Проблема нехватки горных курортов, слабой инфраструктуры и высоких цен – тема, о которой в Алматы говорят не только туристы, но и сами горожане. Несмотря на природный потенциал и высокий интерес гостей, многие объекты не справляются с растущим потоком путешественников. Дорогие отели, ограниченные маршруты, отсутствие качественного сервиса и логистики – всё это снижает привлекательность региона. Что мешает развитию инфраструктуры и появлению новых курортов? И как планируют изменить ситуацию с запуском Алматинского горного кластера к 2029 году – в материале Centralmedia24.
В рамках развития Алматинского горного кластера власти намерены запустить новые канатные дороги, гостиницы и рестораны, а также создать инфраструктуру, соединяющую курорты в единую сеть.
Проект оценивают в 655,9 млрд тенге. По прогнозам, это позволит увеличить число иностранных туристов до 1,8 млн человек. Налоговые поступления – до 184,3 млрд тенге.
Европейский пример: как соединят горные курорты Алматы и области
Руководитель отдела маркетинга Oi-Qaragai Артём Якупов рассказал, что за основу проекта горного кластера взяли европейскую модель.
«В Европе горные кластеры строят так, что от трёх до десяти курортов соединены в общую линию канатными дорогами. Между ними есть базовая инфраструктура – станции и подъёмники. А проживание и питание остаются на самих курортах. Они соединяются только трассами и канатками», – пояснил он.

В Алматинской области, по его словам, проект разрабатывают с минимальным вмешательством в природу.
«Важно понимать, что, условно говоря, не будут убирать какую-то гору полностью. Вмешательство будет, но без причинения ущерба рельефу природы», – подчеркнул Артём Якупов.
Идея в том, чтобы объединить «Шымбулак», «Пионер» и другие курорты в одну цепь. Тогда турист сможет приобрести единый скипасс и кататься на всех трассах без ограничений. Это позволит значительно увеличить их протяжённость и разнообразие.
«Мы хотим, чтобы, например, человек мог приехать на «Шымбулак», оттуда по канатной дороге добраться до «Актаса», а потом – до «Пионера». Можно начать день на одном курорте, а закончить на другом. Несколько дней катаешься и каждый раз открываешь для себя новое место», – отметил он.

Но до запуска проекта предстоит огромная работа:
«Это не просто разровнять снег и сказать «катайтесь». Здесь работают специалисты, которые делают гомологацию склонов, чтобы катание было безопасным и не лавиноопасным. Так что впереди – колоссальная подготовка и соединение всех зон».
По предварительным оценкам, реализация проекта может занять до 10 лет.
Проблемы туризма: инфраструктура, гостиницы и цены
Руководитель департамента маркетинга и аналитики Бюро по туризму Алматы Руслан Жалабаев объяснил, почему южная столица всё ещё не может раскрыть свой туристический потенциал. Одной из слабых сторон остаётся недостаток гостиниц и инфраструктуры.
«Сейчас строят восемь звёздных отелей, до конца года они будут готовы. К 2028 году хотим увеличить номерной фонд до 15-17 тысяч мест. Сейчас их около 22 тысяч, а гостиниц – 370», – рассказал Руслан Жалабаев.

Он добавил, что вопрос цены и качества в туризме также связан с отсутствием конкуренции между отелями:
«У крупных гостиниц нет соперников, поэтому они ставят высокие цены. А турист, сравнивая, думает: “За эти деньги я бы в Дубае жил у моря”. Поэтому важно привлекать инвесторов и развивать конкуренцию. Чем больше отелей, тем выше конкуренция».
Иностранные эксперты, посетившие южную столицу, указали на нехватку насыщенности между достопримечательностями.
«Между поездками должно быть что-то интересное: музей, культурная программа. Не просто тур до Чарынского каньона и обратно. Туристы хотят комплексных впечатлений», – сказал Руслан Жалабаев.

Он привёл пример, как можно развивать пакетные программы:
«Туроператоры, например, могут совмещать спортивные события и культурные туры. Пригласить туристов на матч «Кайрат» – «Реал». После повезти их на Чарынский каньон, Кольсай. Устроить культурную программу и ужин в ресторане. Тогда вместо 200 тысяч тенге за билет турист заплатит 1,5 млн тенге».
По его словам, оценить реальную прибыль от туризма можно только через налоги от бизнеса.
«Город видит доходы от туризма только в виде налогов. Мы не можем пойти и «заглянуть в карман» бизнесу. Поэтому ориентируемся на официальные цифры. Так, по данным за первое полугодие 2025 года, Алматы заработал почти 60 млрд тенге только за счёт туризма», – пояснил Руслан Жалабаев.

На долю этой сферы приходится около 4% валового регионального продукта (ВРП) города.
«ВРП – это, грубо говоря, общий пирог, который формируется из всех отраслей: промышленности, строительства, здравоохранения, торговли и других. Основную часть – около 70% – занимает торговля. Туризм пока даёт 4%. При этом доход от туризма значительно превышает затраты города на его развитие. Наш годовой бюджет составляет около 4 млрд тенге. Только за первое полугодие туризм принёс городу 60 млрд налогов. То есть отрасль окупается в десятикратном размере», – подчеркнул он.
Он считает, что развитие туризма в Алматы сдерживает не только отсутствие качественной инфраструктуры, но и уровень культуры среди местных жителей.
«Чтобы донести до руководства простую мысль – не трогать дороги до Чарына, а их улучшать – нужно пройти тысячи инстанций. Мы можем только рекомендовать. Но вопрос стоит и в менталитете. На одного туриста приходится 100 местных. И 10 из них обязательно что-то испортят: кто-то выбросит мусор на природе, кто-то заедет на газон. Поэтому прежде, чем развивать туризм, важно подтянуть уровень культуры и ответственности у нас самих», – заключил глава бюро по туризму.
Развитие Алматинского горного кластера может превратить южную столицу в центр международного туризма. Но чтобы проект оправдал ожидания, важно не только построить трассы и отели, но и создать экосистему с бережным отношением к природе, качественным сервисом и новой культурой.
Читайте также: