С 12 июля в Казахстане запретили носить предметы одежды, затрудняющие визуальное распознавание человека, в том числе камерами видеонаблюдения. Centralmedia24 разбирался, кого не касаются ограничения, предыстории вопроса и опыте других стран.
В Министерстве внутренних дел на запрос редакции подчеркнули, что идентификация лиц и соблюдение общественного порядка должно проходить без ущемления прав и свобод граждан, включая вероисповедание.
«Нарушением признаётся ношение предметов одежды, закрывающих лицо до степени, препятствующей визуальному распознаванию человека, в том числе камерами видеонаблюдения. Запрет не распространяется на случаи, обусловленными погодными условиями, медицинскими показаниями. Также исключения составляют случаи, когда это необходимо для исполнения требований законов Республики Казахстан, служебных (должностных, трудовых) обязанностей, гражданской защиты, а также для лиц, принимающих непосредственное участие в спортивных, спортивно-массовых и культурно-массовых мероприятиях», – ответили в МВД.
Какие предметы одежды оказались под запретом
Запрет касается только предметов одежды, полностью закрывающих лицо и препятствующих распознаванию личности: балаклавы, маски и никабы. При этом элементы религиозной одежды (хиджаб ), не закрывающие лицо, не подпадают под действие нормы.
В МВД ожидают, что в обществе отнесутся к новым правилам с пониманием и гражданской ответственностью.
«Предусмотренные меры ответственности за неисполнение запрета – преимущественно профилактические. Основной акцент делают не на наказании, а на обеспечении безопасности и правовом информировании граждан. Порядок применения запрета и меры административной ответственности будут определены дополнительно с учётом принципов законности, пропорциональности и правовой определённости», – добавили в МВД.
Иностранные граждане также обязаны соблюдать действующее законодательство.
Запрет на ношение никаба не нарушает права человека – ЕС
Казахстан стал последней страной в Центральной Азии, где в общественных местах официально запретили ношение никабов, балаклавы, бурки, паранджи и других элементов. Первым аналогичный запрет ввёл в 2023 году Узбекистан. В Таджикистане соответствующий закон приняли в 2024-м. Кыргызстан запретил ношение одежды, не позволяющей идентифицировать личность в общественных местах, в январе 2025-го.
Юрист, генеральный директор и учредитель компании «Закон и справедливость» Анатолий Бахирев объянил, как в Казахстане пришли к этому и почему ношение такой одежды препятствует правоохранительным структурам в идентификации личности.
«Говорили о запрете давно. Помню, ещё в 2017 году особо активно обсуждали этот вопрос. Даже планировали штрафовать нарушающих на 50 МРП. Назывался законопроект «О религиозной деятельности и религиозных объединениях». В Министерстве по делам религий пошли на такой шаг после того, как в некоторых европейских странах приняли подобные законы, и Европейский суд по правам человека признал, что всё это никак не нарушает права граждан. Только в 2025 году мы дошли до этого», – рассказал юрист.
Он подчеркнул, что норму в первую очередь ввели не столько для запрета ношения определённой одежды, сколько для того, чтобы любого человека можно было отследить, зафиксировать и использовать информацию в качестве доказательной базы.
«Помните, когда вводили запрет на тонировку лобового и передних боковых стёкол автомобиля? И это оказалось правильным с точки зрения раскрытия преступлений – нас убедили, что такие меры играют весомую роль в борьбе с преступностью. Считаю, что новые нормы также требуются для безопасности граждан», – сказал эксперт.
Он добавил, что хиджаб, как и чадра, не противоречат закону. Эти религиозные атрибуты позволяют распознать лицо и установить личность. С другой же стороны этого невозможно сделать с человеком, например, в парандже или никабе.
Традиция ношения никаба не считается обязательным – теолог
В комментарии Centralmedia24 доктор философии, теолог Расим Челидзе отметил, что никаб – это дополнительная часть женской одежды, в частности, головного убора, закрывающая лицо кроме глаз от посторонних мужских взглядов.
«По крайне мере такое определение можно встретить в различных современных мусульманских источниках. С точки мусульманской, суннитской юриспруденции, традиция ношения никаба не считается обязательным, а лишь допустимым, что позволяет женщинам-мусульманкам строго не следовать обязательному его ношению. Никаб – не изобретение мусульман, он присутствовал во многих культурах Ближнего Востока и Африки ещё до посланнической миссии пророка Мухаммада (мир Ему!). Поэтому рассматривать никаб, как религиозное обязательство, не имея для этого очевидных и чётких оснований, – лишь спекуляция и намеренное смешение ближневосточных традиций и религии», – сказал теолог.
Расим Челидзе пояснил: если в источниках встречаются исторические аспекты ношения убора для лица, то это связано непосредственно с требованием возникшей ситуации в тот или иной период. Но речь идёт о том, что это требование было не от религии.
«В большинстве случаев ношение никаба или его запрет – ситуативные требования. Если ношение обусловлено жарким климатом, пустынными ветрами, то запреты были обусловлены другими религиозными обязательствами, как на примере совершения паломничества. Введение государством запрета на ношение уборов, закрывающих лицо, – одно из вполне допустимых норм. Точно такие нормы запретов или ограничений мы можем встретить в истории Оттоманской Империи, когда для безопасности населения и идентификации, так же схожих с траурным одеянием одежд, султан Абдульхамид II издал указ о запрете ношения чёрной женской одежды», – заключил эксперт.
Опыт стран
Европейские страны по-разному принимали решения о подобных запретах. Например, в Бельгии с 2012 года на законодательном уровне действует запрет на ношение в общественных местах паранджи и никаба, а в Нидерландах – на любую одежду, закрывающую лицо. В Барселоне и некоторых городах Италии, Дании, а также в германском регионе Гессен полностью ввели запрет на паранджу.
В Турции проводили эксперименты. В итоге в 2013 году пришедшая к власти Партия справедливости отменила запрет на ношение хиджаба в общественных местах. Хотя в некоторых учреждениях, таких как суды и Вооружённые силы, всё ещё существуют ограничения. Однако по-прежнему в силе остаётся запрет на полное закрытие лица.
С 2011 года во Франции действует закон, запрещающий в общественных местах маскировать или скрывать лицо как мужчинам, так и женщинам. Сейчас за это полагается штраф и лишение свободы до одного года. Закон также предусматривает наказание для тех, кто принуждает женщин носить закрывающую лицо одежду.
В 2014 году Европейский Верховный суд рассмотрел много судебных дел в отношении Франции по соблюдению прав человека, однако все истцы в итоге проиграли.
С 2015 года в африканской стране Сенегал действует запрет на паранджу и никаб в общественных местах. Причиной послужили террористические акты, организованные террористами в парандже и никабе, принадлежащими местной террористической организации.
Ранее представители Духовного управления мусульман Казахстана поддержали новый порядок.
Читайте также: «Если скрывать нечего, зачем лицо закрывать?» – глава МВД о запрете никабов