Казахстан – привлекательная для туристов страна, хоть и не имеет выхода к морю. Чаще всего казахстанцы и иностранцы посещают Алматы. Чем завлекают гостей, на что ради этого идут и как будут развивать горный кластер в ближайшие годы, выяснял корреспондент Centralmedia24.
В Алматы 23-25 апреля прошло одно из главных событий туристкой отрасли Центральной Азии – казахстанская международная выставка «Туризм и путешествия». Её особенностью стало участие представителей 14 регионов Казахстана, продемонстрировавших тысячам иностранцев потенциал страны. Собравшиеся говорили о развитии въездного, выездного и внутреннего туризма, однако в фокусе наибольшего интереса оказался именно Алматы.
Девушки из дальнего зарубежья, приехавшие на выставку, рассказали, что после мероприятия отправятся скакать на лошадях. Одна из них даже уговаривала другую купить седло. Ещё иностранкам приглянулись национальные костюмы и сувениры. Из павильона гости ушли с полным пакетом, опустевшим кошельком и отличным настроением.
Развитие туризма в Алматы в цифрах
В 2024 году общее количество туристов, посетивших Алматы, увеличилось на 14,8% до 2,34 млн человек. Число же иностранных гостей возросло на 26,9% и составило 686 тысяч.
Особо заметен рост туристов из Индии. Их количество увеличилось в 2,4 раза до 115 тысяч человек. Также зафиксировали повышение турпотока из Китая на 50% до 99 тысяч человек, США – на 34,4%, Турции – на 12% и Южной Кореи – на 3,2%. Лидерами остаются туристы из России – 155 тысяч человек в 2024 году.
«Казахстанцы также продолжают выбирать Алматы как центр активного, культурного и гастрономического отдыха. Число внутренних туристов увеличилось на 10,4% и достигло 1,653 млн человек. В целом доля города в общем туристическом потоке Казахстана составила 25,6%, а среди международных туристов – 53%, что делает его лидером среди туристических направлений страны. В 2024 году объём привлечённых инвестиций составил 110,9 млрд тенге. Налоговые поступления в сфере туризма за 2024 год выросли в 1,9 раза, достигнув 90,7 млрд тенге», – рассказал руководитель отдела продвижения туризма акимата Алматы Еркебулан Абилхан.
Власти ожидают увеличения числа туристов из Китая, Индии, США, Катара, Малайзии, ОАЭ и Саудовской Аравии в 2025 году. Но что именно в городе их привлекает?
Шопинг, дикая природа, гастрономия
Более половины иностранных гостей Алматы (54%) отдают предпочтение турам по дикой природе, живописным экскурсиям и экологическим маршрутам. Джип-туры по предгорьям Заилийского Алатау также остаются востребованными: их выбирают 44% туристов, стремящихся к адреналину и новым впечатлениям.
Не менее популярны и городские развлечения. Гастрономическая сцена Алматы, возможности для шопинга и культурного досуга получают высокие оценки туристов. Более 70% отзывов о ресторанах, торговых центрах и местах отдыха от гостей города положительные.
«Алматы становится местом, в котором можно не только наслаждаться природой, но и вкусно поесть, приобрести уникальные сувениры и зарядиться энергией искусства. Среди природных достопримечательностей горный курорт «Шымбулак» по-прежнему занимает лидирующие позиции. Его выбирают как зимой, так и летом за развитую инфраструктуру, канатные дороги, панорамные виды и атмосферу высокогорья. В числе других «магнитов» – легендарный высокогорный каток «Медео», живописный Чарынский каньон, поражающий своими марсианскими пейзажами, а также Кольсайские озёра и озеро Каинды, которые стали визитной карточкой природы юго-востока Казахстана», – добавил Еркебулан Абилхан.
Азиатский бум и тренды в туризме для Алматы
В целом география интересов в мире смещается к экотуризму и коротким маршрутам выходного дня. Молодёжь едет за природой и контентом, а пенсионеры предпочитают оздоровление и паломничество. При этом в страны Азии прибывают всё больше туристов.
Однако привлекать гостей не так легко, как может показаться на первый взгляд. По словам Еркебулана Абилхана, развитие туристского потенциала города – комплексный подход. Одновременно должны быть в фокусе и инфраструктура, и продвижение на международном рынке, и внедрение современных маркетинговых инструментов.
«Маркетинговые стратегии по развитию туризма в Алматы в 2025 году строим на сочетании персонализированного таргетинга, программатики и интеграции с ведущими туристическими платформами. Мы делаем акцент на умные digital-кампании, которые позволят максимально эффективно привлекать туристов через различные онлайн-каналы. Одним из ключевых инструментов станет программатик-реклама через Amadeus, которая обеспечит выход на платёжеспособную аудиторию, активно планирующую путешествия. Также Алматы будет продвигаться через TripAdvisor, Expedia и eDreams – платформы, где пользователи не только бронируют туры, но и изучают отзывы, рекомендации и контент о достопримечательностях. Spotted by Locals поможет заинтересовать путешественников уникальными маршрутами и нетипичными местами, которые формируют аутентичный облик города», – сказал спикер.
В 2025 году в городе откроют две новые локации для интересующихся искусством, архитектурой и современными формами креативного самовыражения. Это арт-пространства Museum of Art и Центр современной культуры «Целинный».
«Ещё важно увеличивать номерной фонд города, а также повышать комфортность пребывания туристов. Для этого сейчас ведётся мониторинг 40 проектов по строительству гостиниц на 5679 номеров. Девять гостиниц планируют завершить в 2025-м, 16 – в 2026-м и ещё 15 – уже в 2027 году», – добавил Еркебулан Абилхан.
Особое внимание уделяют продвижению Алматы в Китае. К примеру, с аудиторией из поднебесной работают через интеграцию с привычными для неё сервисами. Это платформа Tongcheng Travel, тесно связанная с WeChat. Гостей привлекают адаптированными турами, спецпредложениями и новыми механизмами бронирования.
Канатные дороги, ремонт дорог и строительство гостиниц: что ждёт Алматинский горный кластер
В Казахстане обсуждают комплексный план развития Алматинского горного кластера на 2025-2029 годы. Что он собой представляет? Если коротко, то речь идёт о строительстве новых канатных дорог, гостиниц и ресторанов, а также создании подходящей инфраструктуры. Всего же власти запланировали 127 мероприятий на 655,9 млрд тенге.
По прогнозам, реализация проекта может увеличить число иностранных туристов до 1,8 млн человек, объёмы частных инвестиций – до 196,3 млрд тенге и довести налоговые поступления до 184,3 млрд тенге. Речь также идёт о повышении количества занятых в сфере туризма до 106 тысяч человек.
Проек реализуют поэтапно.С 2025-го начнут возводить 15 глэмпингов в Иле-Алатауском нацпарке. В ущелье Кимасар планируют построить гостиничный комплекс на 32 номера и визит-центр в Бутаковке. Также в планах реконструкция термального источника «Алма-Арасан». Помимо этого в списке следующие инфраструктурные проекты:
- Реконструкция участка газопровода от посёлка Котырбулак до курорта Oi Qaragai протяжённостью 6,5 км с увеличением пропускной способности до 1000 кубометров в час.
- Выкуп 27 земельных участков для строительства грузопассажирской автодороги от посёлка Байбулак до развилки Тау-Туран.
- Строительство трубопровода водоснабжения для искусственного оснежения склонов от реки Левый Талгар до плато Актас.
- Строительство линии электропередач от туристического комплекса «Ак-Булак» до села Батан, а также от села Батан до плато Ассы.
С 2026 года планируют начать и другие проекты:
- строительство канатных дорог Medeu Eco Park – Кок Жайляу и Есентай – Medeu Eco Park;
- строительство рекреационного комплекса в Музтау на 30 номеров, 12 глэмпингов и этно-ресторана;
- капитальный ремонт дорогу Алматы – Космостанция с подъездом к санаторию Алма-Арасан;
- строительство 16 км трассы от села Батан до плато Ассы;
- установка спасательных хижин на маршруте Алматы – Алагир и в ущелье Кумбельсу.
Читайте также: Обязательное страхование жилья: загубит ли государственная монополия частный рынок