Через год после крушения азербайджанского самолета AZAL под Актау Минтранспорта опубликовало на своем сайте промежуточный отчет о расследовании авиаинцидента, сообщает Centralmedia24.
В документе министерство описало проделанную комиссией работу и описало какие именно результаты ожидаются для заключения окончательных выводов.
Так согласно данным Минтранспорта, комиссией были собраны сведения об экипаже, диспетчерах органов воздушного движения и нормативные акты эксплуатанта, документаций по подготовке и выполнению полёта, метеорологической информации и материалы технического обслуживания. Также были получены копии бортового журнала и иных документаций, относящихся к полёту.
Записи с бортовых самописцев были извлечены и расшифрованы. Кроме того, было детально осмотрено место происшествия и зафиксировано положение элементов конструкции судна.
В документе говорится, что были проведены комплексная экспертиза выявленных посторонних металлических предметов.
«По результатам экспертизы следов взрывчатых веществ не обнаружено. Представленные для исследования на трех кислородных баллонах следов взрыва не имеются. Повреждения воздушного судна предположительно были вызваны поражающими элементами боевой части, однако их принадлежность установить не удалось», — заявили в Минтранспорта.
Также была проведена трасологическая экспертиза части трубки гидравлической системы №2.
“По результатам исследования было установлено, что на трубке имеются повреждения. Механизмом образования повреждения является разрыв металла в результате соприкосновения твердых предметов. Сквозные повреждения могут быть образованы металлическими фрагментами (внешними объектами), изготовленными из сплава металлов на основе железа (основа стали)», — говорится в документе.
А исследование кассеты Центрального компьютера технического обслуживания (Central Maintenance Computer), извлеченного из Модульного блока авионики на базе заводаизготовителя «Honeywell International Inc» закончилось неудачей из-за термического воздействия.
«Для извлечения данных, заводом «Honeywell International Inc» было рекомендовано обратиться к производителю карты-памяти «Delkin Devices Inc». В настоящее время Комиссией ведутся переговоры с Уполномоченным представителем Соединенных Штатов Америки о проведении исследовании на базе завода «Delkin Devices Inc»», — заявили чиновники.
Кроме того, все-ещё анализируются данные, полученные в ходе исследования кассет Глобальной системы позиционирования (GPS1 и GPS2), извлеченные из Модульных блоков авионики №1 и №3 на базе завода «CMC Electronics».
В Министерстве напомнили, что комиссией были сформированы две группы. Одна из них занималась анализом анализу оценки рисков при выполнении полетов над зонами конфликтов или вблизи их в соответствии с Doc 10084 ИКАО.
“Комиссией проводится анализ документации, представленной авиационными властями Российской Федерации и Азербайджанской Республики, а также авиакомпанией «Azerbaijan Airlines», касающейся организации и выполнения процедур оценки рисков. В рамках данной работы рассматриваются также вопросы взаимодействия гражданского и военного секторов при обеспечении безопасности полетов. Изучение указанного вопроса является одним из значимых элементов расследования, направленное на установление соответствия принятых мер требованиям действующих нормативных документов и выявление возможных отклонений, которые могли оказать влияние на развитие обстоятельств авиационного происшествия», — заявили в ведомстве.
А вторая группа занималась реконструкцией пространственной взаимосвязи фрагментов гидравлической системы элементов гидравлической системы №2 в г. Актау. Работа уже завершена и проводится анализ.
«Таким образом, на сегодняшний день Комиссия по расследованию ожидает завершения работ по исследованию кассеты Центрального компьютера технического обслуживания (Central Maintenance Computer), а также формирование отчета Рабочей группы по анализу оценки рисков при выполнении полетов над зонами конфликтов или вблизи их. Комиссия по расследованию придерживается взвешенной позиции и все выводы будут объективными, основанными исключительно на фактах. Окончательный отчёт по результатам расследования авиационного происшествия будет опубликован на сайте Министерства транспорта Республики Казахстан», — заключили в министерстве.
Напомним, 25 декабря 2024 года вблизи Актау произошло крушение воздушного судна Embraer 190 4K-AZ65 авиакомпании Azerbaijan Airlines (AZAL), выполнявший пассажирский рейс J2-8243 по маршруту Баку (UBBB) – Грозный (URMG).
В результате происшествия погибли 38 человек (в том числе 3 члена экипажа), 29 человек получили телесные повреждения различной степени тяжести.
В работе Комиссии по расследованию авиационного происшествия принимают участие Уполномоченные представители Азербайджанской Республики, Российской Федерации, Федеративной Республики Бразилия, а также наблюдатель от ИКАО.

