В Алматинской области разгорается скандал вокруг участка, принадлежащего Наталье Сульжик. По словам жителей села Мынбаево, женщина устроила там приют «Белый Бим», хотя владелица земли отрицает это. Сельчане жалуются на антисанитарию и утверждают, что животные угрожают их скоту, а территорию используют не по назначению. Наталья Сульжик уверяет: собак, которых она содержит, бросили сами жители. Она спасает каждого от гибели. При этом юридически её участок относится не к Мынбаеву, а к соседнему селу Касымбек. Почему сельчане требуют закрыть приют, действительно ли участок хотят изъять, и что будет с собаками, выясняла корреспондент Centralmedia24.
Почему приют – не питомник
Формально всё указывает на то, что это приют: огороженная территория, десятки собак, даже в социальных сетях страница так и называется – приют “Белый Бим”. Но владелица утверждает: никакого приюта нет, это лишь добровольное объединение.
Репортёр издания побывала в селе Мынбаево и выяснила, действительно ли у Натальи Сульжик пытаются изъять земельный участок, на каком основании и чем хвостатые не угодили жителям.

Аким Мынбаевского сельского округа Темирлан Тулибеков подчеркнул, что участок находится на территории соседнего Шолаккаргалинского сельского округа. По его словам, именно там должны контролировать, используют ли землю по назначению.
«Сельские акиматы не вправе забирать участки, как утверждает Наталья Сульжик. Мы только информируем и контролируем, чтобы землю использовали по целевому назначению, и передаём документы в департамент земельных ресурсов», – пояснил Темирлан Тулибеков.
Он отметил, что у соседнего приюта «Дос» целевое назначение официально прописано – «разведение собак». У Натальи Сульжик же земля зарегистрирована как крестьянское хозяйство.

Аким добавил, что участок с животными находится ближе к селу Мынбаево, поэтому жители села и жалуются на хвостатых.
«Естественно, что в итоге страдают наши жители. Наталья содержит около 75-80 собак, территория не огорожена, условия не соблюдены», – добавил аким.
Смрад, антисанитария и охота: на что жалуются сельчане
Общественный медиатор Майра Кадырова, представляющая интересы сельчан, рассказала, что жители направляли обращения во все возможные инстанции: прокуратуру, СЭС, ветеринарную службу, земельное управление.
Одна из претензий сельчан – приют нарушает санитарные нормы.
«По закону положено не менее 150 метров, а от неё до дома ближайшего соседа – 120 метров», – сказала Майра Кадырова.

Слова общественного медиатора подтвердил сельчанин по имени Кайрат, который утверждает, что является тем соседом, от дома которого в 120 метрах находится питомник.
«Там можно выпустить собак и днём, и ночью. Когда мы обращались к ответственным, нам обещали поставить решётку и восстановить забор. Но этого так и не сделали. К тому же стоит сильный запах. Люди продолжают приносить туда животных, узнав, что там их содержат. С каждым днём их становится всё больше», – добавил Кайрат.
Кроме того, людей тревожит, что через участок женщины протекает река Узын-Каргалы, водой которой поят скот.
«У неё нет документов на содержание приюта, санитарная зона не соблюдается. Ворота на территорию Натальи всегда открыты настежь. Наша главная цель, чтобы приют закрыли. Её земля нам не нужна. Главное, чтобы она собак оттуда убрала. Пусть баранов, коров, лошадей держит. Пусть, что хочет делает, но главное – собак не разводит», – сказала Майра Кадырова.

Такого же мнения придерживается и аким села Мынбаево.
«Ни акимату, ни жителям её земля не нужна. Главное, чтобы она по назначению использовала территорию», – подчеркнул Темирлан Тулибеков.
По словам сельчан, животные не только нарушают покой, но и угрожают безопасности.
«У нас здесь водятся фазаны, занесённые в Красную книгу. Но собаки на них охотятся, их слишком много. Весной в камышах появляются птенцы, и голодные животные бросаются и на них», – рассказала Индира Гулекпаева.
Житель села Сабыржан также поделился своей болью:
«В ауле стало очень много собак. Я держу скот, а с 2024 года убили (собаки. – Ред.) 18 овец. Этим скотом я мог бы два года кормить детей. Когда убили двух козлов, я пошёл посмотреть, что там. Но хозяина не нашёл, а скот гибнет. Конечно, приют надо закрыть, потому что страдает народ. Столько собак, страшно уже. Забора нормального у неё нет. Мы кур, гусей и индюков уже не держим. Собаки за один день могут всё загрызть. Даже на баранов нападают. Толпами ходят по 10-15 штук».

Аким округа напомнил, что 3 сентября прошло собрание, где обсуждали ситуацию с приютом. По его словам, цель была не «отобрать участок», а предложить Наталье Сульжик альтернативу.
«Я просто спросил у Натальи: если предложат равноправный участок вдали от посёлка для собак, как она к этому отнесётся. Разговора о том, что мы хотим отобрать землю, не было», – пояснил аким.
Он добавил, что судьбу животных можно решить совместно с ветеринарной службой:
«Оставить всех собак в посёлке невозможно. Вопрос стоит в том, чтобы перевезти их в другой район, область или в городской приют».

Однако не все сельчане винят только приют. Одна из жительниц призналась, что люди часто бросают животных.
«Дети ходят с собаками и говорят: “Мама с папой сказали их выкинуть”. Именно жители посёлка отпускают собак, или те срываются с цепей и бегают толпами. Собаки социальные. Мои дочери тоже приводят домой щенков. Многие люди поиграют и отпускают: то щенки, то котята», – сказала она.
Несмотря на разные мнения, большинство жителей сходятся в одном: они хотят, чтобы приюта в селе не было вовсе.
«Как только приют появился, собак стало очень много. Если его уберут, каждый будет отвечать за свою собаку сам», – подытожила Индира Гулекпаева.

«Я не развожу собак, а выполняю функцию государства»: позиция Натальи Сульжик
Наталья Сульжик рассказала корреспонденту Centralmedia24, что «Белый Бим» существует уже 15 лет. По её словам, это не организация в привычном понимании, а добровольное объединение волонтёров.
Сегодня на её попечении находится около 80 собак, и за ними помогает ухаживать около 10 человек. Все расходы по содержанию животных, утверждает она, несут волонтёры.
Женщина подчеркнула, что большинство животных приносят жители: щенков, котят, больных или даже умирающих собак, а также беременных самок.
«Каждый раз, когда подкидывают собак, мы всё это снимаем, то есть большая часть четвероногих, которые сейчас у меня находятся, это те собаки, которые жители нам подкинули», – рассказала Наталья Сульжик.
При этом здоровых животных почти никогда не приносят.
«У людей совесть совсем не просыпается. Сначала они животных подкидывают, а потом жалобу пишут. А мне куда идти? Я же не могу усыпить их», – жалуется женщина.

Она отметила, что перестала подбирать собак ещё четыре года назад, но поток новых животных не прекращается якобы из-за местных жителей.
По словам Натальи Сульжик, все её собаки чипированы, стерилизованы и имеют паспорта. Она уверяет, что претензии жителей Мынбаево не обоснованы, так как её участок относится к другому округу – Касымбеку. Соседи из Касымбека, по её словам, жалоб не высказывали.
«Те люди, которые пишут жалобы, живут на другом конце Мынбаево. Непосредственно Майра Кадырова, которая пишет жалобы, сидит в акимате. Этот человек создаёт искусственный общественный резонанс», –отметила женщина.
Она считает, что её надуманно обвиняют в том, что собаки, бегающие по посёлку, принадлежат ей. Если это её животные, доказать это можно по чипам, все данные есть у ветеринарной службы. Собаки на её территории содержатся в вольерах или на цепях, за исключением двух кошек.
«Если хоть одного моего пса поймают, я оплачу штраф. Как они могут голословно обвинять, что какие-то собаки бегают, и это мои? Бездомные псы приходят ко мне со всего района, чтобы поесть, а потом уходят. Я обращалась в ветеринарную службу и просила помочь с этими животными. Мне нужно, чтобы их отловили и официально по акту передали мне, чтобы всё зафиксировали. Но в ветслужбе ответили, что просто увезут их в отлов, а это значит – усыпят. Я не могу этого допустить. Эти собаки бездомные, они не мои, и я не могу взять за них ответственность», – добавила Наталья Сульжик.
Если хвостатые плодятся за пределами её участка, то это не её ответственность, подчеркнула женщина.
«Акимат просто хочет скинуть свою ответственность за несостоятельность в работе над численностью бездомных животных. Они пытаются всех бездомных животных подписать под нас», – отметила она.
По её словам, территория участка полностью огорожена проволокой. Свой участок она использует не только для содержания собак, но и для крестьянского хозяйства: там пасутся четыре барана, ведётся сенокос, а в этом году она планирует высадить клевер.

«Параллельно по доброй воле я держу бездомных животных, потому что у меня есть для этого место, и закон не запрещает содержать хвостатых. Никаких ограничений по количеству животных нет. Я их не развожу, а фактически выполняю функцию государства», — считает она.

Наталья Сульжик считает утверждения о том, что по селу бегают её собаки, голословными, и намерена привлечь за клевету к ответственности.
«Я была в областной прокуратуре, где меня поддержали. Там сказали, что происходящее больше похоже на постановку. Если у меня есть нарушения по Земельному кодексу или по целевому использованию участка, то об этом должен сообщить земельный комитет. Но у меня нет ни одного акта о нарушениях, только документ, подтверждающий их отсутствие», – сказала она.
По её словам, аким Мынбаевского сельского округа по итогам собрания совета старейшин предложил заменить ей землю.
«Но в Конституции чётко прописано: частная собственность защищена, и никакие советы старейшин не могут принимать такие решения. В прокуратуре прямо сказали: «Можете не волноваться, совет старейшин не имеет полномочий решать судьбу вашего участка», – утверждает женщина.
Наталья Сульжик отметила, что река протекает вдоль её территории:
«Согласно моему госакту, часть реки действительно входит в границы моего участка. Но я её специально не огораживала. Доступ к реке остаётся открытым. Забор я поставила дальше, за пределами водоёма, поэтому пройти к реке можно свободно».

Продавать землю она не собирается, несмотря на поступающие предложения от неизвестных.
Наталья содержит собак незаконно: мнение акима Шолаккаргалинского сельского округа
Аким Шолаккаргалинского сельского округа Толенды Багашар в телефоном разговоре с журналистом Centralmedia24 подтвердил, что участок действительно относится к их территории. Он отметил, что прокуратура Алматинской области занимается этим делом и должна дать заключение.
«По документам получается, что Наталья Сульжик содержит собак незаконно, потому что земля выделялась под другие нужды. Но акимат не принимает решения в одиночку. Всё решается совместно с другими ведомствами. Я понимаю, что приют – это доброе дело, но нужно считаться с мнением большинства жителей. А если заявление поступает, мы должны реагировать. Если кто-то хочет открыть официально приют, то, пожалуйста, никаких препятствий насчёт этого нет», – сказал Толенды Багашар.
Конфликт вокруг «Белого Бима» длится не первый год. Сейчас дело рассматривает прокуратура Алматинской области. Решение о судьбе приюта ещё не приняли.
Десятки собак продолжают жить на территории Натальи Сульжик, и именно они сегодня оказались в центре борьбы – между правом на частную собственность и желаниями сельчан.