В Казахстане в очередной раз запустили петицию с просьбой смягчить наказание для тех, кто сел за руль в нетрезвом виде. Речь идёт о пересмотре срока лишения прав и восстановлении градации степени опьянения. Сейчас за пьяную езду водителя лишают прав на семь лет. Почему амнистировать — значит наступить на собственные грабли, разбирался корреспондент Centralmedia24.
Призывы ужесточить ответственность за пьяное вождение звучали в обществе давно. Причина тому – громкие дела со смертельным исходом, когда виновник отделывался лёгким испугом и вновь садился за руль. Фамилия одного из таких героев даже стала нарицательной – усеновщина.
У многих казахстанцев эта история осталась в памяти: в 2013 году сын чиновника Максат Усенов, уже лишённый прав за вождение в нетрезвом виде, сбил людей на тротуаре в Алматы, один погиб. Дело прекратили, а виновника арестовали на 45 суток и лишили прав на два года. Но уже через год, в 2014-м, он вновь попал в ДТП, в котором пострадала женщина. Наказание – 20-дневный арест.
Таких историй происходило не мало, а в обществе нарастало недовольство мягким наказанием.
В 2019 году Касым-Жомарт Токаев высказался о необходимости ужесточения ответственности за управление автомобилем в нетрезвом виде и изменённом состоянии сознания. Тогда речь шла о наказании вплоть до пожизненного лишения прав.
«Давайте всех нарушителей дорожного движения, людей, которые осознанно садятся за руль, находясь в алкогольном опьянении или после принятия наркотиков и других психотропных веществ, сажать в тюрьмы. Это тяжкое преступление, направленное против законных прав наших граждан. Нужно в зависимости от тяжести преступлений и проступков давать реальные сроки, накладывать большие штрафы, изымать транспортные средства, пожизненно лишать прав на вождение. По-другому уже нельзя», — говорил президент Казахстана.
В 2020 году наказание за подобные нарушения усилили вплоть до пожизненного лишения водителя прав в случае повторных инцидентов.
Но совсем недавно, 20 мая 2025 года, на официальном портале онлайн-петиций опубликовали новый документ. Заявитель — казахстанец Елжан А. — обратился к МВД РК с просьбой пересмотреть статьи 608 (часть 1-3), 613 и 346 КоАП РК, касающиеся управления транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения.
По мнению автора петиции, закон слишком строг к нетрезвым водителям.
Автор петиции просит:
- Ввести градации степени алкогольного опьянения, включая допустимый минимальный порог (в промилле).
- Пересмотреть меру наказания для водителей, впервые совершивших это правонарушение, сократив срок лишения прав и смягчив административное взыскание.
- Ввести механизм досрочного возврата водительских прав при условии уплаты административного сбора в размере 200 000 тенге.
- Рассмотреть возможность альтернативных мер воздействия, таких как штраф, прохождение обязательных курсов, проверка на знание ПДД и другие формы профилактики.
Автор документа подчеркнул, что не оправдывает управление автомобилем в нетрезвом виде, но просит обеспечить справедливый и соразмерный подход к наказанию, особенно в отношении граждан, впервые нарушивших закон.
«Это будет способствовать укреплению доверия к правовой системе и усилению профилактики подобных нарушений», — сказано в тексте.
К 26 мая 2025 года петиция набрала почти 2 тысячи подписей из необходимых 50 тысяч для перехода на следующий этап. Сбор голосов продлится до 20 ноября 2025 года.
Не первая петиция
Стоит отметить, что петиции с аналогичным содержанием запускают ежегодно в Казахстане. К примеру, в апреле 2024 года Нурлан Х. тоже просил изменить статью 608 КоАП РК.
Но из десятков тысяч казахстанцев, от лица которых автор запустил петицию, документ тогда подписали всего 1462 человека.
В комментариях пользователи и тогда предлагали рассмотреть возможность внесения штрафных санкций для сокращения срока лишения прав.
Другие выступали за ужесточение наказания.

В МВД документ рассмотрели, однако подчеркнули, что ужесточение ответственности за пьяное вождение в 2020 году оказалось эффективным и пересмотру не подлежит.
«Предусмотренные меры ответственности за езду в состоянии опьянения являются эффективными и соответствуют степени тяжести совершённого деяния, а также в должной мере способствуют профилактике наступлению тяжких последствий. Таким образом, учитывая тяжесть последствий, которая может наступить в результате управления транспортным средством в состоянии опьянения, пересмотр санкции статьи за это правонарушение, в том числе её градации, не поддерживается. Кроме того, согласно нормативного постановления Конституционного суда от 27 октября 2023 года, часть первая статьи 608 КоАП признана соответствующей Конституции», — сказано в ответе МВД.
Осенью 2023 года также запускали петицию с подобной просьбой, но и тогда безуспешно.

МВД категорически против
В феврале 2025 года депутат Мажилиса Николай Арсютин в запросе на имя главы МВД отметил большое количество обращений от граждан по поводу 608-й статьи КоАП РК.
«В большинстве стран наказания более гибкие. Они учитывают степень опьянения и обстоятельства правонарушения, что снижает социальные и коррупционные риски. В этой связи предлагаем МВД предоставить аргументированный анализ, какие в настоящее время есть обоснования по сохранению установленных мер (административный арест на 15 суток и лишение прав на 7 лет) в контексте уже имеющейся правоприменительной практики», — сказал он.
Позже в кулуарах Сената депутат Марат Кожаев отрицательно высказался по поводу такого предложения. Он назвал норму сдерживающей и показавшей хорошие результаты. Он отметил также, что ранее за нетрезвое вождение лишали прав на год, и эта мера не была эффективной.
«Я не поддерживаю решение сиюминутно поменять эту норму закона. Специалисты в области обеспечения дорожной безопасности говорят, что эта норма на сегодняшний день является сдерживающей. Сначала было лишение прав на год, и она не сдерживала. Потом на 2, 3 года и так далее. Даже, по-моему, 5 лет было. И вот только когда до 7 лет это всё доросло, тогда стало серьёзным сдерживающим фактором. Люди остерегаются садиться за руль, выпив», — сказал депутат.
Марат Кожаев призвал всё взвесить и выверить, прежде чем «принимать решения на эмоциях». Спустя неделю в МВД официально объявили, что категорически против любых смягчений, потому что закон работает исправно.
Как отметил глава Комитета административной полиции МВД РК Кайсар Султанбаев, количество водителей, которые садятся за руль в нетрезвом виде, годами не снижается.
«МВД категорически против объявления амнистии или смягчения ответственности за управление транспортом в состоянии алкогольного опьянения. Есть принцип закона и порядка. Тем более что 2025 год объявлен годом профилактики. Если мы говорим о жизни и здоровье граждан, об обеспечении общественной безопасности и тем более в сфере дорожной безопасности, мы должны понимать, что пьяный водитель – это преступник, который отвечает за жизнь и здоровье граждан. Поэтому здесь никаких смягчений не будет», — высказался он.
В ответе на депутатский запрос МВД привело статистику:
Как подчеркнул министр внутренних дел Ержан Саденов, нужно понимать, что население страны растёт, увеличивается и статистика по нарушениям правил ПДД. Однако с 2020 года ужесточение дало свои результаты.
«В результате принятых мер количество фактов управления автотранспортом в состоянии опьянения за последние годы снизилось на 14% (с 28 801 до 24 786 фактов), удельный вес «пьяного вождения» в общем числе нарушений ПДД — в 1,5 раза (с 1,01 до 0,65%), а повторное управление автотранспортом в состоянии опьянения лицами, лишёнными такого права — в 2 раза (с 2510 до 1276 фактов)», — сказано в ответе на депзапрос.
Что касается анализа опыта зарубежных стран, то он показывает наличие как мягкой, так и более жёсткой ответственности по сравнению с Казахстаном:
- В Японии пьяному водителю грозит весомый штраф и тюремное заключение. При этом накладывают штраф и на пассажиров, согласившихся на поездку с ним.
- В Малайзии предусмотрена семейная ответственность, где вместе с нетрезвыми водителями могут арестовать и их супругов.
- В США, в штате Иллинойс, предусмотрено пожизненное лишение водительских прав, тюремное заключение и штраф.
- В Беларуси при повторном употреблении алкоголя за рулём изымают автомобиль водителя и продают его в доход государства. При этом неважно является ли он автовладельцем.
- В Китае лишают водительских прав до пяти лет. Однако если езда в пьяном виде привела к ДТП со смертельным исходом, водителя приговаривают к смертной казни.

Мнение водителя: С легализацией пьянства за рулём плакала наша с вами безопасность
Известный журналист, телеведущий и автолюбитель Талгат Куспаев считает саму петицию и смягчение наказание вопиющим недоразумением. Такие послабления, по его мнению, могут стоить множества жизней.
«Кому только могло прийти в голову предложить смягчить наказание за вождение в алкогольном опьянении? Кому надоело жить? Кому не жалко родных — тех, кто завтра может погибнуть под машиной нетрезвого водителя? Недавно один из таких — очередной «усенов» — не случайно сбил, а целенаправленно наезжал, давил и задавил, в буквальном смысле жестоко убил охранника алматинского ЖК. Теперь представьте, что ждёт нас, если людям разрешат садиться за руль пусть даже в «слегка» выпившем состоянии или начнут прощать вождение в нетрезвом виде», — сказал журналист.
По его словам, в Казахстане и так низкая культура вождения: даже трезвые автомобилисты ведут себя порой неадекватно, устраивая на дороге гонки и драки, а также постоянно залипая в смартфонах. Если допустить мысль о том, что пьяные водители будут чувствовать себя безнаказанно, дороги станут хаосом, считает он.
«У нас, к сожалению, почти каждый день люди гибнут под колёсами автомобилей. Среди жертв много детей, они погибают не только на оживлённых улицах и магистралях, но и во дворах, возле школ и других местах, где, казалось бы, риск угодить под машину ничтожно мал. И всё же их сбивают. Виновниками этих трагедий не всегда становятся мажоры и неопытные новички. Наезжают на людей и водители с большим стажем за рулём. Иногда водителю достаточно перепутать педаль газа с тормозом, на секунду отвлечься или не успеть моментально среагировать и случается трагедия. А в случае с алкоголем степень риска увеличивается в несколько раз: х2, а то и все х10», — уверен автомобилист.
Талгат Куспаев за рулём 11 лет. По его мнению, стаж не такой большой, но за это время он успел повстречать на дороге «много подобных персонажей», от которых «хочется держаться подальше — иначе беды не избежать».

«У нас напрочь отсутствует какая-либо культура вождения, а с легализацией пьянства за рулём плакала и наша с вами безопасность. Я категорически против подобной инициативы и считаю рассмотрение этой петиции не то что неуместной, а преступной», — заключил Талгат Куспаев.
Взгляд адвоката: Выпившим за руль садиться противозаконно
Член Алматинской областной коллегии адвокатов и автолюбитель с 25-летним стажем Гулайым Шинтаева тоже против петиции. По её мнению, наказание, которое применяют сейчас, местами даже недостаточно сурово.
«Выпившим за руль садиться противозаконно. В таком состоянии человек может искалечить не только свою судьбу, но и судьбу других людей: устроить аварию, сбить детей. Да что угодно! Как можно согласиться с такой петицией?! Я также за увеличение срока ареста за подобные нарушения. Не 15 суток, а 20-40. Нужно относиться к ситуации серьёзно», — подчеркнула адвокат.

В её адвокатской практике было множество случаев, когда люди теряли близких из-за пьяного водителя. Даже была ситуация, когда жертва стала виновной.
«Доказали, что пешеход переходил дорогу в неположенном месте, мол, там светофора не было. Но машина, которая сбила его, ехала 80-90 км при знаке в 60 км в час. В итоге пострадавшей стороне не возместили ущерб, то есть человек убил кормильца семьи и ушёл от наказания. Экспертиза не смогла доказать, что тот был выпивший. Он бросил место происшествия и скрылся. Машина была арендная и пассажирка, ехавшая с водителем, видела, как тот покупал себе в киоске пиво», — рассказала юрист.
Через три дня, когда нарушитель объявился, тест уже не показывал наличие алкоголя в организме. В итоге его вину не смогли доказать.
Мнение эксперта: Нынешняя жёсткость закона — это реакция на дикое прошлое
Как рассказал корреспонденту Centralmedia24 председатель Независимого автомобильного союза (НАС) Эдуард Эдоков, у нынешнего сурового закона есть обоснование.
«Думаю, что нынешняя жёсткость закона — это реакция на дикое прошлое, когда за пьяное ДТП с трупами можно было “договориться”. Это нужно было остановить», — подчеркнул эксперт.
По его словам, государство вынужденно приняло жёсткие меры, и они действительно работают. Но он не против ввода градаций и технологий контроля, считая, что людям стоит давать шанс исправиться, «не нарушая принципа нулевой толерантности».

Что предлагает председатель НАС РК:
- Дать шанс первично пойманному на исправление: «В зависимости от степени опьянения, конечно. Например, ввести штраф в 1 млн тенге + обязательные курсы, как в Германии».
- Установить алкозамки в машины тех, кто уже попадался.
- Усилить публичный контроль над делами по этой статье, чтобы не было лазеек.
- «И главное — не смягчать наказание для рецидивистов. Пойман второй раз — 7 лет и без вариантов».
По его словам, во многих странах введены градации опьянения, это позволяет рассматривать ситуацию «более гибко»:
- до 0,3 промилле — допустимо (или штраф);
- 0,3-0,8 — нарушение средней тяжести;
- выше 0,8 — уголовное преступление.
Эдуард Эдоков считает, что Казахстан мог бы перенять эту практику, но «только при усилении контроля и ликвидации «коридоров коррупции»»». По его мнению, подобное является правильным, разумным и справедливым подходом к вопросу.
Пока же казахстанский опыт показывает, что именно ужесточение наказания стало переломным моментом в борьбе с пьяным вождением. Только когда общество увидело реальную цену нарушения, появился страх перед последствиями. Получается, что лишение прав — это не репрессивная избыточность, а необходимый инструмент обеспечения общественной безопасности.