Когда говорят «экоактивист», обычно представляют человека, который заботится о природе: убирает мусор, сажает деревья, спасает животных. Но сейчас некоторые из них ведут себя, мягко сказать, по-хулигански: обливают краской шедевры искусства, блокируют дороги, врываются в кабинеты политиков, что не вяжется с примерным образом любителя природы. Законопослушными гражданами их точно не назовёшь, скорее наоборот – сеющими смуту и хаос. Именно их агрессивное поведение порождает вопросы: кому это надо, не стоят ли за этим чьи-то интересы. Когда экоактивизм стал инструментом политических игр? И если это происходит по всему миру, не стал ли Казахстан исключением?
Экоактивизм в Польше: блокировка мостов и приклеивание людей к асфальту
Яркий пример того, как экоактивисты нагло вмешиваются в политику, – недавние события в Польше. Члены экодвижения «Последнее поколение» ворвались в штаб кандидата в президенты – мэра Варшавы Рафала Тшасковского, лидирующего в первом туре голосования. Активисты требовали поддержки их предложений в области транспортной политики, а также организации переговоров с главой польского правительства Дональдом Туском для обсуждения дальнейших действий.
«Я требую, чтобы будущий президент совместно с польским правительством принял немедленные меры по решению климатического кризиса. Я требую, чтобы миллионы поляков были обеспечены дешёвым общественным транспортом. Я хочу жить в безопасной стране, свободной от наводнений, голода и войн. Я хочу жить в стране, где люди могут жить мирно, а не просто бороться за то, чтобы свести концы с концами», – заявила одна из активисток.
Можно ли эту выходку рассматривать, как попытку дискредитировать кандидата в президенты от правящей партии? Ведь основной противник Тшасковского – член фракции «Объединённые правые» Кароль Навроцкий.
Кроме того, протестующие неоднократно блокировали варшавские мосты. Таким образом они пытаются изменить структуру бюджетных расходов, перенаправив финансирование, запланированное на строительство автомагистралей и скоростных трасс, на поддержку регионального и муниципального общественного транспорта.
Кульминацией протестов стала акция 9 мая на одной из ключевых транспортных артерий столицы — трассе S8. Её участники приклеили себя к асфальту промышленным клеем. В результате блокировки образовалась многокилометровая пробка длиной до 15 км. Чтобы освободить активистов, пожарным пришлось применить пневматический молот и специальные химические растворители.

Экоактивизм в Германии: блокировка аэропорта и приклеивание людей к взлётным полосам
Польское «Последнее поколение» – это лишь часть разветвлённой сети. Они действуют в разных странах. К примеру, в августе 2024 года в пяти городах Германии у активистов этого движения прошли обыски.
Ещё раньше, 25 июля 2024 года, из-за действий климатических активистов было приостановлено воздушное сообщение в аэропорту Франкфурта-на-Майне. Протестующие, добиваясь полного отказа от ископаемого топлива к 2030 году, приклеили себя к взлётно-посадочным полосам воздушной гавани. В результате были отменены 230 из 1400 рейсов.
Даже известная экоактивистка Грета Тунберг, продвигая идеи защиты природы, ненароком ей вредит. К примеру, когда она публично отказалась лететь на самолёте из Швеции в Нью-Йорк, потому что воздушные суда оставляют углеродный след, ей предоставили яхту. Только путешествие под парусом на деле обернулось ещё большим уроном окружающей среде, потому что экипаж яхты (5 человек, пригнавшие судно, и ещё 5 человек, управлявшие катером) прилетели на самолётах.
Кто финансирует экоактивистов?
По данным Федерального агентства внутренней разведки Германии, «Последнее поколение» получало финансирование из разных источников, в том числе экстремистских организаций. В конце 2022 года газета Axel SpringerWelt am Sonntag опубликовала статью, согласно которой «Последнее поколение» выплачивало некоторым активистам до 1300 евро в месяц. Деньги выплачивались организацией под названием Wandelbündnis из Берлина, но поступали из Климатического чрезвычайного фонда в США.
Американские организации часто считают донорами климатических активистов. Джордж Сорос, по некоторым данным, с 2000 по 2017 годы инвестировал миллионы долларов в такие движения. Финансирование по этой линии получала, в частности, Amnesty International.
Зачем финансируют экоактивистов?
Действительно ли поддержка экоактивистов – просто благотворительность? Или благодаря этому правительства и финансово-промышленные группы влияют на рынок энергетики и энергетических ресурсов по всему миру? Могут ли активисты лоббировать интересы, допустим, поставщиков сжиженного газа?
В 2022 году в Европе разгорелся скандал, когда стало известно, что 12 неправительственных организаций, подавших иск против решения парламентариев ЕС считать атомную и газовую энергетику «зелёной», финансировала Европейская комиссия. Позже Европейская комиссия признала, что 5,4 млрд евро из средств фонда LIFE (финансовый инструмент ЕС для защиты окружающей среды и климатических мер) были использованы не по назначению, а для лоббирования возобновляемой энергетики.
Что происходит в Казахстане: АЭС керек емес и развитие туризма – тоже
В Казахстане тоже есть экодвижение против атомной энергетики:
- Сайт «Ливень», на котором разместили рубрику «АЭС керек емес», ранее отрабатывал грант на проект «Анимационная история «смогликов», посвящённого смогу в Алматы. По крайней мере, так писали некоторые СМИ, указывая, что историю про смог спонсировали USAID и американский Национальный фонд в поддержку демократии NED.
- Спикером против строительства АЭС часто выступал бывший глава KEGOC Асет Наурызбаев. Он совместно с со-координатором кампании «АЭС керек емес» Вадимом Ни зарегистрировал ОФ «Энергетический переход».
- По данным того же издания, в январе 2024 года Вадим Ни с руководителем ОФ «Эхо» Павлом Лобачевым получил грант от NED на повышение осведомлённости граждан об энергетической безопасности в Казахстане.
- В апреле 2025 года на сайте Guardian вышел фильм главы Карагандинского областного экологического музея Дмитрия Калмыкова «Атомные секреты» о пагубном воздействии радиации. Фильм завершается словами Калмыкова: «Казахстану надо думать, как строить свою независимую политику, чтобы опять не обжечься на тех же граблях. Мой подход в жизни такой: надо надеяться на лучшее, но приготовиться к худшему».

Казахстанские экоактивисты выступали и против строительства крупных объектов. Например, в 2018 году остановили проект горнолыжного курорта в урочище Кокжайлау в Алматы. Проект, который мог принести неплохой доход бюджету, свернули из-за кампании против строительства в горах «фешенебельных коттеджей для власть имущих». В числе противников был и председатель Экофорума общественных организаций Казахстана Вадим Ни, фонд «Зелёное спасение».
Между тем соседи – Кыргызстан, Узбекистан, Грузия – продолжают активно развивать туризм, в том числе строят горнолыжные курорты.
По данным Комитета госдоходов Министерства финансов РК, в 2023 году в списке организаций, получавших финансирование из-за рубежа, числилось 12 экологических НПО, в том числе, ОЮЛ «Ассоциация «Экофорум Казахстана», экологическое общество «Зелёное спасение» и Карагандинский областной экомузей.
В начале 2025 года вокруг Агентства по международному развитию USAID разразился международный скандал о финансировании сомнительных проектов. В связи с этим казахстанские депутаты задались вопросом о необходимости проверки деятельности USAID в Казахстане. На фоне этого, может быть, стоило проверить и экоорганизации, зарабатывающие на грантах и проектах в защиту природы?