Жители второго подьезда дома №170 по улице Радостовца лишились выхода во двор. Всё потому, что соседи с первого этажа незаконно замуровали сквозной проход, забрали себе 30 кв. м лестничной площадки и построили отдельное помещение во дворе вместо парадной. Теперь жильцы выходят из дома прямо на дорогу – под колёса машин. Почему, несмотря на судебные решения в пользу жильцов и поддержку акимата, ничего не меняется, читайте в материале Centralmedia24.
Эта история не только про чьи-то внезапно появившиеся дополнительные квадраты, а про границы дозволенного в городе, где почти каждый метр общего пользования не редко оказывается в зоне интересов одного. Если вчера лестничная площадка вдруг стала чьим-то туалетом и комнатой, то завтра по такой же схеме можно нанести ещё больший вред для общества.
Так подъезд выглядит сейчас:
Таким подъезд был ранее:


«Ликвидировали вход в подъезд со двора дома»
Жители дома обратились в редакцию в поисках справедливости. Что происходит в центре спального района, рассказала недавно переехавшая сюда Татьяна Байжигитова.
«Соседи с первого этажа захватили принадлежащую нам лестничную площадку. Они заложили проёмы, ведущие к выходу/входу из подъезда во двор, ликвидировали вход в подъезд со двора дома, оборудовав себе балкон с захватом придомового земельного участка под ним. Владелица квартиры сделала на дополнительных квадратах себе туалет и ещё комнату. Более того, вместо положенного выхода во двор там возвели помещение, присоединив его к своей квартире. Жители этого подъезда мучаются, выходя только через двери для ЧП», – объяснила молодая девушка.
Местные жители представили документы и обращения, которые мы проверили и подтвердили подлинность. Кроме того, они поделились фото и видео нынешней ситуации.

«В подъезде большая часть – пенсионеры, люди с инвалидностью, мамы с колясками и детьми. Почти все с костылями. Чтобы безопасно попасть к себе в квартиру, мы вынуждены обходить весь дом и проходить через узкий проём. Двери других шести подъездов позволяют их собственникам идти сразу во двор, а не на проезжую часть улицы Бабаева, куда вынуждены выходить мы. Два года назад мальчика, живущего на пятом этаже, чуть не сбила машина. Это ужас какой-то. Нам нужен нормальный вход, как и у всех», – продолжила Татьяна Байжигитова.


Так жители подъезда ежедневно обходят дом, чтобы попасть во двор, на игровые площадки, вынести мусор, посидеть на лавочке
После коллективной жалобы жителей в июне 2023 года специалисты управления градостроительного контроля предварительно установили факт самозахвата общедомового имущества подъезда. Протокол направили в суд. Так и началась битва, продолжающаяся до сих пор.
Как в квартире появился дополнительный санузел и комната
В марте 2024 года управление акимата, как истец, выиграло суд первой инстанции.
Из решений судов следует, что прежний владелец квартиры, Берик Тулебаев, купил её в 2005 году с площадью 62,4 кв. м, а уже в 2006-м продал 91,93 кв. м. Рост, как можно догадаться, произошёл за счёт общедомового имущества. Как? Ответчик не доказала.

Ситуацию судьи не изменили.
«Уже два года боремся по закону. Проводили собрания и приглашали принять участие так называемых соседей с первого этажа, которые перекрыли нам выход, но с их стороны никакой реакции, не хотят видеть, слышать и вообще разговаривать с нами. Просила принять меры – без толку», – добавила Татьяна Байжигитова.
Та самая проверка управления акимата в сентябре 2023 года установила, что на основании договора купли-продажи от 27 августа 2021 года собственником квартиры общей площадью 91,93 кв.м (из них жилая 56,7 кв.м) числится Замира Култай. Женщина в суде уверяла, что получила имущество в таком виде от предыдущего владельца – Ибрагимова.
«Во время проверки установили, что комнаты квартиры №30а площадью 10 кв.м. и №32а площадью 0,83 кв.м. переоборудовали из мест общего пользования (путём присоединения части лестничной площадки первого этажа подъезда №2 указанного дома) в жилую комнату и туалет. В результате сквозной проход через подъезд №2 вышеуказанного дома перекрыли ввиду установки ограждения путём захвата места общего пользования», – сказано в решении суда.
Из материалов: ответчик использовала общий земельный участок с северной стороны дома. Она пристроила к своей квартире балкон на 1,83 х 6,9 метра.

«Согласно ответу управления урбанистики Алматы от 11 мая 2023 года, в электронной базе данных проектные документы на реконструкцию (перепланировку, переоборудование) указанной квартиры №15 и части подъезда №2 не выдавали», – отметили на процессе.
Ссылаясь на Гражданский кодекс при вынесении решения, судья уточнил: тот, кто осуществил самовольную постройку, не приобретает на неё право собственности и не вправе распоряжаться. Процесс строительства также должны были сопровождать контролем, а завершённый объект подлежал приёмке в эксплуатацию.
«Переделка помещения, угрожающая общему имуществу или ухудшающих его, запрещается», – гласит мотивировочная часть решения.
На процессах ответчица не признала иски. Из материалов дела по её отзыву следует, что в апреле 2005 года в управлении архитектуры и градостроительства Алматы якобы выдали заключение на переоборудование квартиры. Кроме того, перед началом перепланировки владелец якобы получил согласие жителей.
Любопытный факт: полная тёзка ответчицы работала помощником нотариуса, который по работе имеет доступ к различным базам данных. На момент публикации статьи Замира Култай так и не ответила журналисту издания по имеющимся контактам. Из диалога корреспондента Centralmedia24 с представителем потребительского кооператива «Жигер» следует, что согласие на реконструкцию квартиры никто не давал.
Решение суда – восстановить прежний вид подъезда, стену и пристройку снести за счёт собственницы.
Апелляция осталась на стороне жильцов
В двух последующих процессах в апелляционной инстанции Фемида осталась на стороне жильцов.

Демонтаж запланировали на май 2025 года. Но уже сентябрь, а ничего не меняется.
«Дали контакты государственного судебного исполнителя по делу. Он меня долго игнорировал. Потом вышла на него, но он сказал, что отправил повестку владелице, а она подала иск. Что вы думаете: женщина вновь проиграла, но даже так ничего не происходит», – отметила Татьяна Байжигитова.


Параллельно с этим второй ответчик по делу также решил подать апелляцию. На процессе он сообщил, что после приобретения квартиры в 2005-2006 годы произвёл переоборудование, якобы получив все разрешительные документы.
«В суд предоставили копии указанных документов, коллегия не принимает их в качестве допустимых доказательств. Кроме того, данные документы не считаются разрешительными. Разрешение-согласие жителей подъезда также предоставили в виде копии, в которых указали только 10 квартир с указанием фамилий с инициалами и их подписями. При этом не указали общее количество квартир: «Разрешаем узаконить подъезд со сквозным выходом», без указаний конкретно, то есть дачи согласия соседей на переоборудования подъезда и совершение пристройки. В связи с чем коллегия данное «разрешение соседей» также не принимает в качестве допустимого доказательства», – гласит решение апелляционного суда от 10 июля 2025 года.

Есть ли свет в конце тоннеля?
Исполнительный документ по подобным делам обычно находится в территориальных отделах: управления архитектуры и департамента юстиции Алматы – так ответили корреспонденту Centralmedia24 в Open Almaty на вопрос об исполнении решений. Но почему его ещё исполнили, редакции не ответили.
Жители дома №170 коллективно написали несколько заявлений в прокуратуру и акимат. Они также просят принять меры в отношении ответственных за исполнение решения судов. Centralmedia24 также отправил запрос с просьбой объяснить происходящие события.