По итогам, которые подвели на заседании Высшей аудиторской палаты, несмотря на рост числа налоговых проверок и сумм доначислений, их общая эффективность снизилась, сообщает Centralmedia24.
Итоги аудита выявили:
- финансовых нарушений на 747 млн тенге;
- потерь бюджета по доходной части более чем на 2 млрд тенге;
- а также 34 процедурных нарушения и 29 системных недостатков.
Рекомендации по устранению этих нарушений уже разработали.
Как отметили в пресс-службе ВАП, при проверке более 900 предприятий, отобранных СУР (системой управления рисками), доначислили всего 46 млрд тенге. В ведомстве считают недостаточно эффективной автоматизацию отбора: из плана на I полугодие 2024 года вручную исключили 61% налогоплательщиков, из плана на II полугодие – 97%.
Таможенные проверки также показали снижение эффективности. 70% начислений пришлось всего на 1 участника внешнеэкономической деятельности. Проверки на основе СУР также заметно уступают внеплановым, сообщили в ВАП.
«Таможенное администрирование не в полной мере учитывает требования техрегламентов при ввозе товаров. Так, в 2024 году шесть крупных импортёров одежды из Турции ввезли товар на 145 млн долларов, приложив 150 сертификатов стран ЕАЭС, 104 из которых не значатся в официальных реестрах. Это указывает на имеющиеся риски ввоза поддельных товаров, что создает угрозу здоровью населения», — говорится в публикации.
При этом, мониторинг 354 крупных налогоплательщиков показал эффективность только в отношении недропользователей – 105 компаний. По остальным ситуация требует внимания. Так, за отчётный период лишь 33 компаниям направили 35 извещений и требований. Из них результативными оказались всего шесть. По ним поступили 643 млн тенге – это 0,01% от всего объёма налоговых поступлений 249 крупных налогоплательщиков. Таким образом, работа по мониторингу требует систематизации, подчеркнули в ВАП.
Несвоевременный возврат НДС в 2024 году составил 420 млрд тенге, что несёт риски предъявления пени почти на 5 млрд тенге. Также выявили необоснованный возврат НДС на 375 млн тенге.
Маркировка
Аудиторы отметили, что Казахстан уступает по количеству маркируемых товаров другим странам ЕАЭС. В республике по-прежнему нет утверждённой методики, которая бы показывала, какие товары нужно маркировать в первую очередь.
Например, 5 лет назад ввели маркировку табачных изделий. Однако нелегальную продукцию продолжают ввозить в Казахстан. В 2024 году изъяли свыше 16 млн пачек контрабандных табачных изделий – в 4,5 раза больше, чем 3 года назад.
В ведомстве отмечают, что КГД недостаточно использует данные системы маркировки. В настоящее время отсутствие на упаковках кодов Data Matrix позволяет выявлять контрабанду табачных изделий. Однако, несмотря на это, в 2024 году на специальное мобильное приложение поступило 246 обращений по случаям контрабанды табачной продукции. При этом ни одно из них не отработали. Потенциал маркировки «остаётся нераскрытым».
«Также снизился импорт обуви за 4 года, но в 13 раз вырос импорт заготовок для обуви. Их массово завозят компании, которые не являются производителями обуви, реализуя впоследствии физлицам. Значительное ежегодное увеличение импорта заготовок для обуви при отсутствии соответствующего объёма их производства свидетельствует о возможном ввозе обуви под видом заготовок с целью уклонения от уплаты таможенных пошлин», — сказано в публикации.
При этом, Минфин в 2024 году отчитался о положительных результатах. За счёт снижения плана доля налогов в ВВП уменьшилась с 20,2% до 17,2%, что позволило выполнить план. Для сравнения: в 2023 году показатель был 19,6%.
Ранее президент принял председателя Высшей аудиторской палаты Алихана Смаилова с докладом о проведённой за первое полугодие работе.