Жанар Иманалиева из Актау не даёт домашних заданий и превращает алгебру в настольные игры. Она снимает поучительные видео для TikTok и доказывает, что её предмет может быть лёгким. Как система образования должна меняться и почему старые методы больше не работают, учительница рассказала Centralmedia24.
«Я не даю домашние задания»
Жанар Иманалиева никогда не планировала преподавать алгебру. В школе она обожала литературу и языки, мечтала стать филологом. Но неожиданно стала популяризатором царицы наук – математики. Сегодня у учителя 63 тысячи подписчиков в TikTok, свой YouTube-канал, десятки учеников и миллион зрителей по всему миру.

Себя она называет нестандартным учителем. Её уроки – это не скучные формулы на доске, а настольные игры, визуализация и юмор. Она признаётся, что сама противница сложных объяснений и старается подбирать простые способы, чтобы ребёнок понял материал без лишнего стресса.
«Я всё упрощаю, чтобы ребёнку было понятно. Рисую задачи, изобретаю разные игры, «помогаторы». А когда надо запомнить формулу, то делаю специальные трафареты и шаблоны. У меня очень много идей. В школьных учебниках ничего лишнего нет, но все слова сложные, как-то по-взрослому написано», – рассказала она.
Она уверена: если ученик чего-то не понимает, это сразу видно по глазам. Поэтому заставлять ребёнка решать тысячу задач – бессмысленно.
«Я не даю домашние задания. Не люблю, когда задают прорешать тысячу примеров, потому что ребёнок не запомнит так механизм. Я объясню на простых числах, примерах, чтобы он понял суть, а потом уже решали», – добавила учитель.
Сегодня Жанар Иманалиева мечтает создать собственное образовательное приложение, с помощью которого дети могли бы изучать математику через игру.
«Зашёл, поиграл и понял, что такое функции. Я сама люблю, когда всё просто. Мне даже бабушки пишут, что, наконец, поняли математику, посмотрев мои видео. Ученики сначала боятся, а потом удивляются: “А что, так можно было? Так легко?” – признаётся педагог.



«Математика везде: в музыке, рисовании и даже биологии»
Когда-то Жанар боялась преподавать. Она признаётся, что по натуре интроверт. После университета она случайно попала в школу:
«Мне сказали: “Иди, попробуй”. Ну, я и пошла. Но в первый же день мне хотелось спрятаться под стол – это был тихий ужас. Тогда мне показалось, что чтобы быть учителем, нужно быть лидером, массовиком-затейником, организатором, шоуменом. А у меня этого не было. Уже потом я поняла, что я – неформальный лидер».


В школе женщина проработала недолго. Она ушла в свободное плавание и стала частным репетитором.
«Я творческий человек. И поняла, что писать учебные планы – не моё. Один раз написала план и забыла про него. Мне ближе интуиция: я чувствую ребёнка, понимаю, как к нему подойти», – пояснила она.
Однажды её ученик предложил снимать видео в TikTok. Сначала Жанар стеснялась, снимала не себя, а деток. Потом всё же решилась и её видео быстро разлетелись по сети.
«Меня смотрят люди из Германии, Израиля, Дубая. Даже одноклассники из других городов нашли. Все поддерживают и просят взять их детей на обучение. Конечно, иногда есть и пользователи, которые пишут: “Зачем математика? Я без неё прожил”. А я отвечаю, что математика везде. Она вокруг нас: и в музыке, и в рисовании, и даже в биологии. В любой науке, в любом предмете. Она важна хотя бы для собственного развития», – уверена учительница.
«СОРы и СОЧи – сплошной стресс для ребёнка»
Жанар уверена, что система образования в Казахстане должна меняться.
«Сегодня время летит быстро и учителям надо подстраиваться. Но многие всё ещё преподают по-старому, а потом удивляются, что дети их не понимают. Надо смотреть на мир глазами ученика. Раньше говорили: если полкласса не поняли – виноват не ребёнок, а учитель, который не смог донести. А сейчас весь класс может получить низкий балл, и учитель скажет, что это дети виноваты. Но дети сегодня другие. Не хуже – просто другие. Во многом даже лучше нас», – считает педагог.
По словам Жанар, главный стресс для нынешних школьников – это СОРы и СОЧи (виды оценивания знаний учащихся после завершения определённого этапа обучения).
«В Казахстане, к сожалению, школы гонятся за рейтингами, а страдают дети. Я столько видела одарённых ребят, но им ставили тройки. Иногда между учеником и учителем начинаются личные разборки. А потом добавляются ещё эти СОРы и СОЧи – сплошной стресс для ребёнка. А учителя бывают разные. Кто-то делает бизнес в школе, кто-то просто держится за работу, потому что нужно кормить семью. Есть настоящие профессионалы, а есть те, кто вроде знает предмет, но не умеет объяснить», – сказала она.

Она сравнивает процесс обучения с кормлением ребёнка.
«Если я буду пихать кашу и кричать – он всё выплюнет. А если сделать вкусно – сам попросит. Так и с учёбой. Главное – вызвать аппетит. А некоторые родители говорят: “Бейте их, я разрешаю”. Но бить бесполезно – битьём не научишь. Когда ребёнок хочет понять – он впитывает всё. Как только запрос появляется, они сами за тобой бегают и всё спрашивают», – заключила она.
Современным школьникам доступно всё: информация, технологии, ресурсы, но при этом у многих пропадает самое главное – желание узнавать новое. Поэтому сейчас Жанар разрабатывает настольные игры по математике и мечтает создать приложение, где дети могли бы учиться с интересом и без стресса.
Читайте также:

 
 