Она не решается моментально. Причём формируя общую идентичность, важно не разрушить существующие – этнические, религиозные. Это ювелирная работа. И в АНК работают люди, способные это делать. Эмоционально устойчивые, не склонные к хайпу, а стремящиеся к миру и прогрессу».
Задача АНК – не подавлять, а предупреждать
По словам Эдуарда Полетаева, говоря о влиянии АНК на государственную политику, важно понимать: этнокультурные сообщества играют значительную роль, и игнорировать это государство не может. Именно поэтому и была создана ассамблея — как структура, учитывающая интересы этнокультурных групп.
«При АНК действуют структуры, которые помогают этим сообществам интегрироваться в политическую и социальную жизнь страны. Один из таких инструментов – депутатская группа в парламенте, представляющая интересы ассамблеи».
Хотя АНК иногда критикуют, особенно после острых ситуаций, как в Кордае, эксперт подчёркивает:
«АНК – не силовой орган, а общественный институт, работающий другими методами.
Задача АНК — не подавлять, а предупреждать. Один из ключевых инструментов – этномедиация. Это способ находить компромиссы. Я сам проходил такой тренинг и это очень полезные навыки. Такие вещи не видны глазу, они не в новостях. Но это и есть настоящая работа».
С какими вызовами стакивается АНК
Структура ассамблеи также эволюционировала от Ассамблеи народов Казахстана — к Ассамблее народа Казахстана. Это символизирует движение от множества к единству, подчеркнул эксперт.
«Это не декоративный орган. На сессиях АНК поднимались инициативы, значимые для страны. Например, идея учредить День единства народа Казахстана — с 1996 года его отмечают 1 мая».
При этом, по мнению политолога, единству угрожают не только потенциальные межэтнические конфликты.
«Коррупция, социальная несправедливость, недоверие – тоже вызовы. Поэтому «Новый Казахстан» строится на принципе справедливости. А идея народного единства по-прежнему закреплена в Конституции. Референдум 2022 года её не отменил».
Кроме того, одной идеи недостаточно, чтобы объединить страну. По мнению Эдуарда Полетаева, важна личная ответственность каждого казахстанца за судьбу межнационального мира.
«АНК работает и в этом направлении. Формирует устойчивые модели поведения. Даже иностранцы отмечают, что казахстанцы доброжелательны ко всем независимо от цвета кожи».
При этом он добавил, что современное общество стремительно меняется. Религиозная идентичность порой вытесняет этнокультурную, особенно когда речь идёт о нетрадиционных течениях.
«Возникают новые вызовы для АНК, такие как фальсификация истории, влияние интернета. Для ответа на них необходима научная база: социологи, конфликтологи, религиоведы, политологи. Нужно больше исследований, больше публикаций».
Влияет ли АНК на политику на самом деле
Политолог подчеркнул, что АНК — не институт в стороне от власти. Её представители есть в Парламенте.
«После политических реформ пять депутатов Сената назначаются главой государства по рекомендации. Он учитывает необходимое представительство национально-культурных интересов верхней палаты законодательного органа. Это эффективный инструмент. Кроме того, существует и депутатская группа «Бір ел – бір мүдде», включающая 10 сенаторов и 20 депутатов Мажилиса».
По его словам, эта группа обсуждает приоритеты госполитики в сфере межнациональных отношений. Один из главных вопросов — продвижение казахского языка как языка межэтнического общения.
АНК объединяет в себе несколько тысячи общественных структур, людей, работающих на укрепление мира.
«Мало кто сейчас видит, сколько всего было сделано в тени хайпа, скандалов и громких новостей. Мы не знаем, каким был бы Казахстан без АНК. Возможно, без неё конфликтный потенциал реализовался бы куда острее. История уже начинает давать свою оценку», — резюмировал политолог.
Подводя итог, Эдуард Полетаев отметил, что дело не только в том, чтобы этносы существовали в рамках закона. Важно, чтобы само государство учитывало потенциал этнических объединений.
«И меня радует то, что государство с этим считается. Государство понимает этот потенциал, использует его в пользу. И в целом как бы старается учитывать интересы той или иной этнической группы».
Однако политолог добавил, что также немаловажно, чтобы диаспоры действовали конструктивно.
«У нас, например, запрещены политические партии по этническому признаку — это важно для того, чтобы избежать излишней политизации этнических вопросов. Если этнические группы становятся инструментом деструктивных сил, их могут воспринимать как пятую колонну».
При этом важно не впадать в иллюзии, считает эксперт. Вопросы межэтнических и межнациональных отношений всегда остаются чувствительными. Их нельзя упускать из внимания, потому что при неблагоприятных обстоятельствах они могут обостриться.
Поэтому укрепление межнационального согласия и стабильности — один из приоритетов внутренней политики Казахстана как минимум в среднесрочной перспективе, заключил Эдуард Полетаев.
Читайте также:
Данияр Ашимбаев: Многие считают АНК представительской структурой, но так ли это?