Чтобы разобраться в особенностях современного транзита данных, корреспондент Centralmedia24 изучил ответы министерств. А также поговорил с президентом Интернет-Ассоциации Казахстана Шавкатом Сабировым о том, почему скорость света становится важнейшим ресурсом и как страна готовится возглавить цифровой транзит континента.

Транзит нового времени идёт не только по рельсам, трассам и трубам, но и по оптоволокну. Казахстан постепенно превращается из транспортного коридора в цифровой хаб Евразии. По дну Каспия строят первую подводную линию связи, которая напрямую соединит Центральную Азию и Европу.

На этом фоне возникает вопрос: как обстоят дела с цифровым транзитом в целом и каким будет его реальное будущее. Ведь мы всё чаще называем себя страной будущего и искусственного интеллекта. Неоднократно всплывали спорные темы – от скорости интернета до покрытия сети, которое всё ещё неравномерно распределено по регионам.

Не рано ли ещё говорить о мировом цифровом транзите – той самой связи, от которой зависит экономика, безопасность и развитие ИИ?

Трубы прошлого и оптика будущего

Ответ Министерства энергетики показывает привычную схему: миллионы тонн нефти и десятки миллиардов кубометров газа проходят через Казахстан, но всё это чужие потоки.

«В соответствии с соглашением между правительствами Казахстана и России, с 2014 года запущен транзит российской нефти ПАО «НК Роснефть» по маршруту Прииртышск – Атасу – Алашанькоу. По итогам 2024 года транзит составил 9,989 млн тонн», – сообщили в Минэнерго.

В Узбекистан российской нефти поступило 225 тысяч тонн. А через территорию Казахстана в Китай ушло свыше 42 млрд кубометров газа.

«Сведения о доходах от транзита нефти и газа носят конфиденциальный характер, обусловленный коммерческой составляющей», – уточнили в министерстве.

Эта модель даёт доход, но не контроль. Казахстан обслуживает чужие маршруты, тогда как мировой тренд за теми, кто управляет данными.

Мы же вполне можем управлять этим сырьём будущего – Big Data (большие данные). Интернет-транзит становится таким же ресурсом, как нефть в XX веке. Этот процесс приносит прибыль, создаёт инфраструктуру и делает страну не просто необходимой соседям, а востребованной для всего мира.

Магистраль для ИИ под Каспием

Министерство искусственного интеллекта и цифрового развития подтверждает: страна вступает в новую эпоху.

«Одним из ключевых международных проектов является строительство подводной волоконно-оптической линии связи по дну Каспийского моря. Она станет частью трансевразийского цифрового коридора и обеспечит прямое соединение между Казахстаном и Азербайджаном с последующим транзитом трафика в направлении Европы и Азии. Для реализации проекта в августе 2023 года создано совместное предприятие CaspiNet B.V., где доля АО «Казахтелеком» составляет 50%. В 2025 году подписан контракт с EPC-подрядчиком на проектирование и строительство подводной ВОЛС», – сообщили в министерстве.

ВОЛС. Иллюстрация сгенерирована ИИ

Эта линия соединит Казахстан и Азербайджан и даст прямой выход на Европу. Маршрут по Каспию короче, чем южные подводные трассы через Индийский океан и Красное море. Сегодня доля Казахстана в азиатско-европейском интернет-транзите всего 1,5%. Цель – подняться до 5% к 2026 году. Не просто подключиться к мировому интернету, а стать его частью.

Транзит – это рынок, не политика

«Транзит интернет-трафика – это коммерция, бизнес другими словами. Страны покупают транзит там, где дешевле и быстрее. Кыргызстан и Узбекистан покупают интернет в Казахстане, потому что дешевле и выгодно. Чуть дороже – и сразу уйдут к другим поставщикам», – объяснил глава Интернет-Ассоциации Казахстана Шавкат Сабиров.

Он сравнил данные из открытых источников. Сегодня транзит из Азии в Европу через Казахстан – более 10 Тбит/сек. Южный морской маршрут из Азии в Европу через подводные кабели предоставляет около 14-15 Тбит/сек. Каспийский цифровой хаб добавит Казахстану ещё 4-6 Тбит/сек. Страна в этом случае может предоставлять транзитные каналы в существенном объёме и укрепит свою роль как мирового транзитёра трафика в мире.

«Мы уже давно полноценные участники глобального транзита. А наращивая транзитные мощности, мы дадим возможность для Азии и Европы прямого короткого пути транзита», – подчеркнул эксперт.

Для работы ИИ, больших данных, различных брокеров, бирж и банков — это не простые слова, а необходимость. Именно от скорости передачи данных и надёжности зависит работа ИИ и его приложений.

Без новой сети в эпоху ИИ не будет нового интернета

Продажа транзитного трафика – это не километры кабеля, а качественные характеристики прохождения трафика, низкая задержка, отсутствие потерь и масштабируемость. Архитектура новой инфраструктуры обеспечивается неограниченным адресным пространством, «умной» ИИ-маршрутизацией и другими параметрами.

«5G у нас не будет работать на текущей инфраструктуре. Значок 5G сегодня на наших телефонах представляет собой просто название базовой станции, а не реальный канал передачи данных. Нужна новая адресация IPv6, новые протоколы и «умные» маршрутизаторы, которые сами решают, как быстрее и без потерь доставить пакеты. Сегодня оборудование сети имеет AI-чипы, которые определяют маршрут в реальном времени», – пояснил Шавкат Сабиров.

