Дополнительные ж/д пути и ангары появятся на территории единственного электродепо «Райымбек батыра» метрополитена Алматы. Для чего понадобились новые помещения и когда их построят, разбирался корреспондент Centralmedia24.
В 2025 году количество пассажиров в метро Алматы превысило 3,1 млн человек. 30 сентября, в день матча «Кайрата» против «Реал Мадрида», алматинское метро побило рекорд, обслужив более 142 тысяч пассажиров за день.
Администрация ранее заявляла, что сократит интервал движения поездов в часы пик с имеющимся в парке количеством электроподвижного состава. При этом в ближайшее время планируют купить ещё 10 составов.
Для их стоянки КГП «Метрополитен» Алматы инициировало строительство новых ангаров и путей подъезда. Генеральный проектировщик – ТОО «Метропроект». Общественные слушания по нему пройдут с 24 по 30 декабря на экопортале Минэкологии.
Новые ангары и ж/д пути для метро Алматы: зачем расширяют депо «Райымбек батыра»
Как сказано в проектной документации, необходимость строительства связана с ростом и развитием Алматы. Городу «требуется соответствующее развитие транспортной системы». В частности – скоростного, внеуличного транспорта, на условия работы которого не влияют внешние факторы: сложные погодные условия, загруженность магистралей и т.д. Метрополитен отвечает этим характеристикам.
Для достижения этих целей приняли несколько решений:
- Дальнейшее развитие метрополитена первой линии (от станции «Калкаман» до рынка «Барлык») в западном и северном направлениях. Это должно обеспечить транспортную связь исторического центра со спальными и промышленными районами города.
- Сокращение интервала движения поездов метрополитена. Для этого нужно купить подвижной состав, для размещения которого на территории электродепо предусматривают дополнительные парковые пути с крытыми ангарами.
Проект включает строительство трёх ангаров. Они будут вмещать три, две и одну единицу подвижного состава. Назначение – создать дополнительные места отстоя составов.
Проектируемый срок строительства – 48 месяцев, то есть четыре года.
Где и когда построят новые ангары для метро Алматы
В документах указано, что начало работ должно стартовать в апреле 2025 года. Однако в пресс-службе метрополитена сообщили, что пока к работам не приступили. Отправить документы на госэкспертизу планируют в январе 2026-го. Получается, что строительство должны завершить не раньше 2030-го.
Нужно отметить, что электродепо «Райымбек батыра» – пока единственное в Алматы. Там ночью стоят составы, а также ремонтируют те, что вышли из строя.
Ангары расположат на территории электродепо «Райымбек батыра», которое находится в Жетысуском районе города севернее пр. Райымбека, западнее пр. Суюнбая и восточнее улицы Жансугурова. Площадь участка по госакту составляет 9,8179 га, в том числе площадь проектирования – 1,7160 га.
«На территорию депо ведут три въезда с прилегающих жилых улиц. Само депо огорожено металлическим забором. Генеральный план учитывает доступ пожарных машин вокруг зданий по проектируемым проездам и прилегающим улицам», – говорится в проекте.
Что предусматривает проект расширения депо
Как указано в генплане, большую часть проектируемой территории займёт ангар №1, который будет вмещать в себя три подвижных состава. Проект также предусматривает озеленение, которое покроет 44% общей территории участка. Застройка займёт всего 19%.
Проект включает строительство пяти железнодорожных путей общей длиной 1008,327 м. В том числе в здании – 480 м. А также пяти стрелочных переводов.
Для реализации демонтируют несколько старых стрелочных переводов, пять ж/д путей, а также один упор, который перенесут на несколько метров.
«Покрытие переездов выполнят из железобетонных плит. Конструкции верхних путей обеспечат безопасное и бесперебойное движение поездов метрополитена при наибольшей статистической нагрузке на ось 150 кН со следующими скоростями: на парковых путях – 25 км/ч; на деповских – 10 км/ч», – сказано в документах.
На всём протяжении контактный рельс закроют электроизоляционным защитным коробом из стеклопластика. Вокруг ангаров построят пожарный проезд шириной в шесть метров, а тротуары и площадки заасфальтируют. По окончанию монтажных работ в тоннеле установят путевые и сигнальные знаки.
Одноэтажное отапливаемое здание ангара высотой более шести метров предназначено для четырёхвагонных подвижных составов. Самый большой из ангаров насчитывает три парковых пути.
Согласно проекту, район строительства расположен в зоне сейсмической активности и является сейсмоопасным. Сейсмичность района – девять баллов.
«Строительные конструкции рассчитаны на нагрузки и воздействия в соответствии с действующими нормативными документами. Конструктивные решения приняли с учётом гидрогеологических и инженерно-геологических условий района строительства, способов работ, глубины заложения фундаментов и сейсмичности района строительства», – сказано в документе.
Ради строительства ангаров и путей метро Алматы деревья вырубать не будут
Во время строительства планируют сохранить злёные насаждения на прилегающих территориях:
«Запрет на забивание в стволы деревьев гвоздей, штырей и др. для крепления знаков, ограждений и т.п.. Запрёт на привязывание к стволам или ветвям проволоки для различных целей. Исключение закапывания и забивания столбов, кольев, свай в зонах активного развития деревьев. Запрет на складирование под кронами деревьев материалов, конструкций, остановки строительной техники».
Помимо этого предусмотрены:
- рекультивация нарушенных земель: восстановление, воспроизводство и повышение плодородия почв и других полезных свойств земли, сохранение и использование плодородного слоя почвы при проведении работ, связанных с нарушением земель;
- озеленение территорий, увеличение площадей зелёных насаждений, посадок на территориях участка строительства;
- внедрение технологий по сбору, транспортировке, обезвреживанию, использованию и переработке любых видов отходов.
Как расширение метро повлияет на город: недвижимость подорожает?
В проекте отмечено, что оценка влияния строительства на развитие транспортной инфраструктуры города – положительная. Ввод метрополитена должен способствовать повышению конкурентоспособности общественного транспорта в сравнении с личным.
Это также позволит сократить автобусные маршруты, определяя развитие экологически чистых скоростных перевозок:
«Из мировой практики следует отметить, что наряду с позитивным влиянием на транспортную инфраструктуру строительство метрополитена стимулирует развитие коммерческих зон в районе метро, создавая новые рабочие места и повышая валовой региональный продукт региона».
Существенным может быть и экономический эффект от повышения стоимости недвижимости в непосредственной близости к станциям метрополитена. Выгоду от этого могут извлечь жители прилегающих к метро районов (как правило, в пешей доступности не более 15 минут), так и инвесторы, вкладывающие средства в строительство бизнес- и рекреационных центров возле метро.
Результаты опроса населения, проведённого в местах строительства будущих станций метрополитена, показали, что 46% респондентов будут регулярно пользоваться метро, ещё около 41% будут пользоваться им периодически.
Стоит также отметить, что в ноябре 2025 года аким Алматы подписал постановление о начале принудительного отчуждения недвижимости для государственных нужд. 93 земельных участка собираются изъять для строительства второй линии метро от станции “Жибек Жолы” до Международного аэропорта Алматы.
Справочно: метро в Алматы запустили 1 декабря 2011 года. За 14 лет «подземка» перевезла 200 млн пассажиров. Ежедневно услугами этого вида транспорта пользуются более 120 тысяч человек. Работает с шести утра до полуночи.
Читайте также:

