Казахстан привлекательная для туристов страна, хоть и не имеет выхода к морю. Чаще всего казахстанцы и иностранцы посещают Алматы. Чем завлекают гостей, на что ради этого идут и как будут развивать горный кластер в ближайшие годы, выяснял корреспондент Centralmedia24.

В Алматы 23-25 апреля прошло одно из главных событий туристкой отрасли Центральной Азии – казахстанская международная выставка «Туризм и путешествия». Её особенностью стало участие представителей 14 регионов Казахстана, продемонстрировавших тысячам иностранцев потенциал страны. Собравшиеся говорили о развитии въездного, выездного и внутреннего туризма, однако в фокусе наибольшего интереса оказался именно Алматы.

Фото: centralmedia24

Девушки из дальнего зарубежья, приехавшие на выставку, рассказали, что после мероприятия отправятся скакать на лошадях. Одна из них даже уговаривала другую купить седло. Ещё иностранкам приглянулись национальные костюмы и сувениры. Из павильона гости ушли с полным пакетом, опустевшим кошельком и отличным настроением.

Развитие туризма в Алматы в цифрах

В 2024 году общее количество туристов, посетивших Алматы, увеличилось на 14,8% до 2,34 млн человек. Число же иностранных гостей возросло на 26,9% и составило 686 тысяч.

Фото: centralmedia24

Особо заметен рост туристов из Индии. Их количество увеличилось в 2,4 раза до 115 тысяч человек. Также зафиксировали повышение турпотока из Китая на 50% до 99 тысяч человек, США – на 34,4%, Турции – на 12% и Южной Кореи – на 3,2%. Лидерами остаются туристы из России – 155 тысяч человек в 2024 году.

«Казахстанцы также продолжают выбирать Алматы как центр активного, культурного и гастрономического отдыха. Число внутренних туристов увеличилось на 10,4% и достигло 1,653 млн человек. В целом доля города в общем туристическом потоке Казахстана составила 25,6%, а среди международных туристов – 53%, что делает его лидером среди туристических направлений страны. В 2024 году объём привлечённых инвестиций составил 110,9 млрд тенге. Налоговые поступления в сфере туризма за 2024 год выросли в 1,9 раза, достигнув 90,7 млрд тенге», – рассказал руководитель отдела продвижения туризма акимата Алматы Еркебулан Абилхан.

Власти ожидают увеличения числа туристов из Китая, Индии, США, Катара, Малайзии, ОАЭ и Саудовской Аравии в 2025 году. ​Но что именно в городе их привлекает?

Шопинг, дикая природа, гастрономия

Более половины иностранных гостей Алматы (54%) отдают предпочтение турам по дикой природе, живописным экскурсиям и экологическим маршрутам. Джип-туры по предгорьям Заилийского Алатау также остаются востребованными: их выбирают 44% туристов, стремящихся к адреналину и новым впечатлениям.  

Руководитель отдела продвижения туризма акимата Алматы Еркебулан Абилхан. Фото: centralmedia24

Не менее популярны и городские развлечения. Гастрономическая сцена Алматы, возможности для шопинга и культурного досуга получают высокие оценки туристов. Более 70% отзывов о ресторанах, торговых центрах и местах отдыха от гостей города положительные.

«Алматы становится местом, в котором можно не только наслаждаться природой, но и вкусно поесть, приобрести уникальные сувениры и зарядиться энергией искусства. Среди природных достопримечательностей горный курорт «Шымбулак» по-прежнему занимает лидирующие позиции. Его выбирают как зимой, так и летом за развитую инфраструктуру, канатные дороги, панорамные виды и атмосферу высокогорья. В числе других «магнитов» – легендарный высокогорный каток «Медео», живописный Чарынский каньон, поражающий своими марсианскими пейзажами, а также Кольсайские озёра и озеро Каинды, которые стали визитной карточкой природы юго-востока Казахстана», – добавил Еркебулан Абилхан.

Азиатский бум и тренды в туризме для Алматы

В целом география интересов в мире смещается к экотуризму и коротким маршрутам выходного дня. Молодёжь едет за природой и контентом, а пенсионеры предпочитают оздоровление и паломничество. При этом в страны Азии прибывают всё больше туристов.

Однако привлекать гостей не так легко, как может показаться на первый взгляд. По словам Еркебулана Абилхана, развитие туристского потенциала города – комплексный подход. Одновременно должны быть в фокусе и инфраструктура, и продвижение на международном рынке, и внедрение современных маркетинговых инструментов.

Фото: centralmedia24

«Маркетинговые стратегии по развитию туризма в Алматы в 2025 году строим на сочетании персонализированного таргетинга, программатики и интеграции с ведущими туристическими платформами. Мы делаем акцент на умные digital-кампании, которые позволят максимально эффективно привлекать туристов через различные онлайн-каналы. Одним из ключевых инструментов станет программатик-реклама через Amadeus, которая обеспечит выход на платёжеспособную аудиторию, активно планирующую путешествия. Также Алматы будет продвигаться через TripAdvisor, Expedia и eDreams – платформы, где пользователи не только бронируют туры, но и изучают отзывы, рекомендации и контент о достопримечательностях. Spotted by Locals поможет заинтересовать путешественников уникальными маршрутами и нетипичными местами, которые формируют аутентичный облик города», – сказал спикер.

В 2025 году в городе откроют две новые локации для интересующихся искусством, архитектурой и современными формами креативного самовыражения. Это арт-пространства Museum of Art и Центр современной культуры «Целинный».

«Ещё важно увеличивать номерной фонд города, а также повышать комфортность пребывания туристов. Для этого сейчас ведётся мониторинг 40 проектов по строительству гостиниц на 5679 номеров. Девять гостиниц планируют завершить в 2025-м, 16 – в 2026-м и ещё 15 – уже в 2027 году», – добавил Еркебулан Абилхан.

Особое внимание уделяют продвижению Алматы в Китае. К примеру, с аудиторией из поднебесной работают через интеграцию с привычными для неё сервисами. Это платформа Tongcheng Travel, тесно связанная с WeChat. Гостей привлекают адаптированными турами, спецпредложениями и новыми механизмами бронирования.

Фото: centralmedia24

Канатные дороги, ремонт дорог и строительство гостиниц: что ждёт Алматинский горный кластер

В Казахстане обсуждают комплексный план развития Алматинского горного кластера на 2025-2029 годы. Что он собой представляет? Если коротко, то речь идёт о строительстве новых канатных дорог, гостиниц и ресторанов, а также создании подходящей инфраструктуры. Всего же власти запланировали 127 мероприятий на 655,9 млрд тенге.

По прогнозам, реализация проекта может увеличить число иностранных туристов до 1,8 млн человек, объёмы частных инвестиций – до 196,3 млрд тенге и довести налоговые поступления до 184,3 млрд тенге. Речь также идёт о повышении количества занятых в сфере туризма до 106 тысяч человек.

Иллюстративное фото pixabay.com

Проек реализуют поэтапно.С 2025-го начнут возводить 15 глэмпингов в Иле-Алатауском нацпарке. В ущелье Кимасар планируют построить гостиничный комплекс на 32 номера и визит-центр в Бутаковке. Также в планах реконструкция термального источника «Алма-Арасан». Помимо этого в списке следующие инфраструктурные проекты:

  • Реконструкция участка газопровода от посёлка Котырбулак до курорта Oi Qaragai протяжённостью 6,5 км с увеличением пропускной способности до 1000 кубометров в час.
  • Выкуп 27 земельных участков для строительства грузопассажирской автодороги от посёлка Байбулак до развилки Тау-Туран.
  • Строительство трубопровода водоснабжения для искусственного оснежения склонов от реки Левый Талгар до плато Актас.
  • Строительство линии электропередач от туристического комплекса «Ак-Булак» до села Батан, а также от села Батан до плато Ассы.

С 2026 года планируют начать и другие проекты:

  • строительство канатных дорог Medeu Eco Park – Кок Жайляу и Есентай – Medeu Eco Park;
  • строительство рекреационного комплекса в Музтау на 30 номеров, 12 глэмпингов и этно-ресторана;
  • капитальный ремонт дорогу Алматы – Космостанция с подъездом к санаторию Алма-Арасан;
  • строительство 16 км трассы от села Батан до плато Ассы;
  • установка спасательных хижин на маршруте Алматы – Алагир и в ущелье Кумбельсу.

Читайте также: Обязательное страхование жилья: загубит ли государственная монополия частный рынок

Поделиться:

Оставить комментарий

Свидетельство о постановке на учет периодического печатного издания, информационного агентства и сетевого издания № KZ10VPY00111108

Exit mobile version