Водители жалуются, что случаев остановок патрульной полицией становится больше. Они уверяют: поток вопросов от инспектора может не останавливаться, пока в конечном итоге вам не предложат пройти экспертизу, заплатить штраф или договориться иначе. На что в таком случае автолюбители и стражи порядка имеют право? Действительно ли последние стали «лютовать», как в старые времена? На эти и другие вопросы Centralmedia24 ответили эксперты и специалисты МВД.
«Старый, жадный и уверенный в своей безнаказанности ГАИ»
Порой патрульные инспекторы пытаются определить состояние водителя «на глаз». Проверяют: не просрочили ли они лекарственные средства в аптечке, надёжно ли закрепили огнетушитель. Такие остановки отнимают время и нервы. Иногда и деньги – ведь одна поездка на экспертизу может сорвать многомиллионную сделку.

Об одном из таких примеров в красках рассказал Муса Дзауров. В середине августа он опубликовал пост под заголовком: «ГАИ возвращается. Без фанфар. С теми же привычками». Мужчина сообщил, что после остановки его за якобы «надуманное нарушение» инспектор поинтересовался: нормально ли тот себя чувствует. Утвердительный ответ не убедил стража порядка, и он вынудил водителя поехать на освидетельствование.
«И всё – ты вынужден ехать. При этом понимая, что день будет сломан, ты готов беседовать, просить и договариваться. Фишка в том, что остановил он тебя незаконно. Протокол о нарушении не составил. Выдуманное нарушение нужно было лишь для того, чтобы тебя остановить и начать общение. Дальше – «грузят» освидетельствованием. Мы снова живём по принципу «не нарушил – всё равно виноват». Просто теперь вместо постов на трассах у нас цифровая ширма, за которой прячется старый, жадный и уверенный в своей безнаказанности ГАИ», – сетовал он.
Государственную автомобильную инспекцию (ГАИ) в Казахстане переименовали в дорожную полицию в 1996 году. Тогда пересмотрели и приоритеты в работе.
«Сейчас такса $2-3 тысячи, чтобы отпустили»
Описанная ситуация была, есть и будет, с досадой констатирует главный редактор журнала «За рулём Казахстан» Алексей Алексеев.
«Раньше по понедельникам, например, на выездах из города или особых местах, гашники ставили засаду. Останавливали всех, кого считали нужным. Проверяли в основном на запах алкоголя. Человек на проверке ходит прямо по линии, спокойно прикасается к носу – не важно, если учуяли даже остаточный амбре – виноват. Многие давали взятки. В те времена, по-моему, «развести» стоило около $800-1000. Сейчас за управление в нетрезвом состоянии наказывают строже, поэтому «такса» стала больше. Насколько знаю, требуют $2-3 тысячи, чтобы отпустили. При этом явление нельзя назвать массовым. Мы ведь говорим о тех, кого поймали на этом», – пояснил Алексей Алексеев.

«На уровне интуиции можно увидеть нарушителя»
По словам эксперта, никакой «лютости» раньше не было – это облавы, которые дисциплинировали водителей. Как и сегодня были месячники профилактики. Например, плотно брались за тех, кто неправильно паркуется или не пристёгивается.
«Брать «на понт», чтобы испугался, особенно неопытный водитель – иной разговор. Конечно, вижу патрули, треноги и как останавливают подряд водителей. Но не нарушающему закон человеку бояться нечего», – считает эксперт.
Алексей Алексеев рассказал, как как-то услышал от патрульных: «Когда смотришь на поток машин, то на уровне интуиции можно увидеть нарушителя». Инспекторы действовали как психологи, считает эксперт. Они видели, почему водитель, например, резко изменил полосу, приблизившись к патрулю. После остановки выясняли, что у шофёра документы были не в порядке.

Сейчас, добавил Алексей Алексеев, таких профессионалов в полиции осталось не много. Ещё он упомянул опыт США, где патрули всегда стоят в «засадах» и этот метод считают передовым.
«Гаишник на дороге – царь и Бог»
Председатель «Независимого автомобильного союза» Эдуард Эдоков отметил, что посты с жалобами в социальных сетях обычно эмоциональны, поэтому можно подумать, что такая ситуация происходит всегда и везде.
«В соцсетях периодически жалуются на действия наших полицейских. Понять их могу, но в моей практике подобного не было. Может быть, потому что знаю свои права, соблюдаю правила. Объективно оценить обстановку в городе или по всей стране по таким редким сообщениям невозможно. При этом особенно опытные полицейские – те ещё психологи. Если видят, что человек волнуется, то начинают давить и выяснять. Иногда так делают и недобропорядочные сотрудники, чтобы поживиться», – сказал Эдуард Эдоков.

Общение с представителями власти в целом мало кому доставляет удовольствие, добавил он.
«В 80-90-е не было информационных систем и видеокамер. Гаишник на дороге – царь и Бог. Он мог остановить тебя по любому поводу. В большинстве случаев водитель, как говорится, «виноват в том, что мне хочется есть». Было, что пытались раскрутить на ровном месте, ожидая, что захочешь договориться. Сейчас это также происходит, несмотря на камеры. Но всё равно не сказал бы, что такие случаи носят массовый характер. Допустим, тысячу водителей остановили и одна такая история вышла в сеть. Огромное количество автомобилей останавливают в день, но чаще всего проверяют по базе и отпускают по своим делам. Об этом же не пишут», – обратил внимание собеседник.
Так называемые «отработки» – это оперативно-розыскные или профилактические мероприятия. К примеру, ориентировка может быть на белую Toyota Camry, и тогда все похожие автомобили будут останавливать, руководствуясь внутренним документом. При этом водителям документ показывать не обязаны. Однако в случае суда по жалобе на неправомерную остановку его должны предъявить в качестве доказательства.
У полицейского всегда есть причина подозревать кого-то в нарушении, тут же отметил Алексей Алексеев.
«К примеру, за рулём может быть лишённый прав или пьяный водитель. В планшете у инспектора список из тысячи машин в угоне. Ездят и с перебитыми VIN-номерами. Скажем так: при постановке на учёт теперь не нужно проводить сверку мотора. Как следствие – появились новые схемы обмана. Был свидетелем, как опытный полицейский распознал перебивку. Он долго исследовал авто, но всё-таки нашёл. Особенно этим «грешат» завезённые из России авто или праворульные «японцы», – сказал эксперт.
Если бы всё сообщество водителей было дисциплинированным, тогда могли бы резонно удивляться случайным остановкам.

«Мы все должны начать с себя», или Почему количество патрулей нужно увеличить
Штрафы в автоматическом режиме – не панацея, солидарны во мнении эксперты. Камеры не видят, когда водитель резко меняет полосу, разговаривает по телефону, открывает дверь и плюётся, бросает окурок или когда у авто не горят стоп-сигналы.
«Патруль бы всё это увидел. К примеру, Алматы – это город разгильдяев за рулём. В Усть-Каменогорске видел, как ездят. Там все «зашуганы» полицией. В Уральске такая же картина – включают подворотники даже там, где не нужно. В Павлодаре ездят спокойно. Пытаются порядки навести. Поэтому мы все должны начать с себя – стать хорошими, дисциплинированными, образцовыми водителями. Вот тогда мы спокойно можем задать вопрос: а зачем нам вообще нужны патрульные«, – считает Алексей Алексеев.

Эдуард Эдоков дополнил, что те же «Сергеки» улавливают только несколько нарушений ПДД.
«В случае ДТП камера не приедет его оформлять. И на вызов не ответит, когда пьяный будет приставать к людям. Это и есть работа экипажа. Сколько их, не знаю, но явно не достаточно. Люди часами ждут оформление потому, что инспекторов не хватает», – отметил он.
Чиайте также: Девочка, пострадавшая в ДТП в области Абай, находится в глубокой коме: рефлексы отсутствуют
Более 14 тысяч полицейских ежедневно несут службу по стране — МВД
В Министерстве внутренних дел в ответе на запрос редакции сообщили, что на дороги страны выходят патрулировать более 14 тысяч полицейских, из них в Алматы — 2337, в Астане — 1507 и в Шымкенте — 1081 человек.
«Водитель может отказаться от медосвидетельствования, но такой отказ влечёт дело по статье 613 КоАП с наказанием до 15 суток ареста и лишением водительских прав на восемь лет»,
пояснили в министерстве.
За неповиновение или оскорбление сотрудников предусмотрена ответственность по статье 667 КоАП — штраф 30 МРП (117 960 тенге) или арест до 15 суток. В
МВД отметили, что для предотвращения нарушений в рядах полиции внедрили смарт-жетоны, видеонаблюдение и кадровые проверки. О фактах коррупции гражданам предложили сообщать по телефонам «1402», «1424», «115» или экстренному номеру «102».

По данным МВД, рост численности патрульной полиции объясняется увеличением населения и количества транспорта, а распределение сил регулируется специальными инструкциями.
С чем связан «бардак» на дорогах Казахстана?
Эдуард Эдоков пытается понять действия полицейских. Он допускает сложность работы, но не может сказать, что все они белые и пушистые.
«Говорить, что нашу страну очистили от коррупции, думаю, никто не может. Но первое, о чём нам всем нужно думать – взаимное уважение. Увидев подкованного водителя, недобропорядочный патрульный сразу подумает: «лучше подожду следующего лоха». Но если таких будет как можно меньше, если мы все будем знать свои права – ситуация поменяется. Не давайте взятки и не будет коррупции. Особенно, когда сами хотим правосудия. Ведь завтра такой полицейский может отпустить преступника, из-за которого могут пострадать уже ваши близкие люди», – обратил внимание он.

Алексей Алексеев считает, что с произволом полиции в Казахстане борются.
«Жалобы всегда были и будут. Но всё зависит от полицейского. По моим прикидкам, 80% из них – нормальные. Остальные будут докапываться за всё. За 30 лет моего стажа откровенно «плохие» попадались лишь дважды. С остальными можно поговорить, как с людьми, иногда попросить сделать предупреждение, когда новый появился знак или разметка. Всегда и везде будут волки и овцы в любой профессии. Полиция – одна из наиболее подверженных риску коррупции профессий. Но с этим борются, процесс постепенный», – уверен собеседник.
По его мнению, бардак на дорогах во многом связан с тем, что пьяные спокойно садятся за руль, не опасаясь проверки.
«Универсальная полиция должна была уметь всё, но чаще всего оказывается, что они не знают элементарных правил. Если точнее – их тонкостей. По моим наблюдениям, из-за этого бардака на дорогах стало гораздо больше. Патруль сейчас если прицепился, то в основном к случайному водителю. Кроме того, должны работать нагрудные камеры, а они взяток не берут. Есть и «Сергеки» на дорогах – минимизация контакта в принципе. Но что мы получили? Если брать цифры, то количество ДТП, раненых и погибших в них только растёт. В МВД это объясняют новой методикой подсчёта. Но количество оштрафованных, а равно и отсутствие дисциплины, также растёт. Значит, мы что-то делаем не так», – считает Алексей Алексеев.

Читайте также: Ввести обязательные уроки по ПДД в школах предложили в МВД
Что делать, если остановили, и как законно бороться с произволом
Эксперты советуют знать свои права и правила дорожного движения. Перечитывать раз в пять лет ПДД.
«Когда гаишники сталкиваются с подкованным водителем, они предпочтут расстаться с ним побыстрее. Некоторые автолюбители сами начинают «бузить» – не дают техпаспорт или права, хамят, начинают требовать внутренние приказы. Мы всегда можем не согласиться с действиями полиции и подать жалобу. Можно звонить на «102» и требовать ответственного или прислать наряд, если нарушение заметили. Проще всего – иметь видеодоказательства, поэтому всем рекомендую купить видеорегистратор», – посоветовал Алексей Алексеев.

Эдуард Эдоков напомнил, что если вас остановили, то должны предъявить официальную причину. Их на сегодня день девять:
- Нарушение закона о дорожном движении или ПДД.
- Розыск угнанных авто и водителей, которые скрылись с места ДТП или могли совершить преступление.
- Срочная необходимость в авто (нужно довезти врачей или пострадавших в ДТП, доехать до места стихийного бедствия и др.).
- Проверка у водителя документов.
- Проверка документов на перевозимый груз.
- Если ограничено или запрещено движение.
- Опрос очевидцев об обстоятельствах совершения ДТП, правонарушения, преступления.
- Регулирование дорожного движения.
- Проверка авто.
«Понятно, что по факту вас могут остановить за якобы нарушение ПДД и потом начать что-то прикручивать. Как только вас остановили, включите аудио или лучше видеозапись на смартфоне. Это законно, но не мешайте их работе», – сказал он.
Полицейский обязан незамедлительно подойти к транспортному средству, представиться (вы даже можете потребовать предъявить служебное удостоверение). Ещё можно сказать, что проводите видеозапись для того, чтобы в случае расхождения во мнениях у вас было доказательство в суде. Если инспектор думал «развести» вас, то у него сразу отпадут эти мысли.

Эдуард Эдоков также посоветовал мысленно досчитать до 10 после остановки, быть спокойным, уверенным, если не нарушил. Но если была ошибка, то признать и ответить по закону. В случае продолжения «наезда» (пригласили на экспертизу) и если впустую полиция отняла рабочее время, которое условно стоит 80 тысяч/час, вы сможете взыскать их. В суде достаточно предоставить все подтверждающие документы.
Читайте также: Starlink в Казахстане: сколько стоит и выгодно ли покупать оборудование на несколько домов/квартир