Подрядчик системы Sergek – ТОО «Көркем Телеком», работающий под брендом Sergek, в последние годы неоднократно сталкивался с проверками, аудитами и судебными разбирательствами в разных регионах Казахстана. Несмотря на эти эпизоды, в 2024 году акимат Алматинской области всё равно заключил с ним новый крупный договор ГЧП на 26 млрд тенге. Корреспондент Centralmedia24 изучил документацию и историю проекта, чтобы понять, как компания с такой репутацией получила один из самых крупных региональных контрактов.
Первый тревожный сигнал: Восточный Казахстан – от аудита к судебному решению
Впервые серьёзные вопросы к проектам Sergek публично возникли в Восточно-Казахстанской области. Там внедрение системы проходило в рамках государственно-частного партнёрства (ГЧП) стоимостью более 7 млрд тенге. На первый взгляд всё выглядело штатно. Камеры работали, полиция использовала данные с них.
Но прокуратура провела проверку и установила факты необоснованного удорожания. В официальном разъяснении надзорного органа подчёркивали:
«Отмечая в целом положительное влияние программы «Сергек» на профилактику административных правонарушений и снижение ДТП, проверка выявила факты незаконной выплаты госсредств, повлекших необоснованное удорожание проекта на 238 млн тенге».
После акта надзора управление пассажирского транспорта и автомобильных дорог ВКО подало иск о взыскании неправомерно оплаченной суммы. Суд удовлетворил требования, апелляция оставила решение без изменения. Компания вернула в бюджет 238 млн тенге.
Этот случай стал первым сигналом, что модель ГЧП, по которой работает Sergek, создаёт риски не только технического, но и финансового характера.
Костанай: технические вопросы, аудит и итоговое расторжение
Второй, куда более резонансный эпизод, связан с Костанайской областью. В сентябре 2023 года местные власти заключили с ТОО «Көркем Телеком» договор ГЧП на 3,5 млрд тенге.
Компания установила 60 аппаратно-программных комплексов, разместила тысячу камер общего видеонаблюдения. Модернизировала Центр оперативного управления. Полиция действительно использовала эту систему в работе. В открытых источниках есть цифры о раскрытых преступлениях с помощью этой системы.
Но проект так и не приняли. Управление информатизации и департамент полиции отказались подписывать акты приёмки. Проверка ДВГА (государственный аудит) выявила:
- отсутствие части сертификатов (включая метрологическую поверку и документы комплексного измерительного устройства);
- неподтверждённые права на отдельные программные модули;
- несоответствие части оборудования техзаданию;
- несоблюдение некоторых квалификационных требований ГЧП.
После этого сотрудники управления подали иск о расторжении договора. Суд поддержал доводы госоргана: оборудование действительно отличалось от условий контракта. И в этом случае апелляция оставила решение без изменений.
Если в ВКО основной акцент делался на финансовых нарушениях, то в Костанае суды подтвердили технические несоответствия сервисной модели.
Несмотря на всё это – крупнейший проект для Алматинской области
На фоне этих событий – финансового спора в ВКО и проблемного оборудования в Костанае – 30 сентября 2024 года власти Алматинской области заключили с ТОО «Көркем Телеком» новый, крупнейший для региона контракт: 26 116 061 400 тенге на 66 месяцев.
В договоре чётко прописано:
- «Количество аппаратно-программных комплексов составляет 325 единиц.
- Общее количество камер общего видеонаблюдения – 9100 единиц.
- Частный партнёр создаёт Центр обработки и анализа данных.
- Доходы, полученные в результате оказания услуг в рамках государственных обязательств по проекту ГЧП в соответствии со стоимостью услуг, утверждённых согласно приложению 2.1 настоящего договора, являются собственностью частного партнёра, если иное не предусмотрено договорами финансирования».
То есть после завершения проекта инфраструктура не перейдёт в собственность государства – бюджет будет оплачивать услугу предоставления данных, а не покупку оборудования.
Проект снова оформлен как сервисный контракт, хотя фактически включает огромный объём капитальных работ. Именно такая модель уже становилась источником вопросов и разбирательств в других регионах, но теперь она применяется в одном из крупнейших областных проектов.
Что именно вызывает сомнения в новом проекте
Важно подчеркнуть, что дело не в камерах и не в бренде Sergek как таковом. Главная проблема – повторение модели, которая уже приводила к конфликтам, а именно:
- сервисный ГЧП-проект внутри себя содержит капитальные работы;
- оборудование остаётся частной собственностью подрядчика;
- государство платит за «доступ к данным», не за саму инфраструктуру;
- в случае спора государственные партнёры лишены контроля над оборудованием.
Именно эта конструкция уже вызывала вопросы и в ВКО, и в Костанае. Теперь она используется в проекте Алматинской области.
ГЧП остаётся чёрным ящиком: узнать о выплатах невозможно
Государственно-частное партнёрство – один из самых закрытых механизмов расходования бюджета. В отличие от госзакупок, структура информирования по договорам ГЧП крайне ограничена. Система не показывает:
- информации по поэтапным суммам финансирования;
- данных об актах выполненных работ;
- чётких данных о фактах установки камер;
- данных о фактических выплатах подрядчику.
В общем, даже имея полный текст договора, нельзя понять – началось ли исполнение, подписаны ли акты, сколько потрачено, работает ли вообще инфраструктура. Все эти сведения доступны только через официальные запросы. Без них проект на 26 млрд фактически невидим для общества.
Что знали власти области при подписании договора
К моменту заключения договора о ГЧП в Алматинской области уже было достаточно информации о предыдущих проектах подрядчика.
Были известны:
- решение суда ВКО о возврате 238 млн тенге;
- выводы аудита Костаная по сертификатам и правам на ПО;
- решение суда о несоответствии оборудования условиям договора;
- публичные вопросы к структуре интеллектуальной собственности.
Кроме того, именно в этот период в столице объявили о переходе городской системы видеонаблюдения на новую платформу. После окончания срока контракта с «Көркем Телеком» управление камерами в Астане передают международной компании Presight AI Ltd. (ОАЭ) – структуре, которая инвестирует собственные средства и внедряет новую архитектуру без схемы ГЧП.
То есть в столице фактически начинали обновлять городскую систему другими «более надёжными» подрядчиками, тогда как Алматинская область заключает с прежним исполнителем крупнейший для региона сервисный контракт на 26 млрд тенге. И здесь возникает главный вопрос. Учитывали ли власти области уже известные риски и изменения в других регионах? Или же все эти факторы не стали определяющими при выборе подрядчика?
Ответы на эти вопросы редакция запросила в профильных ведомствах Алматинской области. CentralMedia24 обязательно расскажет, что получит в ответ, и будет следить за развитием этой истории, чтобы держать читателей в курсе.
Читайте также:

