Сенатор Бекбол Орынбасаров предлагает сохранить льготные тарифы на электроэнергию только для населения, а бизнесу выставлять рыночные цены, передаёт Centralmedia24.
В своём запросе к премьер-министру Олжасу Бектенову депутат высказался о риске дефолта Единого закупщика электроэнергии. По его словам, такая ситуация может ударить по всей энергосистеме и обернуться крупными расходами для бюджета.
Как отметил сенатор, провайдеры, используя балансирующий рынок и обходя единого закупщика, зарабатывают до 70–100 млрд тенге в год на перепродаже электроэнергии. При этом сам закупщик продаёт её ниже закупочной стоимости.
«Сегодня Единый закупщик вынужден продавать электроэнергию дешевле, чем покупает, что влечёт риски невыполнения обязательств перед кредиторами. Решить проблему можно только системно – сохранив льготные тарифы исключительно для населения и начав транслировать юридическим лицам рыночную цену», – отметил Орынбасаров.
В качестве примера сенатор привёл ситуацию с АО «Алатау Жарық Компаниясы». Компания подала заявку на повышение розничных тарифов для юридических лиц в Алматы и Алматинской области с 1 октября.
По его словам, новый тариф может составить около 38 тенге за киловатт-час без НДС. При этом рыночная цена единого закупщика для юрлиц уже в июле достигала 31 тенге. Если к ней добавить расходы на услуги KEGOC, «Алатау Жарық Компании» и другие издержки, то конечная стоимость для бизнеса в регионе превысит 50 тенге за киловатт-час без НДС.
«Отсюда возникает закономерный риторический вопрос: куда перейдут на электроснабжение юрлица-потребители Алматы и Алматинской области – к единому закупщику на рыночные цены или же к «Алатау Жарық Компаниясы», которая до сих пор получает от единого закупщика электроэнергию по льготной цене в размере 13 тенге за киловатт/час без НДС, то есть почти в 2,5 раза ниже рыночной», — задаётся вопросом депутат.
Как считает сенатор, что решить проблему можно только одним способом — прекратить адресную поддержку для юридических лиц и установить для них рыночные цены. По его словам, льготные тарифы должны сохраняться исключительно для населения.
Поэтому он предложил Правительству сохранить адресную поддержку со стороны единого закупщика только для населения, а юридическим лицам розничного рынка устанавливать фактические рыночные цены.