Приговор Олегу Гусеву
В августе 2023 года журналист Олег Гусев опубликовал статью о конфликте между новыми владельцами алматинского рынка «Кенжехан» и торговцами-арендаторами. В частности он писал о действиях активистки Елены Садвакасовой. Указал, что женщина имела судимости. Это и стало поводом для суда.
Производство начали по заявлению Елены Садвакасовой. Действия журналиста квалифицировали по статье 147, часть 5 Уголовного кодекса РК. Речь идёт о нарушении неприкосновенности частной жизни в масс-медиа. Её адвокатом и представителем в суде стал Мурат Адам.

В своём последнем слове перед приговором Олег Гусев отметил, что отрицает все обвинения. По его словам, он публиковал информацию из открытой базы данных судебного кабинета. Вместе с тем мастер пера отметил следующее:
«Судят сейчас не только меня, но и весь журналистский цех. Любой может подать жалобу на то, что журналист распространил открытые сведения. Благодаря позиции адвоката Мурата Адама, который так же может посадить таким образом и своего друга-журналиста Михаила Козачкова. И затем остальные журналисты, осуждённые по этой статье, будут «благодарны» гражданину-правозащитнику. И это тень, которую они с обвинением нанесли на всё правозащитное движение».
29 декабря 2025 года Алатауский районный суд приговорил журналиста к четырём годам и шести месяцам лишения свободы, но из-за амнистии к 30-летию Конституции срок наказания снизили до трёх лет условно. Олегу Гусеву запретили заниматься профессиональной деятельностью на протяжении трёх лет.
Приговор планируют обжаловать обе стороны, поэтому точку в этом деле пока ставить рано.
Противоречивая позиция Мурата Адама?
Ещё во время суда, 18 июня 2025 года, на предварительном заседании Мурат Адам ходатайствовал о полной изоляции Олега Гусева на период разбирательства. При этом спустя несколько дней после этого адвокат принял участие в международном правозащитном мероприятии в Женеве.

На площадке ООН он выступил с докладом, посвящённым проблемам давления на журналистов и свободе слова в Казахстане.
К концу года в отношении главного редактора издания Orda Гульнар Бажкеновой завели уголовные дела. В офисе СМИ прошли обыски. Журналиста по решению суда поместили под домашний арест. Тогда представляющий её интересы адвокат Мурат Адам выступил с обращением, охарактеризовав происходящее пытками.
Не все дела против журналистов касаются свободы слова?
После процесса над Олегом Гусевым адвокат Мурат Адам ответил корреспонденту Centralmedia24 на вопросы для публичного и профессионального разъяснения его позиции.
Для начала он указал, что связывать этот суд с другими – неправильно. Адвокат также объяснил, почему его риторика в части защиты прав журналистов отличается от дела к делу:
«Верховенство права должно у нас восторжествовать, что сегодня (29 декабря. – Ред.) и произошло. Мы ожидали, что к реальному сроку журналиста не осудят. Это тяжкое уголовное правонарушение».
Журналист Centralmedia24: «Гульнаре Бажкеновой сейчас может грозить наказание по заведённым уголовным делам. Говоря об этом прошедшем и будущих процессах, как можно трактовать вашу позицию?»
«Ещё раз повторяю: касательно Гульнар Бажкеновой и других журналистов и СМИ, которых защищаю: они все преследуются по другой статье, которая связана с профессиональной журналисткой деятельностью – 274 УК РК. Статья предусматривает уголовную ответственность за распространение заведомо ложной информации. Она и относится к свободе слова и цензуре. Что же касается Олега Гусева, то его статья (147 УК РК) ни прямо, ни косвенно не относится к профессиональной журналисткой деятельности», – ответил Мурат Адам.
Судимость, смена фамилии и обстоятельства уголовного дела в отношении Мурата Адама
На фоне дела Олега Гусева журналист Гульбану Абенова в серии публикаций в Facebook рассказала о биографии адвоката Мурата Адама (ранее Байгалиев).
Гульбану Абенова сообщила, что уголовное дело в отношении Мурата Адама связано с событиями 2007 года. Уже будучи юристом, он, как утверждается, после судебного заседания вступил в конфликт с 68-летней женщиной. Она выступала свидетелем по делу с противоположной стороны. Сам же конфликт произошёл на глазах посторонних и его зафиксировали камеры.
К посту журналистка также прикрепила и видео. В нём помимо конфликта есть первичный ответ Мурата Адама на вопрос о наличии судимости. Примечательно, что его задали к выборам председателя Республиканской коллегии адвокатов.
Впрочем, сейчас у Мурата Адама на этот счёт оказался иной взгляд и аргументы.
Журналист Centralmedia24: «Почему, когда вы баллотировались на пост председателя Республиканской коллегии адвокатов, вы сказали, что у вас есть уголовный проступок – обозвали соседскую бабушку, которая пыталась вас ударить, хотя журналист Гульбану Абенова показала видео, что это было в зале суда, и вы обозвали свидетельницу?«
«Да, действительно меня когда-то привлекли к уголовной отвесности по обвинению в двух составах уголовных проступков – клевета и оскорбление. Бабушку оскорбил словами «старая кошёлка». Но в апелляционной инстанции приговор по этому делу был изменён. В части клеветы меня оправдали, так как это не нашло своего подтверждения. Что касается оскорбления – да, вину подтвердили. Этот факт не отрицаю. На сегодня никакой судимости у меня нет, поскольку Уголовный кодекс РК предусматривает, что за уголовный проступок судимости не возникает», – ответил Мурат Адам.
Журналист Centralmedia24: «Вы сначала говорили, что это бабушка обычная, а потом она оказалась соседкой…»
«Это моя соседка, которая была на процессе в качестве свидетеля. Просто, чтобы из контекста сорвали, это был 2006-2008 год. У меня к ней была личная неприязнь давно уже и поэтому, естественно, я эмоционально на процессе сорвался», – ответил Мурат Адам.
Журналист Centralmedia24: «Почему после того, как вас осудили, вы поменяли фамилию и отчество?»
«Это произошло не после приговора, а в момент рассмотрения этого дела, поскольку я принял свою фамилию по казахским традициям», – ответил Мурат Адам.
В своих публикациях Гульбану Абенова также утверждала, что на момент назначения Мурата Адама судьёй Костанайского городского суда (2012-2018 годы) и уже после смены фамилии цифровых баз данных не существовало, что, как она полагает, позволило не выявить факт судимости. Далее журналистка опубликовала информацию о его судебном споре с матерью. На эти вопросы Мурат Адам отвечать не стал.
Читайте также:

