Сегодня в Минфине заявляют, что Казахстан стоит на пороге новой цифровой эпохи. Планируется система, которая должна изменить бюджетный процесс: цифровой тенге, ИИ-аналитика, единый контур данных и смарт-контракты, где деньги двигаются только после подтверждения системы. Но подобную архитектуру государство уже пыталось построить шесть лет назад. На неё ушли сотни миллионов тенге. И никто публично не объяснил, куда исчез этот проект. Разобраться в судьбе первого Smart Contract оказалось непросто цифровая инфраструктура вокруг неё сменилась. В расследовании Centralmedia24 редакция восстановила цепочку событий – кто создавал систему, почему она пропала и что сегодня скрывается под тем же названием Smart Contract.

Почему государство снова строит систему, которую уже создавали?

Заместитель министра финансов Асет Турысов описывает новую систему так, будто речь идёт о цифровой революции. Автоматические проверки, ИИ-модули, «умные» цепочки исполнения договоров, где деньги нельзя перечислить до подтверждённого факта поставки. Всё звучит свежо, если забыть, что очень похожую систему уже создавали в 2018-2019 годы.

Причём новую назвали так же – Smart Contract. Прежняя, как и анонсированная недавно, должна была:

  • Исключить бумажные договоры.
  • Связать казначейство с поставщиками.
  • Автоматизировать процессы.
  • Перевести исполнение договоров в защищённый цифровой контур.

На неё выделили сотни миллионов тенге. Разработку тестировали и собирались внедрять. А затем система исчезла.

Асет Турысов. Фото: Министерство финансов РК

Новая ИИ-версия смарт-контрактов станет второй попыткой государства запустить то, что уже создавали шесть лет назад. Но чтобы понять, почему пришлось запускаться заново, нужно вернуться к тому, с чего всё начиналось.

Как создавали первый Smart Contract

История первого Smart Contract началась в тот момент, когда Казахстан впервые взял курс на электронное государство. Отправной точкой стала программа «Цифровой Казахстан», утверждённая в 2017 году. А уже в 2018-2019 годы цифровизация превратилась из набора инициатив в полноценное строительство цифровой архитектуры государства.

Холдинг «Зерде» в то время отвечал за стратегию и финансирование отрасли. АО «Национальные информационные технологии» (НИТ) – за разработку и сопровождение ключевых государственных информационных систем. Именно внутри НИТ начали создавать систему Smart Contract.

Фото: пресс-служба ZERDE

Её задумывали как надстройку над госуслугами и бухгалтерскими процессами. То, что сегодня Минфин описывает как «цифровой революционный процесс», тогда формулировалось проще – «автоматизация цепочки исполнения».

Но запуск так и не состоялся. Вместо внедрения проект попал в аудиторский акт Счётного комитета (с 2022 года – Высшая аудиторская палата). Уже в начале 2020-го было понятно, что Smart Contract не встраивали ни в новую архитектуру цифровых реформ, ни в обновлённые ведомственные процессы.

Почему проект исчез, или Что обнаружил аудит

Единственный источник, в котором судьба Smart Contract описана подробно – это аудит Счётного комитета, который проверял выполнение госпрограммы «Цифровой Казахстан». Там проект отметили среди неудачных инициатив:

«На разработку проекта Smart Contract в 2019 году потрачено 406,6 млн тенге. Проект является убыточным и бесперспективным к развитию, что свидетельствует о неэффективности понесённых затрат АО «НИТ».

Также аудит указал, что проблемы были не только в самом продукте, но и в управлении цифровыми проектами:

«Не обеспечена преемственность при реорганизациях. Отсутствует методика оценки эффективности. Не обеспечена передача информационных систем».

Возможно, это означает, что система не настолько провалилась технически, сколько растворилась между ведомствами, изменениями структур и постоянной сменой управленцев.

Важная деталь. Если пересчитать 406,6 млн тенге с учётом средней инфляции (12% в год), то цена разработки сегодня выросла бы примерно на 200 млн тенге. Проект, эквивалентный нынешним 600 млн тенге, списали. Smart Contract так и не стал частью реальной цифровой инфраструктуры.

Пандемия: цифровизация не выдержала реальности

После аудита у Smart Contract ещё мог появиться второй шанс, но в начале 2020 года пандемия показала, что вся цифровая архитектура страны держалась на красивых презентациях. Когда миллионы людей одновременно вышли в онлайн – интернет падал, госуслуги сбоили, электронные платформы зависали. То, что в документах выглядело цифровой экосистемой, в реальности просто не выдержало нагрузки.

Президент Касым-Жомарт Токаев тогда признал это:

«Выявились серьёзные системные недостатки. Министерство образования вынуждено перейти на уроки по телевидению. Разрекламированная система E-Learning, как шутят остряки, «крякнулась«».

Касым-Жомарт Токаев. Фото: Akorda

Это стало первой публичной фиксацией факта, что цифровая подготовка государства не соответствовала реальности. Почти сразу развернули громкие уголовные дела против руководителей цифровых структур – от медицины до образования. Особенно резонансным стал кейс E-Learning стоимостью 35 млрд тенге, который аудиторы позже признали неэффективным.

На фоне таких цифр 406,6 млн тенге, потраченные на Smart Contract, уже не выглядели чем-то исключительным. Пандемия вскрыла слабые места цифровизации, которую многие годы подавали как главный успех государства. И именно после этого начался новый виток – попытка построить обновлённую цифровую модель уже через цифровой тенге, ИИ и «новые» смарт-контракты.

Август 2022 года: ликвидация холдинга «Зерде» и исчезновение Smart Contract вместе с ним

5 августа 2022 года глава правительства подписал постановление о ликвидации холдинга «Зерде» – центрального института цифровой отрасли. Его руководитель Арман Абдрасилов узнал об этом постфактум.

Через два дня представители холдинга отправились в правительство, где узнали, что решение окончательное. Они написали эмоциональное письмо президенту, в котором обвинили министра цифрового развития Багдата Мусина в непрофессионализме:

«Усилиями „лишних управленческих звеньев“ в значительной мере сформированы законодательная основа, принципы финансирования, меры государственной поддержки и льготы для ИТ-отрасли, обеспечена реализация электронных государственных услуг, информатизация государственных органов. Вместо выполнения поручения по улучшению работы холдинга Мусин амбициозно решил проявить личное мнение и полную некомпетентность. Скорее всего, искоренение коррупции путём открытой и прозрачной работы „лишних управленческих звеньев“ не было ему на руку».

Арман Абдрасилов. Фото: Akorda

В обращении даже подчёркивали, что министр сознательно умолчал о финансовых показателях холдинга:

«В правительстве был инициирован вопрос предоставления холдингу права освобождения от выплат дивидендов. Однако вызывает недоумение, что со стороны Мусина данная информация умалчивается».

Последовала короткая юридическая пауза. Руководитель «Зерде» Арман Абдрасилов пытался оспорить решение ликвидационной комиссии в суде, однако суд отказал:

«Поскольку с 8 августа 2022 года полномочия единственного акционера/учредителя перешли к ликвидационной комиссии АО «Холдинг Зерде», в этой связи принятые решения являются полностью легитимными и обоснованными».

Холдинг прекратил существование. Его активы распределили между другими структурами. Проект Smart Contract на 406,6 млн к этому моменту уже не имел ответственного ведомства. И просто исчез.

Возник хаос: в инфраструктуре 2025 года существуют два Smart Contract

Когда редакция искала следы исчезнувшего проекта, обнаружила, что в 2025 году у цифровой инфраструктуры Казахстана есть два «смарт-контракта». И оба они так или иначе – в орбите работы НИТ.

АО «Национальные информационные технологии» – это государственная компания, которая разрабатывает и поддерживает ключевые цифровые сервисы страны. Такие как: eGov, базы данных, интеграция между ведомствами, инфраструктура авторизации, сервисы мобильного государства и SmartBridge. И именно рядом с НИТ и обнаружились два разных Smart Contract.

SmartBridge — это государственная интеграционная технологическая платформа в составе НИТ. Через неё НИТ соединяет разные сервисы, базы данных и внешние компании с государственной инфраструктурой. Фактически это «узел связи».

Новый Smart Contract – государственный сервис в eGov

Готовый Smart Contract – полностью государственный сервис. Сайт можно найти по адресу sc.egov.kz и его даже встроили в инфраструктуру eGov Mobile.

Это работающий продукт, через который можно:

  • Подписывать договоры через ЭЦП.
  • Хранить договоры в eGov Mobile.
  • Отправлять документы контрагентам.
  • Интегрировать данные в государственные базы.
Скриншот: api.sc.egov.kz

На сайте SmartBridge указано, что владелец системы – Министерство искусственного интеллекта и цифрового развития (МИИЦР), а разработчиком числится АО «НИТ».

Важно понимать, что этот Smart Contract – продукт так называемого нового Казахстана. При этом нигде не отметили, связан ли он с первым проектом за 406,6 млн тенге. У него другая архитектура, другая концепция и другое «Еговское» место в системе.

Ещё один Smart Contract от частного ТОО «Smartcontract»

Второй Smart Contract в системе, судя по оболочке сайта, про договоры и документооборот. Это частная компания ТОО «Smartcontract», и её история внешне выглядит как брошенный стартап:

  • Сайт не обновляли с 2019 года.
  • На сайте по-прежнему указаны тарифы, но сервис фактически не функционирует.
  • Номер телефона отключён.
  • На сайте юридический адрес с тех времён не меняли – Нур-Султан (ныне Астана).
Скриншот страницы: smartcontract.kz

Однако всё это – лишь старая оболочка. В акте испытания от 02.02.2024 указано:

«ТОО «Smartcontract» является владельцем аппаратно-программного комплекса оператора фискальных данных WOFD».

И именно здесь раскрывается суть WOFD – это оператор фискальных данных. И работает он с:

  • кассовыми аппаратами (ККМ);
  • фискальными чеками;
  • регистрацией и перерегистрацией ККМ;
  • снятием ККМ с учёта.
Скриншот: Kompra.kz

То есть деятельность ТОО «Smartcontract» в 2025 году вообще не связана с онлайн-договорами. Это инфраструктура кассовых аппаратов и обмена фискальными данными. И дальше – ещё интереснее.

Smartcontract встроен в АО «НИТ» и продолжает работать

Хотя сайт выглядит «мёртвым», сама компания глубоко интегрирована в SmartBridge. Это государственная платформа, через которую АО «НИТ» подключает внешние сервисы к госбазам данных.

У частного Smartcontract в SmartBridge есть:

  • API для получения ответа от ИНИС (налоговой базы данных);
  • сервис перерегистрации ККМ;
  • сервис снятия кассовых аппаратов с учёта.

То есть работа идёт не через личный кабинет, а через закрытые интерфейсы «сервер – сервер», которые используют только операторы ККМ и госинфраструктура.

Но всё это оставляет новые вопросы. Зачем тогда сохранять старый сайт без функции? Зачем держать публичную оферту о договорном документообороте? Почему никто публично не объясняет площадь пересечения между старым сайтом про электронные договоры, фактической деятельностью WOFD, интеграцией через АО «НИТ», и названием Smartcontract, совпадающим с тем самым государственным проектом 2019 года?

Кто стоит за системой

Разработчиком и владельцем комплекса WOFD указана Танырберген Асель Айткожакызы. Она много лет работала в IT и участвовала в создании систем, связанных с кассовой инфраструктурой и API-интеграциями. Важно другое: структура её компаний демонстрирует интересный след. Но редакция не делает выводов о связи между её компаниями и госразработками.

Контекст вокруг ТОО «Smartcontract»

Когда корреспондент издания изучил историю ТОО «Smartcontract» через Kompra.kz, всплыла показательная хронология. Асель Танырберген до 2018 года руководила двумя IT-компаниями:

  • ТОО «Angelek»;
  • ТОО «Everspring Software».

Обе были ликвидированы в 2018 году по заявлению самих юрлиц. И ровно в этот же период – в декабре 2018-го – Асель Танырберген открывает новое ТОО «Smartcontract». Как раз тогда, когда государство начинало разработку своего Smart Contract внутри АО «НИТ» и холдинга «Зерде».

Кстати, ТОО «Everspring Software» в 2012 году участвовало в тендере фонда «Самрук-Казына». Среди других компаний, подавших заявки, фигурировало и ТОО «Коркем Телеком» (Сentralmedia24 ранее публиковал историю этой компании). На удивление ни одна из этих компаний не победила. В тендере, где нужно было поставить и организовать IP-телефонию, победила компания, которая тогда и сейчас занимается продажей медоборудования.

Вывод: где на самом деле находится будущее казахстанских смарт-контрактов?

Сегодня в цифровой инфраструктуре Казахстана сосуществуют сразу три системы с одинаковым названием Smart Contract:

  1. Государственная услуга eGov.
  2. Частный оператор WOFD.
  3. Исчезнувший проект НИТ за 406,6 млн тенге.

Они носят одинаковое название, но выполняют принципиально разные функции. Но все они так или иначе проходят через одни и те же структуры через платформы АО «НИТ». Именно поэтому вопросы к государству остаются открытыми.

Были ли наработки первого Smart Contract где-то использованы? Почему публично не объяснили судьбу системы, на которую ушли сотни миллионов? На какой архитектуре Минфин построит новые «ИИ-смарт-контракты» – на старых цепочках, на eGov-версии или на чём-то третьем? И почему под одним названием оказались три разных продукта, один из которых давно исчез, второй фактически переориентирован в фискальный сектор, а третий подаётся как цифровой прорыв?

Чтобы получить официальное подтверждение и закрыть эти белые пятна, Centralmedia24 направит запросы в АО «НИТ» и Министерство искусственного интеллекта и цифрового развития. После получения ответов редакция обязательно продолжит расследование и напишет: будет ли будущий «ИИ-смарт-контракт» Минфина строиться на старой архитектуре или создан с нуля.

Читайте также:

Поделиться:

Оставить комментарий

Свидетельство о постановке на учет периодического печатного издания, информационного агентства и сетевого издания № KZ10VPY00111108

Exit mobile version