В Казахстане могут ввести запрет на онлайн-продажу алкоголя, а также ограничение торговли спиртным вне специализированных алкомаркетов. Такое предложение внёс глава МВД Ержан Саденов в парламенте. Тема подняла волну обсуждений и споров как среди потребителей, так и предпринимателей. Как это может отразиться на экономике и улучшит ли криминогенную обстановку в действительности, выяснял корреспондент Centralmedia24.
По словам главы МВД, злоупотребление алкоголем часто становится причиной преступлений и правонарушений. Ежегодно казахстанцы в нетрезвом состоянии совершают 10 тысяч преступлений.
Ержан Саденов отметил, что и нарушений в сфере торговли алкоголем предостаточно:
- продажа спиртного несовершеннолетним;
- работа после установленного времени магазинов, маскирующихся под бары;
- онлайн-продажа горячительных напитков.
Лишение лицензии, по его словам, не помогает. Так как в нише процветает перелицензирование.
МВД предлагает:
- полностью запретить онлайн-продажу спиртного;
- разрешить торговлю алкоголем только в специализированных алкомаркетах;
- ужесточить выдачу лицензий и ограничить их количество;
- сократить часы продажи алкоголя в развлекательных заведениях (из-за повышенной доли преступлений).
«В США в магазинах у дома не продаётся алкоголь»
Позже сенатор Марат Кожаев прокомментировал инициативу МВД. По его словам, в обществе предложение восприняли, как полный запрет на продажу алкоголя. Однако речь идёт о наведении порядка в сфере торговли спиртными напитками.
«Я считаю, что предложение правильное. Ну вы же понимаете, что алкоголь – это, наверное, ни для кого из нас не продукт первой необходимости. Не продукт обеспечения жизнедеятельности, в конце концов», – подчеркнул он.
Сенатор считает, что регулирование продажи алкоголя – это нормальная практика, которую применяют во многих развитых странах.
«Посмотрите на прогрессивную Америку, которую мы всегда ставим в пример. Там в магазинах у дома не продаётся алкоголь. Он продаётся в специализированных магазинах, которые имеют специальные лицензии и соблюдают определённые требования. Они не продают алкоголь несовершеннолетним, не продают в неустановленное время и так далее. У них есть обязательства, и они их обязаны соблюдать», – отметил Марат Кожаев.
Депутат добавил, что около 30% правонарушений в Казахстане совершают в состоянии алкогольного опьянения, и подобные меры помогут сократить этот показатель.
Однако так ли всё просто?
На алкоголь магазины устанавливают 20-25% наценки
Одними из первых на возможные ограничения отреагировали в нацпалате предпринимателей “Атамекен”. Защитники бизнеса выразили серьёзные опасения относительно возможных экономических последствий.
«В стране более 175 тысяч магазинов, которые могут потерять львиную долю прибыли. Алкоголь является одним из немногих товаров, на который предприниматели устанавливают высокую наценку (20-25%). Его изъятие может лишить малый и средний бизнес до 70% чистого дохода, ставя под угрозу рабочие места», — отметила член комитета малого и среднего бизнеса НПП «Атамекен» Марина Бошель.
Эксперты полагают, что запрет на продажу в обычных магазинах может привести к росту нелегальной торговли алкоголем. А также монополизации рынка со стороны крупных игроков.
Запрет на продажу алкоголя в СССР: потребление спиртного увеличилось
С такой точкой зрения согласен и профессор КазНУ, экономист Магбат Спанов. Он напомнил, что подобный опыт и его экономические последствия уже были во времена Советского союза.

«В своё время господин Горбачёв просчитал, какие последствия несёт экономика страны от чрезмерного употребления спиртных напитков и пьянства. И какие при этом происходят преступления. Тогда приняли целый комплекс мер, направленный на решение вопроса. Но в первую очередь учитывали административные методы запрета. В результате мы пришли к тому, что потребление спиртного не уменьшилось, а увеличилось. Причём в основном речь о контрафактном алкоголе», — подчеркнул он.
В то время в стране возник бум самогоноварения.
Кроме того, запрет негативно сказался на бюджете, который на 40% зависел от “пьяных денег”.
Сейчас казахстанская экономика и бюджет не так зависим от продажи спиртного, добавил Магбат Спанов. Да и нынешнее поколение молодёжи, по его словам, нацелено на здоровый образ жизни. Однако выручка магазинов всё ещё зависит от продажи алкоголя. Поэтому в отдельных местах доля выручки может доходить до 30%.
Так что можно рассчитать, сколько потеряет средний продуктовый магазин, если знать его месячную выручку.
«Говоря об основных рисках для потребителей, можно взять, например, проблему с табачными изделиями. Мы увеличили их стоимость — стало появляться огромное количество контрафактной продукции. До 2012 года процент контрафакта табачных изделий в Казахстане был равен нулю. Но после постоянного увеличения цен он достиг примерно 15%. С учётом употребления сигарет, равной нескольким миллиардам, можно представить, сколько некачественного товара сейчас продают на рынках Казахстана, и наши жители травятся», — отметил экономист.
Ограничения на продажу алкоголя приведут к росту цен
Магбат Спанов также подчеркнул, что в этом или любом другом случае монополия всегда вредна. Он предположил, что если спиртное будут продавать только алкогольные магазины, «у некоторых служителей правоохранительных органов может возникнуть соблазн взять процесс под контроль. Впоследствии те из них, кто сможет открывать и контролировать эти процессы, начнут устанавливать цены».
«И цены будут не маленькие. И совершенно понятно, что на продажу будут также выставлять контрафактную продукцию. Уменьшение количества магазинов и ограничения приведут к росту цен. И, возможно, на первых порах повысят какие-то налоговые отчисления. Но в любом случае через определённый промежуток времени увеличатся поставки контрафактной продукции. И самогоноварение. Соответственно, мы услышим об увеличении количества пострадавших от употребления этого некачественного алкоголя», — сделал вывод эксперт.
Экономист также напомнил об опыте России, где население не перестало пить алкоголь даже при увеличении его стоимости и введении всяческих акцизов. По его словам, определённые социальные слои стали выбирать то, что подешевле, а некоторые — аптечные настойки.
«Думаю, что в Казахстане, учитывая социальное неблагополучие и снижение социально-экономического уровня населения, при таком раскладе и количество смертельных случаев увеличится. Соответственно, затраты государства на лечение, медосвидетельствование и прочее тоже увеличатся», — считает Магбат Спанов.
«Запретами ничего добиться нельзя»
По его мнению, к вопросу нельзя подходить однозначно, так как проблема лежит в другой области. Злоупотребление спиртным у населения продиктовано несколькими факторами. Один из них — социальное неблагополучие. Другой — стадия зависимости, когда человек уже не может обходиться без спиртного. И третья — чрезмерная доступность.
«Для подростков и молодёжи спиртное не должно быть доступным. Может, лучше стоит поднять возраст покупки с 21 до 25 лет? А вот сокращать не надо. Сокращение уже было в Казахстане. Я это помню. Тогда в городах были пятачки, где эта продукция продавалась в 3-4 раза дороже. И, естественно, всё это спровоцировало появление теневого капитала. Тех, кто будет заниматься теневым сектором, полиция, может, и не захочет крышевать. Но в то же время это может привести к более тяжёлым преступлениям в дальнейшем», — предупредил спикер.
С точки зрения Магбата Спанова, предложение главы МВД “экономически и административно не оправдано”. Вместо запретов он предлагает работать на будущее и воспитывать непьющее поколение. Запускать для моложёжи бесплатные спортивные кружки, занимать её досуг. Открывать секции. Проводить культурно просветительскую работу.
«Одними запретами ничего добиться нельзя. Тем более система запрета в нашей стране уже существовала, начиная с 20-х годов прошлого столетия. Целей можно достичь только через воспитание. А это долгая, серьёзная и достаточно нудная работа. Когда начинаются запреты, начинаются и всевозможные обходные манёвры. Это видно и по многим другим экономическим отраслям», — подвёл итог экономист.
«Вместо снижения преступности мы можем получить её организованную форму»
Руководитель Казахстанской ассоциации предпринимателей Ермек Абильдин в разговоре с журналистом Centralmedia24 выразил серьёзную озабоченность по поводу инициативы МВД. На его взгляд, она не решит заявленных проблем, «но при этом создаст целый ряд негативных экономических и социальных последствий».

«Предлагаемые меры могут ударить по самым уязвимым слоям населения и привести к эффектам, противоположным заявленным целям», — отметил спикер.
Он выделил возможные негативные реакции.
1. Рост теневого рынка и суррогатного алкоголя. По его словам, ограничение легальной продажи не уничтожает спрос, а переводит его в нелегальное русло.
