Меры господдержки производителей и экспортеров зерна продлены до сентября 2026 года. Об этом заявили в министерстве сельского хозяйства, отмечая, что субсидирование направлено на удешевление затрат по перевозке и производству злаковых, передает CentralMedia24.
До 1 сентября 2026 года продлен срок действия правил выплаты субсидий, направленных на удешевление затрат, связанных с перевозкой зерна, а также правил субсидирования расходов национальной компании, осуществляющей деятельность в агропромышленной сфере. Как заявляют в Минсельхозе, программа экспортного субсидирования в сельскохозяйственном сезоне 2024–2025 годов не только стимулировала рост поставок пшеницы, но и способствовала изменению восприятия казахстанского зерна на мировых рынках.
По итогам восьми месяцев 2025 года Казахстан экспортировал около 12,8 млн тонн зерновых, сохранив позиции на традиционных рынках — в странах Центральной Азии и Каспийского региона, а также открыв новые каналы сбыта. В частности, покупателями казахстанской пшеницы впервые за долгое время стали Марокко, Алжир, Вьетнам, а также некоторые европейские страны – Бельгия, Польша, Португалия, Норвегия, Великобритания, — говорится в заявлении.
Также отмечается, что ранее зарубежные импортеры ассоциировали Казахстан преимущественно с поставками твёрдой (дурум) и высокобелковой (high-pro) пшеницы. А сейчас они смогли убедиться и в высоком качестве стандартной мягкой пшеницы, объёмы экспорта которой заметно выросли.
Продление мер государственной поддержки до 1 сентября 2026 года будет способствовать сохранению положительной динамики экспорта и повышению конкурентоспособности казахстанской пшеницы на мировом рынке, — отмечают в министерстве.
Между тем, по состоянию на 15 сентября 2025 года, оператором программы — АО «НК «Продкорпорация» перечислено на счета зернопроизводителей и экспортеров 19,1 млрд тенге за транспортировку 828,4 тыс тонн пшеницы.
Всего в адрес корпорации поступило 553 заявки на возмещение транспортных расходов. Общий объем экспортных поставок пшеницы составил 1,2 млн тонн на сумму 28,2 млрд тенге. Из них больше всего зерна было экспортировано в Азербайджан — 43%, в страны Прибалтики — 30%, через Балтийское и Чёрное моря — 16%. На Афганистан и Грузию пришлось 6% и 5% экспорта соответственно.
Стоит отметить, что размер компенсации варьируется в зависимости от экспортного направления — от 20 до 30 тыс. тенге за одну тонну зерна. А састичное субсидирование перевозки осуществляется по транзитным направлениям:
- через территорию Российской Федерации в направлении портов Азовского, Черного и Балтийского морей;
- транзитом через территорию Российской Федерации, Латвийской Республики, Литовской Республики и Эстонской Республики в направлении портов Балтийского моря;
- транзитом через территорию Российской Федерации с назначением в Латвийскую Республику, Литовскую Республику и Эстонскую Республику;
- транзитом через территорию Азербайджанской Республики и Грузии в направлении портов Черного моря;
- транзитом через территорию Туркменистана с назначением в Исламский Эмират Афганистан;
- транзитом через территорию Туркменистана с назначением в Исламскую Республику Иран;
- транзитом через территорию Китайскую Народную Республику в направлении стран Юго-Восточной Азии;
- транзитом через территорию Российской Федерации с назначением в Азербайджанскую Республику, Грузию и Республику Армения.