Скандал, разгоревшийся вокруг отчисления 11-классника, оскорбившего учителя в алматинской НИШ, набирает обороты. Несмотря на то, что решение уже принято и юношу перевели в обычную школу, казахстанцы – от депутатов до случайных людей из интернета – продолжают комментировать произошедшее. Одни считают, что руководство школы поступило правильно. Другие говорят о том, что школьнику не дали закончить учебный год. В чём причина масштаба резонанса вокруг уже разрешившейся ситуации, разбирался Сentralmedia24.
Краткий экскурс: 23 мая в «Назарбаев интеллектуальная школа» Алматы разгорелся скандал: 11-классника уличили в проносе мобильника на итоговое оценивание за четверть, учитель забрал телефон, а в ответ услышал: «ш….ва». В итоге юношу отчислили из НИШ в конце учебного года. После широкого резонанса в соцсетях и встречи с родителями руководство НИШ осталось непреклонным и настояло на отчислении ученика. Его перевели в обычную школу.
Минпросвещения: Снова пойдёт в 11 класс
Centralmedia24 выяснил, что парень вновь будет вынужден пойти в 11 класс, но уже в другой школе.
«В НИШ 12-летняя система образования, ученики ЕНТ не сдают. Насколько известно, он уже сдал необходимые по международным меркам тесты и имеет приглашения в вуз. Но сейчас он только переходит в 11 класс в общеобразовательную школу. Аттестат он получит после окончания школы в 2026 году. Сдавать ЕНТ, учиться по приглашению в вузе или нет – его право», – сообщили редакции в Министерстве просвещения.
Юрист: Исключённый из НИШ подвергся буллингу
Представитель Ассоциации непрерывного образования, профессор КУАМ и юрист в области образовательного права Сайкен Айсин для Centralmedia24 разобрал нюансы инцидента. Его в первую очередь насторожило, что родители ученика не владеют русским языком и подписывали документ об отчислении, не понимая смысла (родители говорят на казахском языке, их сын поступил на русское отделение сам).
«Любой такого рода документ может быть отозван. Если педсовет проходил на русском языке, тогда ученика и родителей фактически лишили возможности защищаться, привести смягчающие обстоятельства, которые могли бы повлиять на решение», – объяснил он.
Подростка могли оставить на второй год, однако такое наказание дают в случае неуспеваемости, чтобы ученик мог нагнать образовательный курс и закончить школу с достаточными знаниями.
«У него показатели успеваемости были хорошие, однако в НИШ приняли решение перевести его в другую школу. Но программа в общеобразовательной другая. Обычно школы стараются замять все спорные ситуации и, несмотря ни на что, доучить детей. В этом случае решение приняли невероятно быстро. Это говорит о том, что меру вменили не для профилактических нарушений, а чтобы передать «горящий мяч» другой школе, чтобы это была не их проблема», – уверен Сайкен Айсин.
Поведение ученика он не оправдывает, ведь оскорбление учителя — недопустимо, но добавляет: вопрос в том, насколько строгое приняли наказание.
«Что оскорбили учителя и ученик нарушил правила — это понятно. В этом случае следовало применить другие дисциплинарные меры, но не исключение. Исключение — это крайняя мера, когда больше никаких вариантов не остаётся. Тем более за два дня до окончания учебного года…», – добавил он.
При этом в законодательстве нет запрета на исключение ученика в конце учебного года.
Но после обострения ситуации состояние здоровья юноши резко ухудшилось: он несколько дней не ел, у него начались проблемы с нервной системой, и в итоге его доставили в больницу на скорой помощи.
«Сейчас исключённый из НИШ парень подвергся буллингу со стороны СМИ, ровесников и взрослых, блогеров, депутатов и других. Он уже жертва, чтобы он не сделал. Это уже отразилось на его здоровье. Педсовет в НИШ должен был это предвидеть. Насколько знаю, психолог в школе был против его отчисления», – заключил Сайкен Айсин.
По мнению юриста, уполномоченный по правам ребёнка и сотрудники прокуратуры должны обратить внимание на факты буллинга без заявления ученика.
Социолог: НИШ — всегда повод для дискуссий
По мнению социолога Камилы Ковязиной, у того, что кейс получил столь широкий резонанс есть несколько причин. И в первую очередь это произошло потому, что «речь идёт о НИШ».
«Эти школы давно вызывают пристальное внимание общественности, потому что с одной стороны всем хочется, чтобы их дети там учились. А с другой — хочется, чтобы у всех детей были такие же условия, как в НИШ. Буквально недавно было тоже долгое обсуждение, не такое острое, конечно, о том, как детям в НИШ тяжело учиться, и это влияет на ментальное здоровье. Поэтому я думаю, это был первый момент, почему каждый захотел высказаться», — считает социолог.
При этом нельзя забывать о виральности (набор популярности контента), которую могут обеспечивать конкретные инструменты. Социолог не исключает, что, возможно, взлёту темы способствовали какие-то паблики с высоким шансом раскрутки или инфлюенсеры, от которых разошлась информация.
«В общем, есть не нулевая вероятность, что шум хотели поднять, и тогда это было сделано сначала механически, а потом уже присоединились все, кто любит комментировать инфоповоды. Интересна также роль депутатов в том, что вопрос стал таким обсуждаемым. Как справедливо заметили некоторые пользователи соцсетей: на убийство 16-летнего подростка (Шерзата Полата в Талгаре. — Ред.) так не реагировали, как на этот случай», — подметила эксперт.
Если исходить из аргументов за исключение и против, резонанс также вызван двумя противоположными соображениями: «за следование принципу академической честности и уважения к человеческому достоинству (со стороны тех, кто хочет исключения) и предотвращение потенциального суицида (со стороны тех, кто против)».
«Конечно, для Казахстана вопрос детского суицида стоит остро, и поэтому противники исключения стали использовать его: мол, ребёнку нанесут травму и т.д. А вопрос академической честности и человеческого достоинства для нас второстепенный, как правило. Поэтому тут произошло столкновение даже на ценностном уровне. А ценностные столкновения бывают самыми жёсткими», — заключила Камила Ковязина.

Бонусы и психотравма: врач-психиатр рассказала о причинах популярности темы
Казахстанский психотерапевт и врач-психиатр Арай Альгожина считает, что по поводу правильности или неправильности решения об отчислении судить нельзя. Однако нужно понимать, что решения принимают соответственно внутреннему уставу учреждения и законам РК.
«Как специалист в области психического здоровья я не могу давать оценку всех действий. Но скажу так: за любое действие или бездействие ответственность нести нужно, а справедливое наказание или нет — тут мнения делятся даже у юристов, учителей и общества», — сказала она.
Арай Альгожина считает, что тема столь интересна обществу, скорее, из-за самого учебного заведения. НИШ, по её словам, представляется многим как «элитарность и большие возможности».
«Родители и дети мечтают учиться в этом учреждении, и отдают миллионы для того, чтобы подготовить ребёнка к этой школе. Также общественный резонанс может быть из-за того, что «неясно кого слушать» и картина разная. Первой в сеть попала информация, что НИШ оплатит обучение отчисленного в частной школе», — напомнила психотерапевт.
Что может задевать общество, по мнению Арай Альгожиной:
- человек нарушает правила;
- уходит от ответственности;
- получает «бонусы», чтобы не получить «психотравму».
«Это и в будние дни триггерит каждого казахстанца, а теперь эта модель прошла и в школы. Потом пошла информация о том, что ребёнка перевели в государственную школу. Тут тоже общественное мнение разделилось и дискуссия продолжилась. Тут ясно одно: ситуация отозвалась в каждом и каждый увидел что-то своё в этой истории», — заключила психиатр.
Материал подготовили Даулет Оспанов и Александр Смолин
Читайте также: