Как мировые цены на нефть и внутренняя политика влияют на стоимость бензина в Казахстане и что мешает стране стать настоящей нефтяной державой, рассказал Centralmedia24 Олжас Байдильдинов, основатель Telegram-канала «Байдильдинов. Нефть».
В Казахстане литр бензина АИ-92 стоит около 210 тенге, тогда как бутылка газировки может обойтись в 300-400 тенге. На первый взгляд это кажется парадоксом: добыча нефти, её переработка и доставка на заправки – сложный и дорогой процесс, а газировка – просто вода с добавками.
«Бензин стоит около 60 долларов за баррель в Казахстане при мировой цене 65-70 долларов. Это всё равно, что сметана стоила столько же, сколько молоко. Естественно, в никакой рыночной экономике такое невозможно, и мы этим отпугиваем инвесторов», – уверен Олжас Байдильдинов.

По словам эксперта, цены на бензин в Казахстане формируются под давлением двух сил: мировых цен на нефть и жёсткого государственного регулирования. С одной стороны, нефть – глобальный товар, цена которого зависит от мирового рынка. С другой – государство контролирует почти всё: от стоимости сырой нефти до тарифов на её транспортировку и переработку. Это создаёт уникальную ситуацию, где бензин в рознице стоит почти столько же, сколько сырая нефть на мировом рынке.
Добыча нефти – это не просто «взять и налить».
«Нефть добывается с 3-5 км под землёй, за сотни тысяч километров поставляется на перерабатывающие заводы. НПЗ – это сложнейшие сооружения стоимостью миллиарды долларов», – добавил собеседник.
После переработки нефть в виде бензина или дизеля везут по железным дорогам и автовозами до заправок. И всё это – под строгим контролем государства.
Почему бензин в Казахстане не дорожает
Государство в Казахстане держит цены на бензин на уровне, который не меняется десятилетиями. Это кажется благом для населения, но на деле подрывает нефтяную отрасль.
«У нас сейчас АИ-92 стоит около 40 центов. Когда Касым-Жомарт Кемелевич был премьер-министром в начале «нулевых», бензин АИ-93 стоил примерно 50 тенге, это тоже было около 40 центов при курсе 120. Сейчас он стоит 210 тенге при курсе 510-520. Если посчитать, цена в долларах не изменилась», – подчеркнул Олжас Байдильдинов.
По словам эксперта, таких примеров в мире практически нет.
«Есть ли в мире товар, который за 20 лет остался одинаковым в цене в долларовом эквиваленте? Естественно, нет, потому что есть долларовая инфляция и другие факторы», – пояснил он.
Но в Казахстане цены на топливо остаются замороженными, потому что это считается «болезненным вопросом для населения». Но Олжас Байдильдинов уверен, что доказательств серьёзного влияния роста цен на жизнь людей нет.
«У нас нет данных о том, насколько повышение цен влияет на себестоимость или самочувствие людей. Есть расчёты по транспорту, сельхозпродукции – это около одного процента прироста, но широкомасштабных исследований нет», – отметил он.
По сути низкие цены поддерживаются за счёт нефтяных компаний, которые теряют прибыль и не могут развиваться.
«Мы просто убиваем нефтяную отрасль», – сказал Олжас Байдильдинов.
Жёсткое регулирование цен на всех этапах – от добычи до заправок – не даёт рынку дышать. Это приводит к тому, что Казахстан, несмотря на свои нефтяные ресурсы, вынужден импортировать топливо и теряет привлекательность для инвесторов.
Решение, по мнению эксперта, в либерализации. Прозрачные биржевые торги нефтью и нефтепродуктами могли бы привлечь инвестиции в новые месторождения и модернизацию НПЗ. Без этого отрасль продолжит стагнировать, а зависимость от импорта только вырастет.
Как долго Казахстан сможет сдерживать цены на бензин
Государственное регулирование цен на бензин в Казахстане не даёт рынку развиваться и ставит под угрозу будущее нефтяной отрасли. По мнению собеседника, рыночный уровень цен на АИ-92 должен быть около 60 центов за литр, то есть больше 300 тенге по текущему курсу. АИ-95 и дизельное топливо, по его словам, должны стоить около 350 тенге.
«Я не думаю, что это будут какие-то высокие цены или люди начнут возмущаться», – считает он.
В Казахстане выбор автомобиля редко зависит от экономии на топливе.