Президент Интернет-Ассоциации Казахстана Шавкат Сабиров. Фото из личного архива эксперта

По его словам, главные проблемы не на международных линиях, а внутри страны. Цифровая инфраструктура Казахстана была достойной 10 лет назад. Сегодня в эпоху ИИ она стала практически главным тормозом развития. Казахстан будет терять и скорость, и деньги, пока не начнёт ускоренными темпами двигаться вперёд к сетям будущего.

«Для решения локальных казахстанских задач, к сожалению, сохраняется монополия на точки обмена трафиком. Раньше весь Казахстан «ходил» через одну точку в Астане. Её среди технического сообщества называли не точкой обмена, а точкой отказа трафика. До сих пор пакеты трафика или «летают» между Алматы и Астаной, или вообще «проходят» через Гонконг или Россию. Хотя при демонополизации услуг государства только в Алматы должны быть десятки точек обмена трафика. А мы как пользователи – должны наслаждаться быстрым интернетом», – сказал глава Интернет-Ассоциации.

Он считает, что точки обмена трафика являются предметом обычного бизнеса, который будет гарантировать пользователям быстрый и уверенный доступ к ресурсам. Нет смысла молиться на одну государственную точку обмена в каждом городе. Как известно, государство – не самый лучший менеджер.

«Точка обмена трафиком должна быть ближайшей к вам, тогда и быстродействие, и скорость – всё будет намного выше. Если вы находитесь в Самале (мкр в Алматы. – Ред.) и открываете сайт, который тоже находится в Data-центре в Самале, зачем вашим запросам «бегать» до Астаны и обратно или через Гонконг?» – на примере объяснил Шавкат Сабиров.

Такое обновление сети и есть необходимое условие роста локального трафика и транзита. Будущее наступит тогда, когда наша инфраструктура будет готова для работы с ИИ и большими данными. Казахстан может и должен обеспечивать мировой транзит в эпоху ИИ на современной цифровой инфраструктуре. И, наконец, казахстанцы давно заслужили сеть 5G и калькуляцию передачи данных тарифных планов мобильных операторов не на пальцах двух рук, а сильно выше – сотнями Гигабайт в месяц.

Монополия в интернет-сети страны

Магистральные каналы в Казахстане исторически сосредоточились в руках национального оператора АО «Казахтелеком». По словам Шавката Сабирова, это следствие особенностей нашей страны. География, размеры и количество пользователей определяют характеристики, а не чья-то прихоть.

«Магистральными каналами в основном владеет «Казахтелеком». Поэтому остальные операторы («Транстелеком», TNS Plus и другие) владеют небольшой долей от общего объёма. Это нужно признать как факт и работать дальше», – отметил он.

Прокладка ВОЛС. Фото: Министерство искусственного интеллекта и цифрового развития Казахстана

По его словам, построить вторую полноценную сеть по всей стране даже гипотетически нереально. Слишком большие затраты, которые вряд ли окупятся.

«Вы не можете же взять и вложить миллиарды, чтобы построить вторую инфраструктуру по всей стране, учитывая расстояния в Казахстане, которые измеряются десятками тысяч километров. «Казахтелеком» с 90-х годов уже начал строить и обеспечил оптикой весь Казахстан. Представляете, какой объём инвестиций нужен для этого?»

Шавкат Сабиров.

Казахстан на карте мирового трафика

«Через Каспий мы получим прямой канал в Италию. С другой стороны Европа через Италию – обратный канал в Азию. Если реализуем линию через Иран к Персидскому заливу, то получим прямой доступ к Персидскому заливу и арабским странам. В центре континента надо использовать свои ресурсы максимально», – считает Шавкат Сабиров.

Новый маршрут укоротит путь для трафика из Китая, Сингапура и Южной Кореи в Европу. Для киберспортсменов это означает меньше задержек и более стабильное соединение. Для инвесторов – приток капитала в Data-центры и облачные платформы.

«Очередная «утка» или «страшилка» про казахстанский транзит через Россию является блефом и неграмотностью «диванных экспертов». Для примера: когда Казахстан отключал интернет в январе 2022 года, транзит при этом продолжал работать. Пользователи Кыргызстана и Узбекистана были очень довольны, пока нас не было в сети. Это яркий пример демонстрации автономности транзита данных. Никто никогда не будет его останавливать: ни Россия, ни Китай, ни Казахстан», – уверен эксперт.

Что в итоге Казахстану даст развитие цифрового транзита

  • Рост доли Казахстана в мировом трафике данных.
  • Новые рабочие места в Data-центрах, облачных сервисах и финтехе.
  • Более быструю и надёжную новую связь для искусственного интеллекта и больших данных.
  • Валютные доходы от продажи каналов связи.
  • Имидж независимого игрока на карте глобального интернета.
  • Более быстрое и комфортное взаимодействие с Европой.

Казахстан входит в эпоху данных. Транзит будущего – это больше не о нефти и газе. Это магистрали, по которым движутся информация, деньги и технологии. Курс на искусственный интеллект в Казахстане прямо указывает: страна обязана перестроить всю цифровую инфраструктуру. И чем быстрее это произойдёт, тем выше шансы стать основным цифровым хабом в мире.

Читайте также:

Поделиться:

Оставить комментарий

Свидетельство о постановке на учет периодического печатного издания, информационного агентства и сетевого издания № KZ10VPY00111108

Exit mobile version