В первом полугодии 2025 года государственный долг Казахстана составил 31,9 трлн тенге, или 21,1% ВВП. В правительстве считают нагрузку приемлемой: заёмные средства позволяют быстрее финансировать социальные и инфраструктурные проекты и отражают доверие инвесторов. Для сравнения: в развитых странах долг превышает экономику в несколько раз, а в США он достиг исторического максимума. Казахстан пока далёк от таких показателей, но долг растёт. Centralmedia24 пытался разобраться, какие риски долговой нагрузки реальны, а какие – мифы.
Согласно статье 138 Бюджетного кодекса, государственный долг – это непогашенные займы правительства и акиматов, а также других обязательств, которые считаются долгом. Госдолг делится на:
- внутренний – обязательства перед резидентами;
- внешний – обязательства перед нерезидентами.
При этом высокий уровень долга не всегда катастрофичен. В развитых странах он часто отражает не столько слабость, сколько доверие инвесторов. Кредиторы охотно покупают их облигации, зная, что экономика стабильна и обязательства будут выполнены.
По словам экономиста Руслана Султанова, большой госдолг может привести к экономической нестабильности тогда, когда его обслуживание становится чрезмерным для бюджета.
«Долг сам по себе – не зло. Он позволяет финансировать инфраструктуру, образование, медицину и другие проекты, не дожидаясь, пока накопятся деньги. Проблемы начинаются, когда долг становится слишком большим и его обслуживание (выплата процентов и основной суммы) начинает «съедать» значительную часть бюджета», – написал эксперт в своём Telegram-канале.
Чтобы лучше понять масштабы, можно разобрать ситуацию с государственным долгом в крупнейшей экономике мира – Соединённых Штатах Америки.
Госдолг США достиг рекордного максимума: угроза ли это крупнейшей экономике мира
Долг страны измеряют в абсолютных цифрах и как процент от ВВП. У одних стран этот показатель небольшой, у других превышает 100% ВВП.
Забегая вперёд, сумма госдолга Казахстана по отношению к ВВП составляет 21,1%. В то время как у США этот показатель в 2025 году достигал 125%. Как правило, более высокое соотношение долга к ВВП указывает на то, что правительству будет сложнее выплачивать свои долги.
Сейчас госдолг Штатов достиг самого высокого уровня со времён Второй мировой войны. 1 октября в США подвели итоги 2025 финансового года. Госдолг достиг рекордных 37,64 трлн долларов, увеличившись за год на 2,17 трлн.
Ниже представлена инфографика Фонда Питера Г. Питерсена, подготовленная на основе данных Управления Конгресса по бюджету. На ней можно увидеть динамику отношения госдолга к ВВП с конца XVIII века. Сейчас показатель вновь достиг уровня времён Второй мировой войны. По прогнозам, он продолжит расти, превысив 150% ВВП к середине 2055 года.
Согласно данным Минфина США, «чистый» госдолг составил 30,28 трлн долларов, а внутриправительственный – 7,36 трлн. В среднем американский долг рос на 5,95 млрд долларов в день, или почти 69 тысяч долларов каждую секунду. По состоянию на конец 2025 финансового года общий государственный долг Штатов равен 122,6% ВВП.
В Конгрессе США уже бьют тревогу. Конгрессмены предупреждают, что обслуживание долга скоро будет поглощать значительную часть федерального бюджета. Проценты по займам уже стали второй по величине статьёй расходов.
«Растущий государственный долг Америки неустойчив и представляет угрозу нашему будущему процветанию. Это не случайность и не абстрактная статистика. Это прямой результат нежелания Вашингтона сбалансировать бюджет и жить по средствам. Давно пора засучить рукава, принять вызов и, наконец, осуществить необходимые изменения, чтобы сократить неэффективные расходы и взять долг под контроль. От этого зависят наши будущие поколения», — отметил сенатор Эрик Шмитт.
Если в США ситуацию с долгом некоторые спикеры называют критической, то как же обстоят дела в Казахстане.
Из чего складывается государственный долг Казахстана
Госдолг по состоянию на 1 июля составил 31,9 трлн тенге или 21,1% к ВВП, увеличившись с начала года на 40 млрд тенге. Основной фактор роста:
- финансирование дефицита республиканского бюджета;
- освоение ранее привлечённых займов.
24 июня Минфин разместил евробонды на сумму 2,5 млрд долларов.
Читайте также: Кредит под низкий процент: зачем Казахстан занял 2,5 млрд долларов и почему это успех
Это позволило рефинансировать предстоящие выплаты по внешним обязательствам 2015 года без увеличения совокупного долга.
«Тем самым был получен ориентир доходности для будущих заимствований субъектов квазигосударственного сектора на внешнем рынке», — сказал министр финансов Мади Такиев на заседании правительства 15 июля.

По данным официального отчёта Минфина, если учитывать гарантированные государством кредиты и поручительства, то общий долг Казахстана составил 35,7 трлн тенге, или 68,5 млрд долларов (по курсу 520,39 тенге за доллар).
Львиная доля обязательств приходится на правительство страны – 32,2 трлн тенге. Из них 23,9 трлн сформированы за счёт внутренних зайсов и составляют внутренний долг кабмина.
Внутренний долг традиционно является основным инструментом финансирования. Основную часть внутреннего долга составляют государственные облигации на длительные сроки – свыше 19,6 трлн тенге.
Если учитывать не только республиканский долг, но и обязательства регионов, а также гарантированные займы и поручительства, то картина выглядит шире. На 1 июля 2025 года долг акиматов составил 2,3 трлн тенге (около 4,4 млрд долларов). Кроме того, в общем счёте госдолга есть и кредиты под госгарантии. Они увеличивают объём обязательств ещё примерно на 2 трлн тенге.
Внешний долг государства меньше, чем кажется. Объясняем почему
Госдолг включает и внешние обязательства:
- правительства;
- квазигосударственного сектора;
- банков;
- частных компаний.
Согласно статистике Нацбанка, совокупный внешний долг Казахстана на 1 июля 2025 года составил 172,8 млрд долларов, увеличившись с начала года на 8,1 млрд. Это эквивалентно 59,7% ВВП страны.
Более половины этой суммы (54,2% или 92,4 млрд долларов) приходится на корпоративный сектор. Или так называемую межфирменную задолженность. Речь идёт об обязательствах крупных нефтегазовых проектов перед своими иностранными инвесторами: Shell, Chevron, ExxonMobil и другими.

Такие займы оформляют через материнские структуры, в том числе через Нидерланды. Потому они фактически не ложатся на госбюджет.
«Должен не Казахстан, а Shell. Chevron, Eni и другие компании должны своим же материнским организациям в Нидерландах. Поэтому я вообще не беспокоился бы на эту тему. Тем более здесь важно наблюдать не за уровнем внешнего долга, а за процентом внешнего долга к ВВП. И здесь Казахстан проделал огромную работу», — пояснил глава Нацбанка Тимур Сулейменов на брифинге 11 июля 2025 года.

Так, обязательства казахстанских предприятий перед иностранными прямыми инвесторами выросли на 1,6 млрд долларов. При этом задолженность перед сестринскими и дочерними компаниями, наоборот, сократилась на 0,3 млрд.
Но внешние займы именно правительства составили самый меньший процент из внешнего долга. Это около 8,3 трлн тенге, или 16,1 млрд долларов.
Основные кредиторы правительства Казахстана
Основные кредиторы правительства – международные финансовые институты. Крупнейшие из них:
- Международный банк реконструкции и развития – 1,9 трлн тенге или 3,8 млрд долларов.
- Азиатский банк развития – 794 млрд тенге или 1,5 млрд.
- Азиатский банк инфраструктурных инвестиций – около 478 млрд или 919 млн долларов.
Также правительство взяло в долг и евробонды на сумму более 4,4 трлн тенге или 8,4 млрд долларов. Это крупнейший сегмент внешних заимствований.
Дальше сравнительно небольшие объёмы приходятся на:
- кредиты Исламского банка развития (28 млрд тенге);
- Европейского банка реконструкции и развития (38,3 млрд тенге);
- японских и немецких агентств сотрудничества;
- Эксимбанка Китая;
- других иностранных коммерческих банков.
Таким образом, государственный внешний долг занимает совсем небольшой процент. Задолженность в целом государства перед нерезидентами составляет 8,7% или 14,8 млрд долларов от всего объёма внешнего долга страны. Всё потому, что значительную часть суммы внешнего долга занимают кредиты иностранных инвесторов.
Но, как отмечают в Нацбанке, большая часть внешнего долга Казахстана, то есть 86,8% – долгосрочные займы. Это снижает краткосрочные риски ликвидности. Но одновременно повышает зависимость от изменения рыночных условий при погашении и обслуживании долга.
Для чего Казахстану новые кредиты: аргументы правительства и критика депутатов
Стоит отметить, что в июле 2025 года международное рейтинговое агентство Fitch Ratings подтвердило суверенный рейтинг Казахстана на уровне «BBB» со стабильным прогнозом.
Суверенный рейтинг показывает, насколько надёжно государство исполняет свои долговые обязательства. Он показывает уровень кредитного риска и вероятность дефолта в среднесрочной перспективе.
Агентство указывает на значительные внешние резервы и фискальную устойчивость страны. При этом подчёркивая необходимость снижения сырьевой зависимости и продолжения реформ.
Но несмотря на то, что обслуживать государственный долг Казахстан ещё в силах, его уровень растёт из года в год. На это обращают внимание депутаты Парламента, через кого ежегодно утверждают трёхлетний бюджет.
Как отметил вице-спикер Мажилиса Дания Еспаева, каждый раз исполнение бюджета идёт вместе с увеличением размера госдолга. В 2024 году госдолг вырос на 17,2% по сравнению с 2023-м.
«Согласно отчету Высшей аудиторской палаты, в структуре расходов в 2024 году значительную часть занимают: социальная поддержка населения, обслуживание госдолга и финансовая помощь регионам. Как видим, такая структура расходов не направлена на развитие экономики страны. В 2024 году к вышеуказанным проблемам прибавились ещё и неисполнение доходной части бюджета по всем разделам (налоговые, неналоговые, трансферты). Как следствие, недофинансирование средств из бюджета – около 422 млрд тенге», – говорила она во время обсуждения отчёта об исполнении республиканского бюджета за 2024 год в Мажилисе 15 мая.

В ответ на критику депутатов премьер-министр Олжас Бектенов пояснил, что привлечение долга – нормальная практика.
«Чтобы было понимание, для чего госдолг привлекается. Не потому, что мы в каком-то ужасающем финансовом положении. Нет, это нормальная практика. Любая компания привлекает кредитные финансы для того, чтобы профинансировать какой-то проект, а затем по долгу рассчитывается. И уровень госдолга у нас приемлемый. Понятно, что он требует, конечно, обслуживания. Ежегодно мы выплачиваем суммы из бюджета на погашение задолженности. Но это нормально», – заверил премьер на брифинге в Правительстве 15 июля 2025 года.

По его словам, зато государственный долг позволяет влкдаывать «залповые инвестиции» в ключевые сферы.
«Сейчас мы работаем с Исламским банком развития. Привлекаем более 1 млрд долларов на развитие водной инженерной инфраструктуры – водохранилища, каналы и так далее. Можно было, конечно, эту проблему решать из бюджета, постепенно выделяя по мере возможностей какое-то финансирование, строить инфраструктуру в течение 10-20 лет. Можно привлечь финансирование на выгодных условиях, залповые инвестиции сделать, построить эту инфраструктуру. Затем из бюджета в долгую и плавно выплачивать кредиты с процентами», – сказал Олжас Бектенов.
Как отметил премьер-министр, проценты по иностранным займам составляют около 3% годовых и считаются для правительства вполне комфортными.
Ранее в Министерстве финансов рассказали, сколько потратят на обслуживание госдолга, ЧС и исполнение поручений президента в бюджете на 2026-2028 годы.
Читайте также: