В последние два года компания Allur Group, гордо называющая себя флагманом казахстанского автопрома, стала чаще фигурировать не в бизнес-новостях, а в судебных решениях. Редакция изучила иски покупателей, чьи новые машины подводили их почти сразу после приобретения. Вывод, честно говоря, не обнадёживающий, но шансы выиграть дело есть. Как за фасадом пиара отечественного автопрома пророс кризис доверия, выяснял корреспондент Сentralmedia24.
Иски к Allur: когда примирение лучше расторжения договора
Allur – дистрибьютор зарубежных автобрендов в Казахстане. Компания также занимается крупноузловой сборкой Chevrolet, Kia, JAC, Jetour, Skoda и Hongqi. Такое автопроизводство часто называют «отвёрточной сборкой». Акционер и председатель совета директоров группы – Андрей Лаврентьев.
Компания через свои дочерние структуры – Allur Auto Turan, Allur Auto Soltustik, Allur Auto Centre, а также основной завод «СарыаркаАвтоПром» – фигурирует в судах, связанных в основном с продажей автомобилей ненадлежащего качества и нарушением прав потребителей. Такие дела рассматривали в 2024-2025 годы преимущественно в Костанае и Астане.
Покупатели жаловались на:
- Неисправности автоматических коробок передач у моделей Jetour X70, X90 Plus и других.
- Дефекты электрики и проводки.
- Неработающие подушки безопасности при ДТП.
- Расхождения VIN-номеров, что привело к скандалу на границе с Узбекистаном.

Из 10 рассмотренных ниже дел против Allur и его «дочек» только три закончились реальной победой потребителей, но и то частично. Остальные либо оставили без удовлетворения, либо их размыли мировыми соглашениями.
Проигрыш даже одного дела для компании – риск создать прецедент, по которому завтра посыпятся десятки аналогичных исков. Поэтому юристы предлагают недовольным различные варианты, тем самым не отказывая потребителям, но и не исполняя их волю. Например, отправить запчасть в Китай или Корею, чтобы доказать брак. Заключать кабальные мировые соглашения. Главная фишка – перекладывать ответственность на субагентов.
Но победить всё-таки можно, если действовать грамотно и изучить судебную практику.
Иск к Allur Auto Turan: не сработали подушки безопасности
Тан-Шолпан Раджабова купила в кредит JAC J7 Luxury 1.5 за 9,5 млн тенге. Позже машина попала в ДТП: проехала на боку и легла на крышу. При этом подушки безопасности, как и пиро-патрон в ремнях, не сработали.
Женщина обратилась к дилеру Allur Auto Turan, требуя признать автомобиль некачественным и заменить его. Безуспешно. Последовал иск в суд.

В суде представитель компании объяснил, что юридически они – не продавцы, а по договору купли-продажи – лишь субагенты, то есть просто дилеры. Кроме того, завод в Китае якобы предложил проверить блок SRS. Но для этого они требовали снять деталь и отправить за границу на исследование, поскольку только там находится соответствующее оборудование. В Казахстане, оказывается, в принципе нет таких технологий. Тан-Шолпан Раджабова отказалась отправлять устройство, опасаясь подмены деталей и бюрократии.
Ответчик также в суде настаивал, что виновным в ДТП считается супруг истца, который при обгоне не справился с управлением.
Специалист по делу отметил несработавшие ремни безопасности. Дело в том, что обычно при столкновении срабатывает пиро-патрон с преднатяжителем ремня. Его функция – притягивание водителя и пассажира к сидению. В последующем и должна срабатывать подушка безопасности.
Суд встал на сторону Allur, поскольку «оборудования для проверки в Казахстане нет, истец сам препятствовал исследованию, а значит – доказательств брака нет».

Какой вывод можно сделать из этого прецедента?
Несмотря на некоторые успехи в отрасли, технически в стране невозможно доказать неисправность системы безопасности автомобиля, проданного дилерами китайских брендов.
Иск к «СарыаркаАвтоПром»: бракованная коробка передач
Полат Шахбаев из Костаная купил новый Jetour X90 Plus Premium. Но в течение четырёх месяцев коробка передач ломалась четыре раза подряд. Устав от бесконечных поездок в сервис, он обратился в суд.

Представитель ТОО «СарыаркаАвтоПром» иск не признал, сообщив, что АКПП заменили и установили новую. Юрист дилера – ТОО «Allur AutoTuran» – подчеркнул, что автомобиль всё-таки отремонтировали и истец им пользуется.
Тем не менее в суде признали существенный недостаток товара. Allur обязали вернуть Полату Шахбаеву 14,6 млн тенге, выплатить компенсацию морального вреда – 100 000 тенге, а также возместить услуги представителя – 300 000 тенге.

Иск к Allur Auto Soltustik: неудачный возврат товара
Аида Серикова из Астаны оказалась в похожей ситуации. Судя по иску, коробка передач в купленном в кредит за 11 млн тенге Jetour X70 Premium дёргалась. Машина неделями простаивала в сервисе. Иск к Allur Auto Soltustik и заводу не заставил себя ждать.
Покупательница просила расторгнуть договор купли-продажи, взыскать в её пользу 11 млн тенге, компенсировать моральный ущерб в 2 млн тенге и взыскать судебные расходы – 852 тысячи тенге.

В суде истец утверждала, что автомобиль несколько раз ремонтировали в течение нескольких месяцев, но дефект так и не устранили. Однако ответчики сообщили, что во время приёма-передачи истец осмотрела автомобиль и взяла его без нареканий. Соответственно, продали автомобиль надлежащего качества. Кроме того, истец якобы незамедлительно не предоставила автомобиль для проведения диагностики и ремонта.
При этом в рамках лояльности в октябре 2024 года женщине предложили расторгнуть договор и подписать соглашение. Она отказалась, решив добиться справедливости. Но судья решила, что женщина сама виновата в том, что не дала дилеру починить авто.

Мировое соглашение с Allur Аuto Тuran и «СарыаркаАвтоПромом»: подробности не разглашаются
Другой истец – Айнура Оспандияр – пошла иным путём. Она всё-таки заключила мировое соглашение с Allur Аuto Тuran и «СарыаркаАвтоПромом». После искового спора вокруг её Kia K5 на 18 млн тенге в компании устранили дефект и заплатили 1,7 млн тенге «в знак лояльности».
Однако в соглашение включили пункт о неразглашении, запрете любой негативной информации, а также каких-либо претензий в дальнейшем.


Иск к «СарыаркаАвтоПрому»: 156 дней простоя авто в сервисе
В одном из последних в 2025 году случаев суд всё-таки встал на сторону потребителя. Толеген Кабламбаев жаловался, что его Jetour X90Plus Premium за 15 млн тенге не заводился, сервис тянул месяцами, обещая «жгуты-проводки из Китая».
Авто мужчина взял в кредит. Но уже через несколько месяцев, по его словам, столкнулся с глюками: двигатель не запускался, отказывала система питания, не работали подсветки и другая электроника. В марте 2025 года он доставил авто в сервис. Диагностика показала, что нужна замена проводки.
Письма от дилера лишь кормили завтраками, мол, «детали заказали, ждём поставку из Китая». Так и прошло 156 дней. В то же время, пока машина стояла в сервисе, оплата по займу шла своим чередом.

В суде ответчики обратили внимание, что при обследовании выявили стороннее вмешательство в систему – владелец установил сигнализацию. На мировую он также не пошёл, поэтому в иске они просили отказать.
Примечательно, в договоре с Allur сказано: «В случае нарушения продавцом, сроков выполнения требований покупателя, первый по письменному требованию выплачивает неустойку (штраф, пеню) в размере 0,1% за каждый день невыполнения требования, но не более 5% от цены автомобиля».
По договору банковского займа на момент подачи иска переплата составила 6 293 465 тенге, которые истец просит взыскать в качестве убытков. Толеген Кабламбаев также хотел расторгнуть договор и попросил присудить ему 3 млн тенге морального ущерба. Судья признал, что ждать 156 дней ремонта – слишком, и расторг соглашение.

Иск к «СарыаркаАвтоПром»: когда в деле не тот ответчик
Калдыбай Турганалы купил Jetour X70 за 9,5 млн тенге через «СарыаркаАвтоПром». Сделку провели через Allur Auto Turan. Уже на первых 1000 км коробка начала «пинаться» и дёргать. Он пять раз обращался в сервис, где проводили проверку и прошивку, но это не помогло.
Через два месяца коробка снова начала вести себя странно. В дело вмешались представители общества защиты прав потребителей «Адилет», которые и подали иск в интересах покупателя. Они просили взыскать 2,4 млн тенге за товар, неустойку в 964 000 и 500 000 тенге в виде возмещение морального вреда.
Ответчики в лице Allur Auto Turan в суде оправдывались тем, что «не располагают возможностью установить наличие неисправности, определить характер и причины её возникновения, а также оценить, относится ли она к категории неустранимых недостатков«.
В суде выяснили, что формально продавец – «СарыаркаАвтоПром», но иск подали к Allur Auto Turan, а это субагент. В итоге суд полностью отказал в иске.

Иск к «СарыаркаАвтоПрому» и Allur Auto Centre: разные VIN-номера и скандал на границе
В сентябре 2025 года Ермек Тажибаев открыто выступил против «СарыаркаАвтоПрома» и Allur Auto Centre. Дело рассматривали из-за двух разных VIN-номеров на кузове и в документах автомобиля Chevrolet Trailblazer за 16,5 млн тенге.
Так, весной 2025 года Ермек Тажибаев поехал в Таджикистан из Узбекистана, но застрял на границе. Пограничники заметили несовпадения. Автомобиль разобрали прямо на посту, семью держали пять часов под контролем. Его жена оставила телефон в залог, чтобы дети могли купить еду.

Ответ компании-завода в суде на претензию звучал так:
«На территории Казахстана при первичной регистрации осмотр транспортного средства не производится. Кузов мы не изготавливаем, приобретаем как агрегат. После сборки завод наклеивает свой номер внутри салона на стойке левой или правой передней двери. Это разрешено техническим регламентом Таможенного союза. Для урегулирования таких вопросов истец вправе обратиться по месту своего жительства в процессинговый центр для получения копии карточки учёта транспортного средства с указанием всех идентификационных характеристик».
В Allur Auto Centre отметили, что не считаются стороной, ответственной за соответствие технических характеристик автомобиля. Суд отказал истцу в удовлетворении иска.

Иск против «СарыаркаАвтоПрома»: комплексная экспертиза
О десятках дефектах от электроники до подвески говорил владелец Hongqi HS5 Григорий Розенблат, подав иск против «СарыаркаАвтоПрома».

Мужчина купил китайский премиум-кроссовер. Но по его словам, машина стучала, заедали кнопки, глючили датчики, двери не открывались под дождём, система экстренного торможения срабатывала сама по себе. Как-то после мойки авто просто не завелось.
В Allur всё отрицали. Тогда судья согласилась назначить экспертизы, в итоге дело приостановили и направили исследовать доводы в Алматы. Пока открытых данных о том, считаются ли перечисленные дефекты существенными, нет.


Иск к «СарыаркаАвтоПрому»: первый признанный брак
Азат Мухамеджанов купил новый Kia Sportage X-Line за 20 млн тенге, половину суммы оформил в кредит. Через три месяца после покупки он заметил, что на трассе при скорости выше 130-140 км/ч машина не удерживает восьмую передачу. Автомат якобы сбрасывал её до шестой-седьмой.
Мужчина обратился в Allur Auto Turan. Дилер попросил привезти машину на диагностику. Но после проверки ему соощили: «Всё в порядке, неисправности нет». Для убедительности даже подключили технический центр KIA в Корее – там по видеосвязи объяснили, что коробка якобы «работает в штатном режиме».

Но проблема не исчезла. Азат Мухамеджанов настаивал, что это заводской дефект, машина не соответствует обещанным характеристикам. В иске он потребовал расторгнуть договор, вернуть деньги, компенсировать проценты по кредиту и все расходы.
В суде компания защищала себя типично: мол, на работу коробки влияет стиль вождения, погодные условия, уклон дороги. При этом якобы коробка «умная» и сама выбирает передачу для оптимального режима. По мнению защитников, неполадки несущественны.
Эксперт-автотехник провёл исследование и подтвердил, что в АКПП есть частичный отказ, вызванный нарушением технологии при производстве автомобиля. Иными словами – браком на заводе.
В суде признали, что дефект есть, сроки устранения нарушили и покупателя действительно лишили того, на что он рассчитывал. Решением суда договор купли-продажи расторгли. С «СарыаркаАвтоПрома» постановили взыскать 19 890 000 тенге, а также солидарно с Allur Auto Turan 788 тысяч тенге за юриста и экспертизу.

Allur – лицо бизнесмена Андрея Лаврентьева
Андрей Лаврентьев в 2025 году дебютировал в рейтинге богатейших бизнесменов Казахстана по версии Forbes, заняв 12-е место с состоянием $840 млн. Он стал самым богатым новичком в этом списке. Уроженец Алматы начинал карьеру с низовых позиций, работая в сфере логистики и продаж автомобилей. В 2003 году стал сооснователем Allur. При этом до покупки Qarmet имя предпринимателя в публичном пространстве звучало редко. В основном, в узкопрофильных новостях про автопром, субсидии или запуск новых моделей Allur. Сейчас он находится на 9-й строчке в рейтинге самых влиятельных бизнесменов Казахстана по версии Forbes.

В декабре 2023 года акционер группы компаний Allur Андрей Лаврентьев стал собственником Qarmet (ранее ArcelorMittal Temirtau и ArcelorMittal Tubular Products Aktau).
Решающую роль в этой ситуации сыграл тот факт, что в 2022 году у «АрселорМиттал Темиртау» истекал контракт на недропользование по угольным месторождениям. К тому же на этом фоне произошли подряд трагедии, унёсшие десятки жизни работников предприятий.
Отвечая на вопрос о критериях выбора, тогдашний глава Минпрома Канат Шарлапаев сообщил:
«Существует потенциальная синергия между текущим бизнесом группы «Аллюр» и сталелитейным производством. Все понимают, что машины делают всё-таки из металла. И здесь в этом плане добиться ещё и производства автомобильной стали на «Кармете» (АМТ) и интрегрировать это с текущими бизнесами – в этом есть нормальная бизнес-логика, потому что это позволяет достаточно большие логистические расходы сократить. Углубить локализацию этого производства».
Ну и напоследок: в начале 2025 года стало известно, что Allur Astana лишала гарантии на авто лишь за замену масла в другой мастерской. По сути там не только ущемляли права клиентов, но и мешали конкуренции на рынке автосервисов. После вмешательства Агентства по защите конкуренции фирма убрала ограничение.
Читайте также: Обвиняют депутата: около 200 карагандинцев купили автомашины по завышенным ценам

