26-летний учитель физики Жаскайрат Наубетов из Семея меняет привычный формат преподавания. Стандартные лекции он разбавляет комиксами, где законы Ньютона объясняют вымышленные персонажи, а сюжет помогает разобраться, как работает инерция или откуда берётся ток в розетке. Сейчас учитель разрабатывает полноценный учебный комикс, который надеется внедрить в школьную программу.
Корреспондент Centralmedia24 поговорила с Жаскайратом Наубетовым о том, что сдерживает креативность учителей, почему они сталкиваются с оскорблениями со стороны учеников и кто, по его мнению, должен отвечать за престиж профессии педагога.
«Традиционные методы обучения подходят не всем ученикам»
С детства Жаскайрат Наубетов мечтал стать учителем. Эта мечта приобрела конкретные очертания в старших классах, когда его увлекла физика.
«Помню, как в начальной школе в сочинении на тему «Кем я стану» написал, что буду учителем. В старших классах твёрдо решил стать учителем физики. Но окружающие отговаривали меня: мол, зарплата низкая, перспектив мало. Я слушал, но не передумал. Хотел заниматься тем, что действительно нравится», – рассказывает учитель.

Его педагогический путь начался в непростое время – во время карантина 2020 года. Проводя уроки по Zoom, Жаскайрат Наубетов начал искать способы сделать занятия интересными. Первые шаги были простыми: мемы по физике в слайдах, цитаты из TikTok в конце контрольных. Он даже предлагал ученикам снимать домашние эксперименты и выкладывать их в Instagram.
«Позже, когда карантин закончился и дети вернулись в школу, я заметил, что больше всего им запомнились не сами уроки, а демонстрации и эксперименты», – вспоминает учитель.
@naubetov_zhaskairat Ответ пользователю @nurgalievv3 Моментті пайдаланып салып қалайын#қазақстанмұғалімдері #физика #шизика ♬ оригинальный звук — Физика шизика
Именно тогда у Жаскайрата Наубетова родилась идея использовать персонажей аниме и сторителлинг для объяснения сложных тем. А затем он пошёл ещё дальше. На одной из недель науки он предложил ученикам нарисовать комикс по пройденной теме. Результат превзошёл все ожидания – работы были настолько хороши, что украсили стены школы.
«Я никогда не преподносил это как какой-то особенный метод. Это был всего лишь один из множества приёмов, которые я использую на уроках», – скромно говорит мужчина.

Однако именно этот подход принёс ему признание. На конкурсе, организованном управлением образования Абайской области, его идея получила высокую оценку. При этом Жаскайрат Наубетов не противопоставляет свои методы классическим.
«Не скажу, что традиционные методы не работают вовсе. Они могут подходить не всем ученикам. Если раньше класс воспринимался как единое целое, то сегодня к каждому ученику нужен свой подход. Учитель должен уметь подстроиться и быть гибким», – говорит учитель.
Комиксы войдут в школьную программу?
Сейчас Жаскайрат Наубетов работает над выпуском собственной учебной комикс-книги по физике. Он уже подготовил комикс для 7 класса в сотрудничестве с издательством «Арман-ПВ», где главными героями стали учитель физики и двое учеников, которые путешествуют и изучают законы физики.
«Я изготовил черновики, а художник в издательстве сделал иллюстрации. Релиз был запланирован на этот год, но пока его перенесли – точные сроки ещё неизвестны», – говорит он.
Амбициозная цель учителя – предложить добавить этот комикс в школьную программу.

«После выхода этого комикса я планирую заняться материалами для 8 класса. Я до сих пор работаю с энтузиазмом, превращаю собственные увлечения в методы преподавания. Я делаю уроки интересными не только для учеников, но и для себя. Самая большая награда – видеть, как у школьников появляется интерес к предмету», – признаётся Жаскайрат Наубетов .
Скоро мужчина переедет из Семея, где преподавал в лицее «Білім-Инновация», в Алматы. С нового учебного года он будет работать в частной школе SDL School.
Что мешает учителям проявлять креативность на уроках
В 2023 году Жаскайрат Наубетов участвовал в республиканском конкурсе «Жаңа мектепке – жаңашыл ұстаз» («Новая школа – современный учитель»), где собрались около 60 молодых специалистов. Он был поражён количеством креативных идей у коллег, но заметил и общую проблему:
«Возвращаясь в свои школы, многие из них сталкиваются с отчётностью и бумажной работой, из-за которой не остаётся времени на творчество. Сейчас, конечно, стараются сократить бумажную волокиту, но тем не менее времени на креативную работу всё равно остаётся мало – и это факт».

Жаскайрат Наубетов уверен, что в наше время, когда технологии активно развиваются, «и в городской, и в сельской школе есть возможность применять любые методы».
«Администрация школы не в состоянии защитить учителя»: что мешает развитию престижа педагога
В мае 2025 года в Назарбаев Интеллектуальной школе разгорелся скандал: учитель поймал ученика на списывании во время экзамена, а в ответ услышал в свой адрес нецензурное оскорбление. Школа отчислила ученика. После этого в сети разгорелись споры. Одни утверждали, что школа нарушила права подростка и нанесла ему психологическую травму. Другие поддержали решение администрации, напоминая, что без уважения к учителю невозможно сохранить дисциплину и говорить о качественном образовании.
Жаскайрат Наубетов считает, что такие ситуации нередко происходят и в других школах, просто чаще руководство предпочитает не вмешиваться.
«Этот случай вызвал общественный резонанс потому, что администрация школы встала на сторону учителя. Так они на деле показали тот самый статус и престиж профессии учителя, о котором все говорят. Стоит признать, что подобные ситуации происходят и в других школах. Но часто администрация не в состоянии защитить педагога».

Жаскайрат Наубетов считает, что развитию престижа профессии мешает отсутствие правильного диалога между школой, учеником и родителями:
«Если возникает проблема, ученик и родитель не должны быть против учителя. Наоборот, учитель и родитель как взрослые должны работать вместе над воспитанием ребёнка. Если ученики и их родители начинают доверять школе, если их ожидания оправдываются – значит, авторитет учителя действительно растёт».

Для Жаскайрата Наубетова идеальный учитель – это тот, кто не боится быть неидеальным:
«Он не должен бояться ошибаться и пробовать разные методы. Он должен уметь показывать ученикам доброту и человечность на своём примере – вместе с передачей знаний».
«Педагогика уже не запасной вариант»
Жаскайрат Наубетов с оптимизмом смотрит на изменения, происходящие в системе образования. Он отмечает, что в последние годы подняли пороговые баллы ЕНТ для абитуриентов, поступающих на педагогические специальности.
«Это говорит о том, что теперь педагогика – это не запасной вариант для тех, кто не прошёл на другие специальности, а осознанный выбор», – отмечает учитель.
Основной причиной он видит повышение стипендий и заработной платы, что способствует увеличению числа квалифицированных педагогов:
«Нужно помнить, что хорошие учителя готовят сильных кадров для страны».
Сейчас студенты педагогических и медицинских специальностей получают стипендию в размере 75 600 тенге. В конце мая вице-министр науки Талгат Ешенкулов сообщил, что с 1 сентября 2025 года размер стипендии для студентов бакалавриата составит 52 372 тенге.
Читайте также: