Депутат партии Amanat Мукаш Искандиров на заседании Мажилиса заявил, что резкие и частые повышения тарифов на железнодорожные перевозки бьют по бизнесу и создают риски для экономики, сообщает Centralmedia24.
По его словам, железнодорожные перевозки – это ключевой вид транспорта для Казахстана. Он уточнил, что за последние три года регулируемые тарифы выросли вдвое. Например, в 2023 году они повышались три раза, в 2024 году – пять раз, а в 2025 году –трижды.
“Такая динамика свидетельствует об отсутствии предсказуемости тарифной политики в железнодорожных перевозках. С марта по июнь 2025 года АО «НК «КТЖ» применяет максимальные повышающие коэффициенты в тройном размере к тарифам МЖС при перевозке экспортных грузов. Это привело к резкому росту стоимости экспорта, и в отдельных случаях, к закрытию предприятий”, – заявил Мукаш Искандиров.
Он привёл в пример ТОО “Латон Маркет”, которое прекратило отгрузки кварцевого песка, что поставило под угрозу снабжение стекольных заводов и могло привести к удорожанию строительства жилья.
По его словам, после критики бизнес-сообщества Правительство отменило применение этих коэффициентов. Чуть позже власти решили заморозить тарифы до апреля 2026 года. Но, как отмечает депутат, КТЖ уже подали заявку на утверждение новых пятилетних тарифов, предполагающих дальнейшее повышение, при этом детали на 2026–2030 годы пока не опубликовали.
Мукаш Искандиров отметил, что дополнительное напряжение вызывает новая методика расчёта тарифов. По плану её должны были разрабатывать с участием госорганов и предпринимателей через НПП «Атамекен».
Однако, он подчеркнул, что фактически проект готовит международная компания PwC по заказу КТЖ. Бизнес опасается, что это сместит акценты в пользу национального перевозчика и приведёт к ещё более высоким тарифам.
“НПП “Атамекен” направила в Правительство анализ роста тарифов в сравнении с соседними странами, ставящий под сомнение обоснованность предлагаемой консультантами КТЖ новой методики. Но государственные органы не предоставили официальной позиции по данному анализу”, – отметил Мукаш Искандиров.
На этом фоне депутат требует более взвешенного подхода. Он просит не допускать резкого скачка тарифов при утверждении новых ставок на 2026 – 2030 годы и установить потолок тарифов без повышающих коэффициентов.
Читайте также: «КТЖ – Грузовые перевозки» оштрафовали на 1,42 млрд тенге