«Как показывает опыт, в ответ на регулирование при сохранении спроса появляются способы обхода запрета. Это приведёт к расцвету «серых схем» торговли — от продаж «из-под полы» в маленьких магазинах до развития нелегальных онлайн-площадок. Потребление неконтролируемого суррогатного алкоголя — прямая угроза жизни и здоровью людей», — подчеркнул Ермек Абильдин.
2. Ухудшение криминогенной обстановки. По его словам, запреты автоматически криминализируют часть рынка. Подобные меры создают дополнительные коррупционные риски, давая почву для неофициальных договорённостей и провокаций.
«Вместо снижения преступности мы можем получить её новую более организованную форму», — предупредил он.
3. Стигматизация и неудобства для добросовестных потребителей. По его мнению, для большинства граждан алкоголь — часть культуры умеренного потребления.
«Основная мотивация для снижения потребления алкоголя — это забота о здоровье и качество жизни, а не запреты. Новые ограничения усложнят жизнь добропорядочным гражданам, не решая проблемы тех, чьё потребление алкоголя действительно является проблемным», — добавил Ермек Абильдин.
4. Экономические последствия: удар по бизнесу и бюджету. По словам главы ассоциации, инициатива ударит по малому и среднему бизнесу, спровоцирует рост цен и лишит бюджет значительных доходов.
5. Разорение малого бизнеса и рост безработицы. Для многих продовольственных магазинов, особенно малых форматов, алкогольная продукция — ключевой источник выручки и маржи. Лишение этого дохода поставит тысячи магазинов у дома на грань банкротства, что приведёт к потере рабочих мест.
6. Повышение цен на другие товары. Чтобы компенсировать выпадающие доходы от продажи алкоголя, владельцы уцелевших магазинов будут вынуждены поднимать цены на другие товары первой необходимости. В итоге ограничение на алкоголь ударит по карману всех потребителей, даже тех, кто не покупает спиртное.
7. Выпадающие доходы бюджета. Легальный бизнес платит налоги. Разорение множества точек и сокращение оборота легального рынка приведут к сокращению налоговых поступлений.
«При этом нелегальный оборот, в том числе в онлайн-сегменте, продолжит уходить от налогообложения», — уверен Ермек Абильдин.
8. Сдерживание развития цифровой экономики. Запрет на онлайн-доставку алкоголя — шаг назад в развитии цифровой торговли.
«Современные технологии, такие как биометрическая верификация возраста (как в Китае) или интеграция с государственными системами, позволяют сделать онлайн-продажи прозрачными и безопасными. Вместо запрета нужно создавать регулируемые легальные каналы, что позволит «обелить» отрасль и гарантировать качество продукта», — подчеркнул Ермек Абильдин.
«Нужно искать решения, которые не наказывают добросовестный бизнес и потребителей«
Опыт Казахстана и других стран доказывает — жёсткие запретительные меры неэффективны. Антиалкогольная кампания 1985 года привела к росту отравлений суррогатами и потерям бюджета.
Исследование, проведённое после введения ограничения ночной продажи, показало, что смертность от отравления алкоголем не снизилась, а выросла. Поскольку проблемные потребители перешли на некачественный алкоголь – аптеки (этиловый спирт), а также спиртное из нелегальных источников.
Гораздо более действенным подходом Ермек Абильдин называет стимулирование здорового образа жизни. Как показывают опросы, население само хочет развивать культуру ЗОЖ, и это — главный фактор снижения потребления алкоголя. А также создание так называемого умного регулирования. Глава ассоциации считает необходимым внедрять технологии контроля, а не тотальные запреты. Это касается и легализации онлайн-торговли с жёсткой системой проверки возраста, и точечной работы с проблемным потреблением.
«Таким образом инициатива МВД хоть и преследует благие цели, на практике может привести к тяжёлым последствиям. Вместо этого необходимо искать сбалансированные решения, которые не наказывают добросовестный бизнес и потребителей, а создают прозрачные и контролируемые условия для оборота алкогольной продукции», — подвёл итог Ермек Абильдин.
Стоит отметить, что инициатива МВД — пока только предложение. Для реализации она должна пройти стадиии обсуждений и согласований. Это значит, что после всестороннего рассмотрения будет найден компромисс как для экономики и безопасности, так и для самих казахстанцев.
Читайте также:

