У правительства амбициозные планы – к 2030 году увеличить выпуск авиатоплива до 1,4-1,5 млн тонн в год, сообщает Сentralmedia24.
Премьер-министр Казахстана Олжас Бектенов ответил на депутатский запрос сенаторов об увеличении производства авиатоплива на отечественных заводах.
Дело в том, что стоимость авиакеросина оказывает прямое влияние на цену перевозок. По итогам 2024 года в стране израсходовали 866 тысяч тонн авиатоплива, при этом произвели 681 тысячу тонн (недостающий объём компенсировали за счёт импорта).
«Текущие потребности отечественных авиаперевозчиков (Air Astana, SCAT) в объёме 480 тысяч тонн в год полностью покрываются за счёт казахстанского производства. При этом импортируемое топливо в основном потребляется иностранными авиакомпаниями», – отметил в своём ответе Олжас Бектенов.
На нефтеперерабатывающих заводах ведут модернизацию, которая к 2030 году позволит увеличить выпуск авиатоплива до 1,4-1,5 млн тонн в год за счёт:
- модернизации Атырауского НПЗ (рост со 142 до 165 тысяч тонн);
- строительства установки водородного производства на Павлодарском нефтехимическом заводе (рост со 170 до 205 тысяч тонн к 2026 году);
- расширения Шымкентского нефтеперерабатывающего завода (увеличение с 300 тысяч до 1 млн тонн в год).
Поскольку тарифы на аэропортовые услуги устанавливает государство, и они не пересматривались с 2017 года, правительство планирует:
- отменить государственное регулирование цен на ряд аэропортовых услуг для перераспределения источников дохода аэропортов;
- внедрить механизм прямых поставок авиатоплива от производителей (недропользователей) авиакомпаниям, что позволит снизить цену до 30%;
- ввести механизм оплаты роялти аэропортам со стороны поставщиков топлива за использование инфраструктуры;
- установить предельные оптовые надбавки и системный мониторинг стоимости топлива в хабах.
Для сравнения: «дочка» КМГ ‒ ТОО «КазМунайГаз‒Аэро» ‒ за 10 месяцев 2024 года продала авиатоплива иностранным авиакомпаниям в среднем по цене в 1020 долларов за тонну, а отечественным авиаперевозчикам в среднем за 820 долларов за тонну (с услугой заправки «в крыло») или около 400 тысяч тенге. Разница в стоимости возникает из-за того, что при расчётах с местными компаниями не берётся за основу текущая мировая цена авиатоплива, что обеспечивает доступность цен для казахстанских клиентов.
В международной практике обычно аэропорты не занимаются заправкой самолётов, предоставляя доступ к своей инфраструктуре топливным операторам и взимая роялти за право продажи топлива на своей территории. В крупных аэропортах мира обычно имеются топливные хранилища либо операторы имеют свои склады за территорией аэродромов, с которых грузовики доставляют авиакеросин для заправки самолётов аэропорта.
«Желательно, чтобы на отечественном рынке авиатоплива сформировалась аналогичная практика. Это будет способствовать развитию конкуренции среди отечественных топливных операторов, улучшению качества услуг и снижению цен», ‒ считают в «КазМунайГазе«.
Например, в аэропорту Франкфурта-на-Майне такие ведущие мировые поставщики авиатоплива как Shell и BP создали современные топливозаправочные комплексы, сертифицированные по стандартам ICAO. Заправляют самолёты «в крыло» «дочки» нефтегазовых и нефтехимических корпораций: BP Aviation, Shell Aviation, Lukoil Aero и другие.
«Такая практика позволяет сократить количество посредников между НПЗ и авиакомпаниями. Это снижает цены на авиатопливо для них и способствует оптимизации цен на авиабилеты для пассажиров, а также оптимизации стоимости карго-перевозок. В отличие от мировых кейсов, в Казахстане ситуация такова, что топливная инфраструктура в аэропортах сильно устарела и позволяет использовать только авиатопливо марки РТ и ТС-1, а также требует значительных инвестиций для модернизации и перехода на современный вид авиатоплива марки Jet A-1и в дальнейшем на экологический вид авиатоплива SAF», ‒ отметили в КМГ.
В Казахстане заправкой самолётов занимаются авиакомпании и аэропорты. «КМГ-Аэро» планирует инвестировать в строительство или модернизацию топливозаправочных комплексов в аэропортах Астаны, Актобе, Туркестане, Актау и других городах Казахстана.
«Внедрение современных топливозаправочных комплексов и обеспечение конкурентоспособных цен на топливо может сделать казахстанские аэропорты более привлекательными для международных авиакомпаний», ‒ заключили в КМГ.
Читайте также: Скидки на билеты, ночные перелёты для детей и снос домов в районе аэродромов: что предлагает реформа авиации