«Никто не покупает Hyundai Accent с двигателем 1.4-1.5 литра, чтобы экономить, отказываясь от Camry с мотором 2.5. Люди выбирают машину по её стоимости, а не по расходу топлива», – объяснил Олжас Байдильдинов.
По его наблюдениям, в крупных городах, таких как Астана или Алматы, никто не оставляет машину за несколько кварталов от работы, чтобы сэкономить на бензине.
Эксперт привёл пример: средняя семья с автомобилем объёмом 1.5 литра, в которой передвигаются родители и ребёнок, проезжает около 1000 км в месяц. При расходе 10-12 литров на 100 км это 100-120 литров топлива. Если цена вырастет на 50 тенге за литр, семья будет тратить дополнительно около 5000 тенге в месяц.
«Мы за мобильный интернет платим больше. Это не такие большие суммы, особенно для семьи из трёх человек», – подчеркнул он.
Эксперт уверен, что цены на топливо нужно отпускать. Хотя правительство формально отказалось от регулирования, контроль всё равно сохраняется.
«Мы рано или поздно придём к рыночным ценам, потому что не обеспечиваем себя нефтепродуктами полностью и импортируем их из России», – сказал он.
Раньше убытки от дорогого импорта брал на себя «КазМунайГаз», покупая топливо дороже, а продавая дешевле. Но это не может продолжаться вечно, особенно с ростом потребления нефтепродуктов.
Ещё одна проблема – разница в ценах между АИ-92 и АИ-95. Сейчас АИ-95 стоит около 260-270 тенге, а АИ-92 – 210 тенге, то есть разница достигает 30%.
«Ни в одной развитой стране такого нет. В ОАЭ разница между 95-м и 92-м бензином – 3-4%, в России – 7-10%», – отметил Олжас Байдильдинов.
По его словам, владельцы новых автомобилей, заправляющих машину АИ-95, фактически субсидируют тех, кто использует АИ-92.
«Это неправильно. Новые автомобили экологичнее, потребляют меньше топлива, но государство бьёт по рукам таких владельцев, называя АИ-95 бензином для богатых», – заметил он.
Эксперт считает, что такой разрыв между ценами на разные виды топлива в рыночной экономике недопустим. Большинство новых автомобилей, особенно с турбированными двигателями малого объёма, требуют АИ-95 или АИ-98. Политика низких цен на АИ-92 не стимулирует обновление автопарка и делает Казахстан менее привлекательным для современных технологий. Если ситуация не изменится, страна продолжит зависеть от импорта и терять возможности для развития нефтяной отрасли.
Почему нефтяная отрасль Казахстана буксует
Цены на бензин в Казахстане остаются низкими за счёт продажи сырой нефти на внутреннем рынке по цене 20-25 долларов за баррель, что в 2-3 раза ниже мировых цен.
«Это ниже средней отраслевой себестоимости в Казахстане, которая составляет около 40 долларов за баррель», –добавил Олжас Байдильдинов.
Такая политика позволяет держать топливо дешёвым, но бьёт по нефтяным компаниям.
«За счёт чего они живут? За счёт экспорта», – объяснил эксперт.
В 2023 году Казахстан добыл около 90 млн тонн нефти и газоконденсата. Из них 60 млн тонн – это крупные проекты вроде Тенгиза и Кашагана, которые не поставляют нефть на внутренний рынок. Из оставшихся 30 млн тонн 18 млн идут на внутренний рынок, а 12 млн – на экспорт.
«Эти 12 млн тонн экспорта позволяют компаниям держаться на плаву, но не особо развиваться», – пояснил Олжас Байдильдинов.
Однако есть две большие проблемы. Во-первых, падающие мировые цены на нефть сокращают доходы от экспорта. Во-вторых, внутреннее потребление нефтепродуктов растёт, а добыча на некрупных месторождениях, так называемая некитовая, падает.
Рост добычи, который декларирует Казахстан, происходит за счёт крупных проектов, таких как Тенгиз. Но некитовая добыча, где работают казахстанские и небольшие иностранные компании, ежегодно снижается.
«Внутреннее потребление растёт, переработка растёт, а некитовая добыча падает, и мировые цены очень волатильные», – подчеркнул Олжас Байдильдинов.
Сложившаяся пропорция: 60% нефти на внутренний рынок по низкой цене и 40% – на экспорт, становится всё менее устойчивой. В будущем, по словам эксперта, она может сместиться к 70% на внутренний рынок и 30% – на экспорт. Это значит, что 70% добываемой нефти будет поставляться в убыток или на уровне себестоимости.