В Казахстане радикально пересмотрели подход к проблемным банкам. Новый закон о банках чётко определяет, как выявлять и спасать неустойчивые банки через три режима: усиленный надзор, восстановление устойчивости и решение о неплатёжеспособности, рассказала председатель АРРФР Мадина Абылкасымова, сообщает Centralmedia24.
Новый закон о банках, принятый в 2025 году, полностью переработал регулирование проблемных банков.
Глава финрегулятора Мадина Абылкасымова сказала: «Я думаю, в целом на следующей неделе у нас есть план провести такой большой круглый стол с разъяснением всех положений по новым механизмам регулирования качества, особенно банков. Я думаю, вот на фоне такого большого интереса к этому вопросу мы обязательно пригласим все деловые, финансовые издания, подробно расскажут».
Закон структурирует работу с банками на всех этапах – от открытия до ликвидации. Он вводит три механизма для проблемных банков:
- Усиленный надзор. Применяется при первых признаках финансовой неустойчивости, таких как нарушение коэффициентов ликвидности или рост неработающих кредитов.
- Восстановление финансовой устойчивости. Включает жёсткие меры, вплоть до назначения временного управления со стороны регулятора.
- Решение о неплатёжеспособности. Если банк не может выполнять обязательства, его активы передают другому банку или продают инвестору.
Новый закон делает регулирование прозрачнее, но акцент на системно значимых банках вызывает вопросы. Такие банки, определяемые Нацбанком по размеру активов, депозитов и роли в платежах, получают повышенные требования к капиталу и отчислениям в фонд гарантирования депозитов.
«Есть там четыре критерия, по которым банк относится к системно-значимому. Для примера, это его размер активов, размер его депозитов, его роль в межбанковских платежах, его роль, значимость для всей финансовой системы», – пояснила Абылкасымова.
Если банк признают неплатёжеспособным, его акционеры теряют капитал, а государство может стать владельцем. Новый инструмент – облигации TILAC, которые конвертируются в капитал для покрытия убытков. Однако спасение системных банков ляжет на плечи других банков через взносы, пропорциональные их размеру. Это может создать нагрузку на мелкие банки, усиливая концентрацию рынка.
Закон чётко прописывает индикаторы неустойчивости: рост неработающих кредитов, нарушение ликвидности, несоблюдение пруденциальных нормативов.
«Четко прописаны, какие индикаторы, какие триггеры и какие надзорные меры со стороны регулятора могут применяться к такому банку», – сказала глава АРРФР.
Для системно значимых банков вводятся повышенные надбавки на капитал и усиленный надзор. Если банк неплатёжеспособен, возможны три пути: передача активов другому банку, продажа инвестору или государственная поддержка. Последняя применяется только по решению Совета по финансовой стабильности, куда входят представители правительства, Минфина, Нацбанка и АРРФР.
«Здесь однозначно на 100%. И однозначно заложен главный принцип, что акционер теряет владение данным банком. То есть полностью списывается акционерный капитал в этом банке», – сказала Абылкасымова.
Государство, становясь владельцем, позже продаёт банк частному инвестору, чтобы вернуть вложенные средства. Если продажа не покрывает затраты, разницу компенсируют другие банки.
Новый инструмент TILAC – облигации, заранее предназначенные для покрытия убытков.
«При этом заранее в этом проспекте эмиссии долговых бумаг указывается, что данные облигации могут быть использованы для покрытия убытков банка, в случае его неплатёжеспособности», – добавила Абылкасымова.
Это повышает риск для инвесторов, но делает рынок дисциплинированнее.
Механизм исключает моральный риск, когда банки рассчитывают на спасение государством. Абылкасымова отметила: «Исключается так называемый moral hazard или моральный риск на рынке, когда банки будут надеяться, что государство в любом случае им окажет поддержку».
Но требование от мелких банков покрывать убытки крупных вызывает вопросы.
Читайте также: